Детско-родительский тренинг "Скоро в школу"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Черкасова Снежана Владимировна
Детско-родительский тренинг "Скоро в школу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_skoro_v_shkolu_.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

             Методическая разработка:

Детско-родительский тренинг «Скоро в школу».

Цель: Создание условий для включения родителей будущих  первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

         - Дать представление родителям о понятии «готовности к школе».

         - Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.

         - Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке   ребенка к школе.

Категория участников: родители и дети подготовительной группы

Ведущие тренинга: психолог, социальный педагог, логопед.

Продолжительность: 55 минут.

Используемый материал: 

Мелкие предметы по количеству участников (игрушки из киндер-сюрприза), мячи красного и синего цвета, корзина, бумага, цветные карандаши, скотч, клей, степлер, коктейльные трубочки с серединками для цветов, лепестки из бумаги (семи разных цветов), мягкие модули, готовые детские рисунки детей «Я в школе», колокольчик для подачи звонков, 1 небольшая мягкая игрушка.

Ход тренинга:

Слово ведущего (2 минуты): «Здравствуйте дорогие родители. Мы рады видеть Вас на нашем тренинге. Сегодня Вам представится возможность вместе со своими детьми  прожить один школьный день в игровой форме. Это позволит Вам со стороны увидеть своего ребенка в ситуации приближенной к школьной и поможет понять его сильные и слабые стороны. Научит действовать сообща, помогая и поддерживая своего ребенка в сложной ситуации».

                   1 упражнение  «Диктант»

Цель: Исследование умения ориентироваться в пространстве листа, опираясь на словесные указания.  Определение умения внимательно слушать и точно выполнять соответственные инструкции действия, а так же умения  наиболее достоверно доносить информацию другим участникам.

Время проведения:   - 10 минут.

                                    Ход:

(Задание выполняют только родители, дети находятся пока в своей группе).

Социальный педагог предлагает родителям выбрать одного желающего участника из присутствующих. Он получает карточку с геометрическим рисунком, у остальных участников чистый лист и карандаш. Задача участника, не показывая рисунка всем остальным объяснять последовательность рисования деталей рисунка, не называя геометрические фигуры, а описывая их свойства. Все остальные участники наносят на свои листы изображение, которое диктует им участник.

Рефлексия после проведения упражнения – 2 минуты.

- С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка?
- Хотелось ли вам, затем что-то сказать по-другому, другими словами, более подробно?
- Чем отличаются рисунки?

- Как вы считаете, в чем причина получившихся отличий?

Идеи, выносимые на обсуждение

Каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый.
Наше старание не обязательно приводит именно к тому, чего мы ожидаем.
Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим результатам, к успеху.
Если ребенок не понял — это не значит, что он невысокого развития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить.

(Педагог-психолог приводит детей в музыкальный зал, где они подсаживаются за столы, каждый к своему родителю).

Ведущий: Ребята, сегодня не обычный день. Посмотрите,  к нам в гости  пришли ваши папы и мамы, и они хотят с вами поиграть. Но так как вы уже совсем большие, почти школьники, мы все вместе будем играть в школу. А вы что-нибудь знаете о школе ребята? Давайте я буду задавать вопросы, а кто знает - хором отвечает (1 минута).

- В детском саду - воспитательница, а в школе кто? (учитель)

- В детском саду - группы, а в школе? (классы)

- В детском саду - столы, а в школе? (парты)

- В детском саду вы играете, а в школе будете? (учиться)

- В детском саду занятие, а в школе? (урок)

- Как вы узнаете, что урок закончился и можно идти отдохнуть? (зазвенит звонок)

Молодцы, действительно, много знаете о школе. Ну, тогда начнем наш первый урок (ведущий подает звонок).

2 упражнение  «Секрет»  

Цель: Обучение способам коммуникации, преодоление стеснительности, закрепление общепринятых правил и  воспитания культуры общения.

Время проведения: 5 минут.

