" Развиваем мелкую моторику у детей с тяжелыми нарушениями речи"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Своевременная выработка у детей тонкой моторики, точной координации движений, формирование зрительного и слухового внимания обеспечивают развитие правильной речи у дошкольников, быстрое обучение навыкам чтения и письма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_melkuyu_motoriku_vmeste.doc275 КБ

Предварительный просмотр:

Заботиться о развитии речи ребенка необходимо постоянно: разговаривать с ребенком, играть с ним, развивать слух, внимание, двигательные умения.

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения у людей были жесты; особенно была велика здесь роль руки … развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат. Проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

У большинства детей  наблюдается отклонение в формировании тонких движений пальцев, движения неточны, недостаточно координированы. Поэтому использование упражнений на развитие мелкой моторики очень важно.

Большое значение в пальчиковых играх имеет текст, обычно озорной, веселый и ритмичная музыка, которая помогает выполнять движения четко, ритмично. Это детские прибаутки, шутки с игровым текстом: «Ладушки-ладошки», «Раз, два, три …» и другие. Помимо коррекции движений эти упражнения развивают память, внимание, четкое произношение, содействуют плавности, выразительности речи. В игровой ситуации дети запоминают слова и движения легко и быстро. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует выработке правильного дыхания, развитию речевого слуха и речевой памяти. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живописностью, эмоциональностью, без специальных установок, настраивая детей на игру.

Пальчиковая игра «Гармошка»

 (можно напевать под русскую народную мелодию «Ах вы, сени»)

Посмотри: моя ладошка,

Как веселая гармошка!

Пальчики я раздвигаю

А потом опять сдвигаю.

Раз, два, три! Раз, два, три,

Я играю, посмотри!

Я ладошки раздвигаю,

Я на кнопки нажимаю!

Раз, два, три! Раз, два, три,

Я играю, посмотри!

показывают руки, пальцы сомкнуты                

одновременно на двух руках

сдвигать и раздвигать пальцы

руки в кулачок

 движение -

«играем на гармошке»        

        Ладошки раздвинуты, пальчики

быстро «нажимают» на кнопки

поочередно складывают пальцы  

на двух руках (5-5, 4-4, 3-3, 2-2, 1-1)                            

Важно тренировать движение каждого пальца, а это не только развивает подвижность руки, осознанность движений, что благотворно влияет на речь ребенка, но и подготавливает руку к письму, развивает чувство ритма.

Ритмичность стихотворной формы делает стихотворение легко произносимым для детей. Двигаясь под стихотворное слово, ребенок вслушивается и в его звучание, глубже и ярче представляет себе то, что произносит.

Пальчиковая игра «Компот»                      

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,  

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ!    

левую ладонь держат «ковшиком»,                

указательным пальцем правой руки

«мешают»

загибают пальчики, начиная

с большого

        «варят» и «размешивают»

                           

Чем дольше проводится работа над движениями рук, тем сложнее должны быть эти движения и текст стихов, который своим ритмом четко совпадает с музыкальным сопровождением (можете просто напевать под знакомую мелодию на которую «ложится» текст). И очень важно в любом задании обрадовать ребенка, поддержать его восторженным одобрением.

Таким образом, игры со словами помогают развивать у детей ритмичность, динамичность, выразительность движений. Четкие ритмичные тексты совершенствуют артикуляцию, дикцию, интонационную выразительность, дыхание. Так, играя, дети обучаются правильной выразительной речи.

Быкова О.А., педагог по логопедической ритмике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Раскрыта взаимосвязь развития мелкой моторики с речевыми зонами головного мозга. Даны приемы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Раскрыта взаимосвязь развития мелкой моторики с речевыми зонами головного мозга. Даны приемы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенк...

Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи.

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи...