Развиваем мелкую моторику у детей
консультация по психологии

Мерзликина Неля Анатольевна

Развиваем мелкую моторику у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_melkuyu_motoriku_u_detey.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию мелкой

моторики рук у детей

         Вся история развития человечества доказывает,  что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

        Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.  По многим наблюдениям у детей,  которые выполняли упражнения для развития мелкой моторики рук, улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе. Так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка,  работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание заданиям, упражнениям, играм, содержащим мануальный аспект деятельности, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят его к овладению навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Во время занятий по развитию моторики следует помнить и соблюдать следующие общие правила:

•        любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

•        сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь.

•        число повторений нового действия определяется возможностями занимающегося улучшать движение при каждой новой попытке;

•        повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;

•        интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки – как физическую, так и психическую;

•        продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и даже вредно;

•        перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.

Сформированность уровня мелкой моторики играет важную роль в развитии у детей с ограниченными возможностями здоровья. Сам термин мелкая моторика означает разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы рук. Научные сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук выявили прямую связь сформированности уровня мелкой моторики у детей и сформированным уровнем развития психических процессов. Учеными был так же разработан метод, определяющий говорящих и не говорящих детей. Если малыши способны изолированно показывать пальчики, то считается – это дети говорящие. Если же возникают трудности при показе одного, двух, трех пальчиков, наблюдается сильное напряжение пальчиков рук при показе, и они сгибаются и разгибаются только вместе — это не говорящие дети. Изолированные, активные, точные, без напряжения движения пальцев рук у детей с ограниченными возможностями здоровья  в игровой деятельности будут способствовать развитию психических процессов, особенно мышления и речи. К школе детям придется осваивать новую деятельность – письмо. Педагоги начальной школы, психологи рекомендуют тренировать, укреплять мелкие мышцы рук детей, чтобы движения были уверенные, точные, почерк был красивый.

Развитие мелкой моторики у детей

1 месяц: ребенок захватывает вложенную в руку погремушку.

2 месяца: ребенок удерживает погремушку непродолжительное время.

3 месяца: ребенок активно двигает ручками.

4 месяца: ребенок держит погремушку и рассматривает ее, играет ручками, царапается, сжимает пальчики.

5 месяцев: ребенок схватывает один из предложенных кубиков.

6 месяцев: ребенок схватывает кубик всей ладонью, удерживает его в центре ладони, обхватив пальцами.

7 месяцев: ребенок схватывает кубик всей ладонью с противопоставлением большого пальца.

8 месяцев: ребенок схватывает мелкий предмет указательным, большим и средним пальцами — лучевое схватывание.

9 месяцев: ребенок берет кубик тремя пальцами — указательным, большим, средним.

10 месяцев: четко берет мелкие предметы пинцетным захватом – большим и указательным пальцами.

11 месяцев: ребенок схватывает погремушку за ручку.

12 месяцев: ребенок бросает игрушку и точно прослеживает траекторию падающей игрушки, ребенок точно схватывает пинцетным схватыванием витаминку  или шарик из мякиша черного хлеба.

1 год 3 месяца: ребенок пытается опустить витаминку в бутылочку, часть попыток неудачна; пинцетное схватывание.

1 год 9 месяцев: ребенок держит кубик кончиками большого, указательного и среднего пальцев — лучевое схватывание, видно пространство между кубиком и ладонью.

2 года 6 месяцев: ребенок держит карандаш двумя пальцами, чертит две и более пересекающиеся линии, имитирует рисование горизонтальных и вертикальных линий, имитирует рисование круга.

3 года: ребенок скатывает между ладошками колобок из пластилина, глины, теста, имитирует рисование волнистой линии, копирует простые фигуры – это круг и квадрат, пользуется ножницами, старается резать ровно, разворачивает обертку и достает конфету без посторонней помощи, использует обе руки, но одной отдает предпочтение, застегивает и расстегивает большие пуговицы, молнию.

4 года: ребенок копирует 3 простых фигуры – это круг, квадрат, треугольник, действует двумя руками, выполняя простые операции – отвинчивает крышку банки, выдергивает кнопки и т.д., сам чистит зубы под присмотром, зашнуровывает ботинки.

