Особенности психогигиены в деятельности педагога-психолога с детьми ( ТНР )
статья по психологии (подготовительная группа)

Дроздова Инна Сергеевна

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям. Речь не является врожденной способностью человека, она развивается в процессе онтогенеза ребенка под влиянием речи взрослых параллельно с его физическим и умственным развитием. Проблема формирования и развития правильной речевой деятельности у детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. В настоящее время растет число детей с тяжелыми формами речевой патологии. Самую многочисленную группу среди них составляют дошкольники с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте [1]. Общее недоразвитие речи негативно влияет на высшие психические функции, тесно связанные с речью: затрудняется и замедляется познавательная деятельность, снижается объем внимания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В., Чиркина и др.). У детей с общим недоразвитием речи часто страдает эмоционально-волевая сфера, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю. Ф. Гаркуша, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и др.). Можно сказать, что нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи носит многоаспектный характер. Дети с общим недоразвитием речи, независимо от особенностей структуры речевого дефекта, не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям [3]. Для того чтобы преодолеть речевые и неречевые нарушения, необходимо оказывать не только логопедическую помощь, но и психологическую, то есть создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие основных психических процессов, пространственной ориентации, навыков самоконтроля, общей и мелкой моторики. Таким образом, дошкольники с общим недоразвитием речи нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Направленность работы на выявление и преодоление негативных особенностей личности детей с речевой патологией определило выбор методов исследования. Для выявления личностных особенностей участников исследования использовались: наблюдение, анализ анамнестических данных и семейной ситуации, а также психодиагностические методики.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_psihogigiena_2.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям. Речь не является врожденной способностью человека, она развивается в процессе онтогенеза ребенка под влиянием речи взрослых параллельно с его физическим и умственным развитием. Проблема формирования и развития правильной речевой деятельности у детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. В настоящее время растет число детей с тяжелыми формами речевой патологии. Самую многочисленную группу среди них составляют дошкольники с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте [1]. Общее недоразвитие речи негативно влияет на высшие психические функции, тесно связанные с речью: затрудняется и замедляется познавательная деятельность, снижается объем внимания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В., Чиркина и др.). У детей с общим недоразвитием речи часто страдает эмоционально-волевая сфера, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю. Ф. Гаркуша, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и др.). Можно сказать, что нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи носит многоаспектный характер. Дети с общим недоразвитием речи, независимо от особенностей структуры речевого дефекта, не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям [3]. Для того чтобы преодолеть речевые и неречевые нарушения, необходимо оказывать не только логопедическую помощь, но и психологическую, то есть создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие основных психических процессов, пространственной ориентации, навыков самоконтроля, общей и мелкой моторики. Таким образом, дошкольники с общим недоразвитием речи нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Направленность работы на выявление и преодоление негативных особенностей личности детей с речевой патологией определило выбор методов исследования. Для выявления личностных особенностей участников исследования использовались: наблюдение, анализ анамнестических данных и семейной ситуации, а также психодиагностические методики. Экспериментальное исследование с целью изучения особенностей развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья проходило на базе МБДОУ д/с № 39 г. Арзамас Нижегородской области. В учреждении функционируют 6 общеразвивающих групп, 4 группы компенсирующей направленности, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами и направлениями городской ПМПК. В эксперименте приняли участие 20 детей 5–6 лет групп старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В результате проведенного анализа документов было выявлено, что семьи детей с общим недоразвитием речи в большинстве случаев благополучные, родители уделяют большое внимание психологическому развитию детей, способствуют полноценному интегрированию ребенка в общество, прикладывают все возможные усилия к тому, чтобы как можно тщательнее устранить или скорректировать данное нарушение. Анализ современного психологического тестирования (А. Л. Венгер, С. Д. Забрамная, М. М. Семаго, Е. А. Стребелева, Г. А. Урунтаева и др.) показал, что возможности применения традиционных подходов к диагностике личности и межличностных отношений детей с речевой патологией существенно ограничены. Эти дети могут испытывать значительные трудности в понимании вопросов и вербализации ответов. Поэтому в качестве наиболее соответствующих психофизическим особенностям детей с общим недоразвитием речи были выбраны проективные методики и рисуночные тесты — комплект материалов «Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко [2]. Для диагностики используются субтесты, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Исследование самооценки ребенка проводилось с помощью субтеста «Лесенка». Для оценки уровня развития общей осведомленности были использованы субтесты «Нелепицы» и «Времена года». Внимание детей оценивалось с помощью субтеста «Найди такую же картинку», память — с помощью субтеста «10 предметов». Уровень развития наглядно-образного мышления был диагностирован субтестом «Рыбка». Логическое мышление было исследовано с помощью субтеста «Найди семью». Развитие мелкой моторики, графических навыков и скоординированности пальцев руки оценивался при помощи субтеста «Рисунок человека». Уровень речевого развития, словарного запаса был диагностирован с помощью субтеста «Последовательные картинки». Субтест «На что это похоже?» был использован для оценки уровня воображения детей. Зрительное восприятие оценивалось с помощью субтеста «Разрезные картинки». Большим плюсом является балльный способ оценки в выполнении диагностических заданий, что позволяет с помощью суммирования полученных баллов по каждой отдельной методике судить об общем познавательном развитии ребенка. Полученные результаты по методике «Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко представлены на рисунке 1. Рис. 1. Результаты исследования по методике «Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко Можно сделать вывод о том, что средний уровень развития является преобладающим (55 % детей). Но также есть процент детей, имеющих показатели ниже среднего (35 % испытуемых). Мы выяснили, что для детей с общим недоразвитием речи характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (внимание, память, мышление, воображение, восприятие), особенно на уровне осознанности и произвольности. Многим детям присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства: они моторно неловки, неуклюжи, отличаются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с общим недоразвитием речи быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность, долго не включаются в выполнение задания. Таким образом, анализ и интерпретация результатов исследования особенностей развития речи детей с общим недоразвитием речи, позволил определить дальнейшее направление нашей работы, такое как составление психолого-педагогических рекомендаций родителям и воспитателям по организации работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии речи требует тщательного методологического подхода к процессу психолого-педагогической помощи. Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку. В процессе психолого-педагогического сопровождения не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, а личность в целом со всеми индивидуальными особенностями. Данная проблема может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание форм и методов работы с детьми, тесное взаимодействие всех специалистов группы, родителей. Важен правильный выбор методов и приемов в работе с детьми, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком, подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей с общим недоразвитием речи. Литература: 1. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с. 2. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений / Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко — М.: Генезис, 2008. — 80с. 3. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 5. Дефектология / Л. С. Выготский. — М.: Говорящая книга, 2012. — 390 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФОРМЕ СОВМЕСТНОЙ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ.

Направление - Реализация Федеральных Государственных требований в системе дошкольного образования....

Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми

Организация занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога. Говоря о партнёрской позиции педагога, подразумевается...

Особенности организации проектной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития (2018)

Особенности организации проектной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление...

Презентация Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление...

Особенности совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности

При реализации Программы в продуктивных видах деятельности перед воспитателями и родителями стоит задача развития у детей творческой инициативы, которая проявляется в способности детей преобразовывать...

Методическая разработка для педсовета на тему: «Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми».

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в организации партнерской деятельности с детьми. Задачи: - обобщить теоретические знания педагогов об организации партнерской деятельности с д...