Консультация "Особенности организации занятий в форме партнерской деятельности"
материал по логопедии на тему

Буток Елена Николаевна

В консультации даются методические рекомендации по внедрению одного из требований  ФГТ в работу педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_organizacii_zanyatiy.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

     

Особенности организации занятий

             в фирме совместной партнерской  деятельности взрослого с детьми

Организация занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.

В психологии принято выделять два разных стиля отношений человека с другими людьми: авторитарный и демократический. Первый связан с превосходством над другими, второй — с равенством, взаимным уважением.

Что это означает в реальности дошкольной группы?

Говоря о партнерской позициипедагога, мы подразумеваем, что он принимает демократический стиль отношений, а не авторитарный, сопряженный с учительской позицией. Понять, что значит быть партнером детей, легче всего, сопоставив эти две позиции. Партнер — всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Учитель — это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует (оценивает: правильно неправильно). Он, по сути, не может избежать психологического и дисциплинарного принуждения,   авторитарного стиля.

Чем для детей чревата та или иная позиция варослого?

Партнерская позиция педагога способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.

Занятия в партнерской форме требуют от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

В разные моменты занятия партнерская позиция  педагога проявляется особым образом.

Для начала это приглашение к деятельности — необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня... Кто хочет, устраивайтесь поудобнее...» (или: «Я буду... Кто хочет — присоединяйтесь...»).

Наметив задачу для совместного выполнения,  взрослый, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате  других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем.

Особым образом строится и заключительный этап  деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть  дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.

Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.

Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.

Партнер-взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, и круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, «над» ними).От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за столами, а взрослого - за письменным столом, как на школьном уроке. Кстати, первый шаг воспитателя к партнерству освобождение группового помещения от учительского стола.

 Предложенные схемы показывают различия в организации пространства и в позициях участников при партнерской форме занятия и традиционной (занятие-урок).

 Совместная  деятельность в форме непринужденных партнерских  отношений взрослого с детьми вовсе ни означают хаоса и произвола ни со стороны воспитател, ни со стороны детой. Такая совместно организованная деятельность (как и ранее  традиционные обучающие занятия) вводятся в распорядок дня и недели группы  детского сада. Для воспитателя это обязательные  и спланированные действия.

Дети включаются в деятельность из интереса к предложениям   взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает привычка к дневному и недельному ритму «рабочей» деятельности.

Переход к такой форме  деятельности часто бывает осложнен тревожностью воспитателей по поводу добровольного (без дисциплинарных мер) участия детей: « А вдруг они не захотят заниматься?»

Как показало исследование, в условиях добровольности к работе, инициированной взрослым и строящейся в партнерстве с ним, присоединяются обычно до трех четвертей детей группы. При этом вычленяется «ядерная» часть группы (примерно половина ее состава); это дети, которые во всех или почти во всех случаях включаются в деятельность (то есть принимают любую предложенную взрослым работу),

В  подгруппе всегда есть 2—3 дошкольника, крайне редко принимающих участие в совместно организованной деятельности. Это гиперактивные дети, которые с трудом концентрируются на любой деятельности, предпочитая свободную двигательную активность, или дети с гипертрофированными игровыми интересами; те и другие требуют кропотливой индинидуальной работы с ними (но они, как правило, с трудом удерживались и на традиционных занятиях).

Остальные дети составляют «ротирующуюся» часть группы, они присоединяются к инициированной взрослым деятельности часто, но не всегда, так как идут на поводу у своих вкусовых предпочтений в отношении предлагаемые материалов и характера работы.

Дошкольники, принадлежащие к этой «ротирующейся» части группы и актуально не включившиеся в деятельность со всеми, не игнорируют ее вовсе, но находятся как бы на периферии (в позиции наблюдателей), проявляя к ней живейший интерес: присматриваются к действиям взрослого и сверстников, обсуждают с ними процесс и результаты работы, дают советы, но сами не решаются приняться за нее. На каждом занятии бывает 1-2 таких наблюдателя, и каждый раз это разные дети, в зависимости от того, чем предложил заняться взрослый. Поэтому педагогун е стоит опасаться, что не включившийся в занятие «здесь и сейчас» ребенок недополучит что-то для своего развития. Он наверстает упущенное на других занятиях.

Надо лишь сразу договориться с детьми об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это вместе с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».

Если педагог правильно подбирает содержания для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает.

В заключение  можно сформулировать  существенные характеристики организации занятий в форме партнерской  деятельности взрослого с детьми:

1) включенность взрослого в деятельность  наравне с детьми;

   2)добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

     3)свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства);

4) открытый временной конец занятия (каждый

работает в своем темпе).

* 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФОРМЕ СОВМЕСТНОЙ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ.

Направление - Реализация Федеральных Государственных требований в системе дошкольного образования....

Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми

Организация занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога. Говоря о партнёрской позиции педагога, подразумевается...

"Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми"

Структура НОД в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах....

Конспект интегрированного занятия по организации и проведению совместной/партнерской деятельности детей и взрослых «Волшебные подушечки» в 1 младшей группе.

Тема: Волшебные подушечкиЦель: развивать речь детей,  мелкую моторику, тактильные ощущения, двигательную активность детей, расширять представления об окружающем мире, формировать интерес к взаимо...

Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми

В последние годы  образовательная работа с детьми 5—7 лет все больше становится похожа на обучение в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практики (игровая, продукт...