5 лет: ребенок устойчиво режет по линии, копирует четыре простых фигуры – это круг, квадрат, ромб, треугольник, изображает несколько печатных заглавных букв, действует отдельными пальцами в пальцевых играх, рисует простые узнаваемые картинки,  успешно намазывает клеем детали и приклеивает их, могут одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, умеют пользоваться письменными принадлежностями, посудой и другими предметами домашнего обихода.

6-7 лет: рисуемые объекты ребенком узнаваемы, появляется пропорциональность деталей, могут завязывать простой узел, совершенствуется изобразительная деятельность, рисуют карандашами различные фигуры, вырезают из бумаги, лепят из глины и пластилина различные фигуры.

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях

1. Педагоги, психологи рекомендуют родителям заниматься с детьми раннего возраста ежедневно специальными упражнениями, играми которые укрепляют пальцы рук, способствуют формированию захвата, развивают согласованные движения рук, графические навыки, стимулируют речь и мышление.

2. Тренировать пальцы рук ребенка рекомендуется с шести месяцев после рождения. Самый простейший метод – массаж. Родитель поглаживает пальчики рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Массаж развивает силу рук малыша, тактильные ощущения. Упражнение обеих рук следует проводить пять минут ежедневно.

3. Использование пальчиковых упражнений. Родитель берет каждый пальчик ребенка отдельно, сгибает и разгибает его. Упражнение обеих рук следует проводить две или четыре минуты ежедневно.

4. Использование упражнений, которые способствуют развитию хватания. Захватывание маленьких предметов одной рукой или щепотью, захватывание больших предметов двумя руками.

5. Использование дидактических игрушек –это пирамидки, матрешки, стаканчики, которые учат детей соотносящим действиям, развивают моторику, мышление.

6. Работа с глиной, тестом, песком.

7. Теневой театр.

8. Рисование карандашами «каля-маля», травки, дождика по пунктирным линиям.

9.Сбор пазлов крупного размера из поролона и дерева, сбор крупных конструкторов.

10. Выкладывание из крупной мозаики различных узоров.

Упражнения, игры по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста

«Крутись карандаш»

Ребенку предлагают карандаш с ребристой поверхностью и предлагают покатать по столу вперед-назад. Предварительно взрослых показывает ребенку, как выполняется это упражнение. Упражнение обеих рук следует проводить 3-5 минут.

«Непослушные шарики»

Ребенку предлагают небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, бусины, крупу (горох, пшено). Взрослый вместе с  малышом катают шарики ладонью по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу). Упражнение обеих рук следует проводить 3-5 минут.

«Спрячь в ладошке»

Ребенку предлагают небольшие кусочки поролона и предлагают спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно.

«Ямки»

Ребенку предлагают размять в руках кусок мягкого теста (пластилина, глины), затем положить его на твердую поверхность и сделать в нем «ямки» надавливая прямым и указательным пальцем.

«Спрячь руки!»

В глубокую миску насыпьте крупу (около 1кг). Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулак и пошевелить пальцами.

«Найди игрушку»

В глубокую миску насыпьте крупу (около 1 кг). Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите ребенку найти ее. Такую же игру можно проводить в песочнице.

«Погремушка»

Покажите ребенку пластиковую бутылку с бусинами (горохом) внутри и предложите брать предметы двумя пальцами или щепотью. Затем ребенок опускает эти предметы в узкое горлышко бутылки. После того как ребенок положит предметы во внутрь бутылки, предложите закрыть ее и погреметь.

«Пластилиновые узоры»

Дайте ребенку пластилин и покажите, как отщипнуть от большого куска маленький кусочек и скатать из него шарик (диаметр 5-7мм). Затем попросите ребенка самостоятельно скатать несколько шариков. Предложите ребенку положить пластилиновый шарик на основу и нажать на него пальчиком — получится круглое пластилиновое пятнышко. А если сначала нажать на шарик, а потом оттянуть палец вниз – получится пластилиновая линия.

Веселые пальчиковые игры:

«Пальчик, где ты был?»

Поочередно загибаем пальчики ребенка.

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

А с этим братцем песни пел.

«Ладушки»

Ладушки, ладушки

(хлопайте в ладоши),

Где были?

У бабушки.

Спали на подушке

(руки положите под щеку),

Ели колобушки

(похлопайте ладонями по коленям).

«Веник»

Кончиками растопыренных пальцев водите по столу слева направо и справа налево, словно веником подметаете пол.

Скручен, связан,

По полу пляшет-

Тут и там машет.

(Веник)

«Утюг»

Ладонью скользите по столу вперед – назад, как будто гладите утюгом.

Где пройду я — там порядок,

Ни морщинок нет, ни складок.

Пш-ш-ш, п-ш-ш-ш…

(Утюг)

«Корова»

Пальцы сожмите в кулак, а указательный и мизинец разведите в разные стороны – получатся «рога». Покачайте рукой, произнеся при этом: «Му-у-у…»

Стоит копна посреди двора-

Спереди вилы, сзади метла.

(Корова)

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 4-6 лет

1.     Контроль со стороны взрослого правильно держать ребенком карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок.

2.     Закрашивать контуры, не выходя за линию.

3.     Штриховать в одном направлении — сверху вниз или слева направо.

4.     Проводить прямые, волнистые, зигзагообразные линии карандашом на листе бумаги.

5.     Рисовать красками, пальчиковыми красками простых фигур.

6.     Конструирование из кубиков построек.

7.     Регулярные занятия с пластилином или глиной.

8.     Отщипывание – это такой способ развития пальцев руки, когда ребенок от листа бумаги кончиками пальцев отщипывает клочки и создает аппликацию.

9.     Собирание мозаики, кручение маленькой юлы, пирамидок, кольцеброса.

10.     Самостоятельное одевание и раздевание, застегивание пуговиц и молний, завязывание шнурков.

11.     Пальчиковая гимнастика и самомассаж пальцев рук.

Рекомендации родителям по развитию тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций у детей младшего школьного возраста

1.     Штриховка.

2.     Пальчиковая гимнастика и самомассаж пальцев рук.

3.     Воспроизведение «дорожки», не отрывая карандаша от листа бумаги.

4.     Срисовывание графических образцов.

5.     Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводилки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).

6.     Плавное вырезание из бумаги по контуру.

7.     Рисование.

8.     Лепка.

9.     Аппликация.

10. Собирание игрушек из конструктора с мелкими деталями.

11. Сбор мозаики.

12. Выкладывание узоров, фигур, букв, цифр из счетных палочек или карандашей.

13. Освоение ремесел (работа с бисером, вышивание крестиком, плетение из ниток, пришивание пуговиц и т.п.).

Зрительно-моторную координацию хорошо тренируют следующие упражнения:

  • Копирование геометрических фигур, рисунков, схем, букв, цифр.
  • Конструирование по заданному образцу.

Для детей с ОВЗ специальные упражнения, игры представленные в данной статье помогут укрепить мелкие мышцы рук, разовьют  речь, мышление, внимание, память, будет меньше проблем с письмом в школе, хорошо будут развиты навыки самообслуживания, разовьется интерес к изобразительной деятельности — рисованию, лепке и др., не будет проблем с освоением ремесел — шитьем, вязанием и др.. Важно так же  уделять внимание упражнениям для развития крупной моторики – это игры с мячом, спортивные игры, физические упражнения и др., которые можно использовать как физкультминутки, паузы между игровыми упражнениями по развитию мелкой моторики у детей. Педагоги, психологи рекомендуют выполнять упражнения по развитию мелкой моторики ежедневно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем мелкую моторику у детей» (Материал работы «Школа молодого воспитателя»)

Семинар-практикум для педагогов«Развиваем мелкую моторику у детей»(Материал работы «Школа молодого воспитателя»)...

" Развиваем мелкую моторику у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Своевременная выработка у детей тонкой моторики, точной координации движений, формирование зрительного и слухового внимания обеспечивают развитие правильной речи у дошкольников, быстрое обучение навык...

Консультация для родителей "Как развивать мелкую моторику у детей"

      Под понятием "мелкая моторика" подразумеватся движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно, в течение всего дошкольного п...

Методическая разработка «Как развивать мелкую моторику рук детей дошкольного возраста»

1. Что же такое мелкая моторика2.Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка3.С чего начинать работу4. Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки...

Развивайте мелкую моторику у детей

Учёными доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют наформирование "речевых" зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Поэтому нужно с раннего возраста начинать развиват...

Как развивать мелкую моторику рук детей 4-5 лет

Как развивать мелкую моторику рук детей 4-5 лет...

Как развивать мелкую моторику у детей? Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до1г.)

В статье приведён список и описаны игры и упражнения для массажа и развития мышц рук для самых маленьких деток (до 1 года)в впроцессе игры. Также даны советы по подготовке и технике проведения для род...