Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми
статья по логопедии на тему

Черепанова Галина Викторовна

Организация занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога. Говоря о партнёрской позиции педагога, подразумевается, что он принимает демократический стиль отношений, а не авторитарный, сопряженный с учительской позицией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partnerskaya_deyatelnost.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение           «Детский сад комбинированного вида №212»

Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности

взрослого с детьми

Подготовила: учитель - логопед

                                                                               Черепанова Галина Викторовна

        

                                             

                                                     г. Зима 2012г

Организация занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога. Говоря о партнёрской позиции педагога, подразумевается, что он принимает демократический стиль отношений, а не авторитарный, сопряженный с учительской позицией. Понять, что значит быть партнёром детей, легче всего, сопоставив эти две позиции. Партнёр- всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Учитель - это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а даёт задание и контролирует(оценивает: правильно- неправильно).Он , по сути, не может избежать психологического и дисциплинарного принуждения, авторитарного стиля.

Партнёрская позиция педагога способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что не получится, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребёнка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.

Занятия в партнёрской форме требуют от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

В разные моменты занятия партнёрская позиция педагога проявляется особым образом. Для начала это приглашение к деятельности- необязательной, непринуждённой: «Давайте сегодня … Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «»Я буду… Кто хочет -  присоединяйтесь). В самом процессе деятельности исподволь педагог  « задаёт» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребёнка к работе сверстника, поощряет  содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем.

Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребёнок работает в своём темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребёнка: что хотел сделать - что получилось.

Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Партнёр - взрослый всегда рядом с детьми, в круге (а в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, т. е над ними). От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду»,- во многом зависит успех партнёрской деятельности; она невозможна при размещении детей за столами, а педагога - за письменным столом, как на школьном уроке. Кстати, первый шаг педагога к партнёрству - освобождение группового помещения от учительского стола.

Переход к такой форме занятий часто бывает осложнён тревожностью воспитателей по поводу добровольного (без дисциплинарных мер) участия детей: «А вдруг они не захотят заниматься?». Педагогу не стоит опасаться, что не включившийся в занятие «здесь и сейчас» ребёнок  недополучит что-то для своего развития. Он наверстает  упущенное на других занятиях. Надо лишь сразу договориться с детьми об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это вместе с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».

Занятия в форме непринужденной партнёрской деятельности взрослого с детьми вовсе не означают хаоса и произвола ни со стороны педагога, ни со стороны детей. Такие занятия (как и традиционные обучающие занятия) вводятся в распорядок дня и недели группы детского сада. Если педагог правильно подбирает содержания для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает. Дети включаются в занятия из интереса к предложениям взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает привычка к дневному и недельному ритму «рабочей» деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФОРМЕ СОВМЕСТНОЙ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ.

Направление - Реализация Федеральных Государственных требований в системе дошкольного образования....

Консультация "Особенности организации занятий в форме партнерской деятельности"

В консультации даются методические рекомендации по внедрению одного из требований  ФГТ в работу педагога....

"Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми"

Структура НОД в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах....

Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми

В последние годы  образовательная работа с детьми 5—7 лет все больше становится похожа на обучение в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практики (игровая, продукт...

Методическая разработка для педсовета на тему: «Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми».

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в организации партнерской деятельности с детьми. Задачи: - обобщить теоретические знания педагогов об организации партнерской деятельности с д...