Доклад на методическом объединении педагогов-консультантов, участвующих в реализации федерального проекта» Современная школа»
консультация по психологии

Климова Анна Александровна

Доклад на методическом объединении

педагогов-консультантов, участвующих в реализации

 федерального проекта» Современная школа»

национального проекта «Образование» по бесплатной

психолого-педагогической консультативной, методической и консультативной помощи родителям детей от 0 до 18 лет.

 

Тема: «Консультирование родителей детей-белингвов (в том числе иностранцев) в вопросах адаптации к детскому саду и логопедической помощи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_gmo_konsultirovanie_roditeley_detey_bilingvov.odt20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное Образовательное Учреждение

Муниципального образования г.Долгопрудного

 детский сад общеразвивающего вида №13

«В гостях у сказки»

(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

Доклад на методическом объединении

педагогов-консультантов, учавсвующих в реализации

 федерального проекта»Современная школа»

национального проекта «Образование» по бесплатной

психолого-педагогической консультативной, методической и консультативной помощи родителям детей от 0 до 18 лет.

Тема: «Консультирование родителей детей-белингвов (в том числе иностранцев) в вопросах адаптации к детскому саду и логопедической помощи»

Подготовила:педагог-психолог

МАДОУ детского сада №13

«В гостях у сказки»

Климова А.А.

г. Долгопрудный2021

Билингвизм на сегодняшний день одно из самых ярких явлений межкультурной коммуникации. Язык — один из существенных признаков нации, тесно связан с особенностями национальной психологии, с самосознанием и самобытностью народа.

В современном мире происходит значительная миграция населения. Проживая в русскоязычной среде, эти семьи не теряют родной язык, в связи с этим и связано то, что развитие детей протекает в рамках билингвизма.

Билингвизм — это способность употреблять для общения две языковые системы. Ребенок не задумываясь, переходит с одной системы на другую, не путая при этом грамматические шаблоны и фонетику.

Виды билингвизма:

  1. Врожденный — (мама и папа носители разных языков).Рожденный ребенок в такой семье слышит оба языка( его еще называют бытовой).
  2. Искусственный ( это когда,  с рождения обучают двум языкам).

1. Чистый билингвизм — (когда семья на работе, в магазине и других общественных местах используют один язык, а дома другой).

2. Смешанный ( свободная замена одного языка другим).

Верещагина выделяет 3 уровня билингвизма:

  1. рецептивный (врожденный, человек понимает неродной язык и передает информацию на родном языке) . Период 2-3 года от момента рождения.
  2. Репродуктивный (возможность производить услышанную информацию на неродном языке, неродным языком). Период 3-4 года.
  3. Продуктивный (умеет выражать мысли и высказываться на неродном языке.(5-6 лет).

Особенности речевого развития билингвов:

  • дети, живущие в семьях, в которых присутствуют два или несколько языков поздно овладевают речью;
  • словарный запас меньше, чем у детей — сверстников;
  • при отсутствии систематического обучения могут возникнуть пробелы в грамматике;
  • могут возникнуть трудности с усвоением письменной речи второго языка;
  • при отсутствии практики обоих языков, может возникнуть постепенная утрата недоминирующего языка.

Научиться говорить даже на одном языке непростая задача для мозга маленького ребенка. Освоение двух языков дает огромную нагрузку на центральную нервную систему ребенка. Дети — билингвы больше своих сверстников склонны к нервным срывам, заиканию, проявляются частые колебания настроения, прослеживается плаксивость, повышенная капризность.

Самое главное в первые дни посещения детского сада ребенка билингва обеспечить для него удовлетворение хотя бы базовых потребностей (еда, туалет). Ему должно быть хотя бы физиологически комфортно. Дети билингвы по особому переживают вступление в такую новую среду, как детский сад. Это не только, как у других детей, стресс отрыва от родителей, но и в их случае изменение каких — то обычаев, принятых в их семье, национальных особенностях.

За ребенком осуществляется пристальное наблюдение как воспитателями, так и психологом, проводится диагностика развития и эмоционального состояния, чтобы выявить те особенности, которые требуют коррекции. Например, это повышенный уровень тревожности, агрессия, низкая самооценка. Детям — билингвам гораздо труднее дается адаптация к условиям детского сада. Для них травмирующим фактором является не только отрыв от родителей, но и  отрыв от привычной культуры, привычного языка, еды, к которой привык ребенок. В детском саду даже обычному ребенку сложно принять определенные правила поведения и начать сразу им следовать, ну а если требования предъявляются на не совсем понятном или вообще на не понятном языке, ребенку находится в дошкольном учреждении во много раз тяжелее.

Психологическая травма может быть так велика, что может сопровождаться соматическими симптомами : у ребенка может пропасть аппетит, может нарушиться сон, ребенок может становиться плаксивым и раздражительным.

В нашем дошкольном учреждении много детей билингвов. Воспитатели и другие специалисты постоянно наблюдают за адаптацией данной категории детей к условиям ДОУ, за взаимоотношением со сверстниками, постоянно вовлекая их в различные совместные игры, мероприятиях, в соответствии с их речевыми возможностями. Для самых маленьких билингвов самое главное найти взрослого друга — маму, которая будет жалеть, учить языку и иным средствам общения, изначально невербальным.

Психолог в нашем детском саду так же пристально следит за эмоциональным состоянием детей-билингвов.  В связи с тем, что уровень знания русского языка может быть низким, рекомендуется применять рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи».

Билингвизм носит как отрицательный характер для адаптации ребенка в социуме другой страны, так и имеет положительный аспект. Билингвизм стимулирует развитие творческих способностей, развития дивергентного мышления, то есть умение рассматривать множество возможных решений одной и той же проблемы. Он так же положительно влияет на развитие всех видов памяти, аналитического и логического мышления. Дети билингвы лучше своих сверстников справляются с заданиями на проверку краткосрочной и долгосрочной памяти.

В нашем детском саду в период адаптации детям данной категории рекомендуется посещение всех дополнительных занятий в стенах детского сада. Это лепка и рисование, бассейн и пескотерапия, театральная и музыкальная деятельность. Так как дети привыкают к определенной социальной среде, педагогам, а не перемещаются по кружкам и секциям, попадая в уже другую среду, что будет усугублять адаптацию ребенка билингва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы логопедического воздействия. Доклад на методическом объединении логопедов города.

Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами....

мой доклад на методическом объединении по использованию в работе сказкотерапии.

 «Использование сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР»....

Доклад к методическому объединению для воспитателей на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"

Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение ок...

Доклад к методическому объединению

Доклад "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры" раскрывает основные задачи и направления данной работы, указывает основные методы и приемы построения эфективной работы....

Доклад к методическому объединению "Использование современных образовательных технологий в ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС"

Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Русское народное творчество воспринимается ...

Регламент методического объединения педагогов - консультантов

Регламент методического объединения  педагогов - консультантов...