Родителям заранее дается установка наблюдать за поведением своих детей (будут ли они раскрепощены, будут ли подходить только к детям, смогут ли подойти к взрослому).

Педагог-психолог раздает  родителям и детям мелкие предметы - «секретики», которые они прячут в ладонь и никому не показывают.

Социальный педагог детям дает  инструкцию: Попробуйте узнать, какие «секретики» спрятаны в ладони у других детей и родителей. Но вы сможете это сделать только подобрав разные вежливые слова и  уговорив  человека показать его вам. Человек, у кого просят показать свой «секрет», если не услышит вежливую просьбу - ладонь не открывает.

Рефлексия после проведения упражнения (за партами) - 2 минуты.

- Ребята легко ли вам было подбирать вежливые слова, успели ли вы у всех посмотреть «секретики»?

- Родители, как вел себя ваш ребенок, как себя он чувствовал? Подходил ли он к другим взрослым?

                   (Ведущий дает звонок на перемену) – 3 минуты.

Педагог-психолог приглашает детей и родителей совершить прогулку в  художественную галерею детских рисунков «Я в школе». Она размещена на одной из стен музыкального зала. Обращает внимание на сюжеты рисунков, изображены ли на них сами дети, цветовая гамма, объясняет наличие признаков тревожности. В завершении, предлагает взять домой буклет «Что означают цвета в детских рисунках?»

          (Ведущий дает звонок на урок обучения грамоте)

3 упражнение «Топни, хлопни» - 2 минуты

Цель: определение гласных и согласных звуков в слове на слух.

Инструкция (логопед): «Если ты услышишь гласный звук – хлопни в ладоши, если услышишь согласный – топни ногой».

4 упражнение. «Раз, два, три назови!»  - 3 минуты.

Цель: закрепить характеристику гласных и согласных звуков.

Родители и дети встают в круг, дети стоят впереди своего родителя.

Инструкция (логопед): Возьмите из корзины мяч любого цвета (красный, синий). У кого в руках синий мяч, тот бросает его в корзину и называет согласный звук, у кого красный- гласный.

5 упражнение. «Соедини картинку с буквой».  - 3 минуты.

Цель: закрепить знания по определению позиции звука в слове.

Задание выполняется за столами, ребенок в паре с родителем. Ребенок выполняет, а родитель помогает ему справиться с трудностями.

Инструкция (логопед): Соедини картинку с буквой, на которую начинается слово, обозначающее эту картинку.

               (Ведущий дает звонок на перемену) – 3 минуты.

6 упражнение «Строим школу».

Цель: Развитие умения действовать сообща для достижения общей цели.

Педагог-психолог приглашает детей  и родителей в центр зала и предлагает им за 2 минуты построить здание школы, из предложенных мягких модулей (модули по числу участников находятся за кулисами). По окончанию выполнения задания все вместе фотографируются на фоне получившейся школы.

 (Ведущий дает звонок на урок психологической разгрузки)

7 упражнение. «Дотронься до…» - 3 минуты. 

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции.

Инструкция (психолог): Сейчас я буду называть предмет или свойство, которым он обладает, а вы попробуете найти такой предмет в пространстве нашего зала и дотронуться до него рукой. Двигаться можно по всему залу.

Дотроньтесь до чего-нибудь:

- красного

- гладкого

- деревянного

- теплого

- круглого и т. д.

8 упражнение. «Найди глазами…» - 3 минуты. 

Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве, произвольности в поведении.

Инструкция (психолог): Я спрятала в этом зале маленького оранжевого медвежонка. Вы сейчас должны найти его глазами. Тот, кто найдет, не должен никому говорить об этом. Он может молча вернуться на свое место и оттуда указывать на медвежонка только взглядом.

Рефлексия после проведения упражнения (за партами) - 1 минута.

- Ребята, что было труднее вам сделать: найти мишку глазами в зале или сдержаться и никому не показать, где он спрятан?

Действительно, сдержаться иногда очень трудно, особенно когда знаешь правильный ответ. Но ведь в школе нельзя будет выкрикивать и всем подсказывать, как же тогда  можно поступить? Конечно же, поднять руку и дождаться разрешения высказать свое мнение.

9 упражнение «Поссорились, помирились» - 5 минут.  

Цель: Развивать умение управлять своим гневом, снимать излишнее эмоциональное напряжение допустимыми способами.

Инструкция (психолог): перед вами чистый лист бумаги. Я предлагаю вам сейчас вспомнить самую неприятную ссору или ситуацию, когда вы сильно были рассержены или обижены. Теперь представьте, что этот лист и есть ваш обидчик. Вы можете с ним сделать теперь все что захотите.

(1 минута)

А сейчас я попрошу вас вспомнить, все то хорошее, что когда-то с вами происходило. Все те веселые, радостные моменты, которые вы пережили до ссоры с вашим обидчиком. Ведь было же в вашем общении и приятное. Так не следует ли простить друг друга и не копить обиды. Посмотрите на свой лист, какой он сейчас жалкий, истерзанный, несчастный. Попробуйте теперь помириться с вашим обидчиком. Вы можете использовать все материалы, представленные у вас на столе.

Рефлексия после проведения упражнения (за партами) - 1 минута.

Ребята, а что вам было приятнее делать: ссориться или мириться?

Без ссор невозможно прожить, всегда может случиться между друзьями недопонимание или обида. Но главное – это уметь прощать, забывать неприятное и  всегда помнить как хорошо, весело вам было вместе. Ссора как тучка, которая ненадолго закрыла солнышко дружбы.  Когда пройдет дождик обиды, тогда снова выглянет яркое и теплое солнце дружбы. Сколько же всего интересного и веселого вас снова будет ждать впереди.

               (Ведущий дает звонок на перемену)

10 упражнение. «Цветик-семицветик» - 5 минут.  

Цель: выявление составляющих детской успешности, которые должны сформироваться к школе.

Инструкция (социальный педагог): Ребята посмотрите, сколько разных лепестков разбросал ветер на ковре. Из этих лепестков можно создать волшебный цветик-семицветик, который, как вы знаете, может исполнять желания. Хотите его сделать вместе с мамами и папами? Тогда, ваша задача собрать семь лепестков  разного цвета и принести их маме или папе. Родители напишут на этих лепестках те качества личности, которые хотят воспитать  в вас, которые по их мнению помогут вам стать успешным. А потом, все вместе, вы склеиваете этот цветок.

Рефлексия после проведения упражнения (за партами) - 1 минута.

Социальный педагог и психолог: Уважаемые родители, стебелек – это ваш ребенок, а лепестки - это то, что вы от него ожидаете, что стремитесь в нем развить. Ребенок один, а ожиданий так много, и  ваша задача помочь ему, объяснить, направить и поддержать, чтобы он стал таким. Будьте другом своему ребенку, будьте единой командой! А мы желаем вам в этом успехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско - родительские отношения. Выступление на родительском клубе "На пороге школы"

Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему....

Выступление "Формирование коммуникативных способностей и социализации дошкольников через игровую деятельность и развивающую предметно-пространственную среду" на Детско-родительской конференции в ГБОУ "Школа №305" г. Москва (27.02.2019)

В выступлении рассмотрены задачи современной педагогической и родительской общественности по развитию детской игровой деятельности как самостоятельной формы активности детей. Раскрыты причины исчезнов...

Сценарий совместного мероприятия детско- родительском в клубе «Здоровячок» «Школа мяча»

Совместное мероприяние в детско- родительком клубе "Здоровячок"...

Конспект совместного детско-родительского занятия "Скоро в школу мы пойдем!"

Занятие будет увлекательным как для детей, так и для их родителей. Построено оно на играх, способствующих развитию психических процессов, мотивационной готовности к школе. Кроме того, после занятия вс...

Детско-родительский клуб «Готовимся к школе вместе семьей»

Сведения о работе детско-родительского клуба «Готовимся к школе вместе семьей»...

Программа детско-родительского клуба «Скоро в школу»

        Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственн...