Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми
консультация (старшая группа) на тему

Пастушенко Е.Ю.

В последние годы  образовательная работа с детьми 5—7 лет все больше становится похожа на обучение в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практики (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной литературы), призванные формировать ребенка как инициативного и самостоятельного субъекта активности, вытесняются занятиями-урока­ми, которые даются по школьной технологии. На таких занятиях позиция воспитателя сводится к авторитарному стилю, он дает задание, контролирует выполнение.

И виноваты в этом не только педагоги- дошкольники, все больше требований предъявляют к выпускнику детского сада учителя, а значит и родители, для которых детский сад становится только подготовительным звеном для поступления в школу.

Однако, в основании оптимальной модели образовательного процесса должна быть  все же лежать позиция взрослого как непосредствен­ного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды.

И именно эта модель должна быть при­нята как главная для всего дошкольного возраста (3- 7 лет) и как единственно возможная для младше­го дошкольного возраста (3—5 лет).

Существенной особенностью партнерской деятель­ности взрослого с детьми является то, что она плавно перетекает в  свободную самостоятельную деятельность дошкольников. Блок самостоятельной деятельности детей напол­няется образовательным содержанием за счет созда­ния воспитателем разнообразной предметной среды, обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей ребенку включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально.

Однако требования школы, которые полага­ют на «выходе» из дошкольного возраста первона­чальное овладение чтением, письмом, арифме­тическим счетом, для детей седьмого года жизни предполагают введение в образовательный процесс отдель­ных элементов учебной модели.

Такой социальный заказ вынуждает включить в образовательный процесс еще одну составляющую — специально организованное обучение в форме «учеб­ных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя — регламентатора содержания и формы дет­ской активности.

Однако такое специально организованное обучение  может вво­диться лишь в старшем дошкольном возрасте и на фоне уже упрочившейся модели партнерских отношений воспитателя и детей, так как слишком ранний переход взрослого к учительской позиции и регламентированным учеб­ным занятиям может резко затормозить развитие дошкольников.

Но даже в подготовительной группе удельный вес

 регламентированных учебных занятий во всем образовательном процессе должен быть очень невелик.

В учебный блок целесообразно поместить занятия по основам математики и начальному освоению чтения и письма. Именно эти содержания вмес­те с позицией взрослого-учителя обеспечивают непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе.

Организация занятий в форме совместной парт­нерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспита­теля.

В психологии принято выделять два разных сти­ля отношений человека с другими людьми: авторитар­ный и демократический. Первый связан с превосход­ством над другими, второй — с равенством, взаимным уважением.

Что это означает в реальности дошкольной группы?

Говоря о партнерской позиции воспитателя,  подразумевается, что он принимает демократический стиль отношений, а не авторитарный, сопряженный с учительской позицией. Понять, что значит быть партнером детей, легче всего, сопоставив эти две по­зиции. Партнер — всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным ува­жением. Учитель — это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует (оценивает: пра­вильно — неправильно). Он, по сути, не может избежать психологического и дисциплинарного принуждения, авторитарного стиля.

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремле­ние к достижению, благоприятствует эмоционально­му комфорту.

Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозмож­ность самостоятельно принять решение, эмоциональ­ный дискомфорт, страх сделать что-то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.

Занятия в партнерской форме можно выразить  де­визом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

В разные моменты занятия партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.

-Для начала это приглашение к деятельности — необязательной, непринужденной: «Давайте сегод­ня... Кто хочет, устраивайтесь поудобнее...».

-Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.

-В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее со­держание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; усиливает интерес ребен­ка к работе сверстника, поощряет содержательное об­щение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем.

Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «от­крытый конец», то есть каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет свою работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление резуль­тата с целью ребенка: что хотел сделать — что полу­чилось.

Партнерская форма занятия требует и определен­ной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого сто­ла», приглашающего к равному участию в работе. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг не­скольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования .

Дети свободно выбирают рабочие места, перемеща­ются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.

Партнер-взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, проти­востоит детям, «над» ними).

От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», — во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за партами, а взрослого — за письменным столом, как на школьном уроке.

 

Партнерская деятельность

Учительская позиция

Взрослый — партнер, рядом с детьми (вместе), в круге;

Разрешено свободное разме­щение детей;

Разрешено свободное переме­щение детей в процессе дея­тельности;

Разрешено свободное общение детей (рабочий гул);

Позиция взрослого динамич­на (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается);

 Все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга), могут обсуж­дать работу, задавать друг другу вопросы и т. п.;

 

-Взрослый — учитель, отделен от детей;

-За детьми жестко закреплены рабочие места;

-Запрещено перемещение детей;

-Запрещено свободное обще­ние детей;

-Вводится дисцип линарное требование тишины;

-Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом), либо он перемещается для контроля и оценивания («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает, нависая «над» ребенком) ;

 

Занятия в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми вовсе не означают хаоса в группе. Такие занятия (как и традиционные обу­чающие занятия) вводятся в распорядок дня и неде­ли группы детского сада. Для воспитателя это обяза­тельные и спланированные действия.

Многие педагоги задаются справедливым вопросом по поводу участия детей:«А вдруг они не захотят заниматься?»

Как показало исследование, в условиях доброволь­ности к работе, инициированной взрослым и строя­щейся в партнерстве с ним, присоединяются обычно до трех четвертей детей группы, это так называемая «ядерная» часть - дети, которые почти во всех случаях включаются в деятельность.

В стандартной группе (20—24 человека) всегда есть 2—3 дошкольника,которые крайне редко принимают участие в занятиях. Это гиперактивные дети, кото­рые с трудом концентрируются на любой деятельно­сти, предпочитая свободную двигательную актив­ность, или дети с гипертрофированными игровыми интересами; они, как правило, с трудом удерживаются и на традиционных занятиях- уроках.

Остальные дети составляют «ротирующуюся часть группы: то есть они присоединяются к общей деятельности часто, но не всегда, так как идут на поводу у своих предпочтений в отношении характера работы. Эти дети не игнорируют деятельность остальных, они находятся в позиции наблюдателей, в то же время проявляя к ней живейший интерес: они могут обсуждать процесс работы с остальными детьми, давать советы, сами не решаясь приняться за нее.

 На каждом занятии бывает 3—4 таких наблюдателя, и каждый раз это разные дети, в зависимости от того, чем предложил заняться взрослый. Допустим, ребенок но любит лепить, у него «не получается», и он не хочет рисковать, но в следующий раз он с удовольствием подключается к взрослому и сверстникам, если работа связана с другими материалами или с их синтезом (например, где действия с пластилином — простая и лишь небольшая часть предлагаемой работы).

Поэтому воспитателю не стоит опасаться, что не включившийся в занятие «здесь и сейчас» ребенок не дополучит что-то для своего развития. Он наверстает упущенное на других занятиях.

Надо лишь сразу договориться с детьми об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это вместе с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».

Поэтому, если воспитатель правильно подбирает содержание для занятий с дошкольниками, соответствующее их интересам, и эмоционально настроен на предлага­емое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает.

В заключение хотелось бы сформулировать  существенные харак­теристики организации занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:

-включенность взрослого в деятельность нарав­не с детьми;

-добровольное присоединение детей к деятельно­сти (без психологического и дисциплинарного при­нуждения);

-свободное общение и перемещение детей во вре­мя занятия (при соответствующей организации рабо­чего пространства);

-открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

 

В рамках партнерской  деятельности взрослого с детьми должны решаться задачи самого широкого плана: становление инициативы детей во всех сферах деятельности; развитие общих познавательных способностей; формирование культуры чувств и переживаний; развитие способности к плани­рованию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата; освоение ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной карти­ны мира).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми

В последние годы  образовательная работа с детьми 5—7 лет все больше становится похожа на обучение в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практики (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной литературы), призванные формировать ребенка как инициативного и самостоятельного субъекта активности, вытесняются занятиями-уроками, которые даются по школьной технологии. На таких занятиях позиция воспитателя сводится к авторитарному стилю, он дает задание, контролирует выполнение.

И виноваты в этом не только педагоги- дошкольники, все больше требований предъявляют к выпускнику детского сада учителя, а значит и родители, для которых детский сад становится только подготовительным звеном для поступления в школу.

Однако, в основании оптимальной модели образовательного процесса должна быть  все же лежать позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды.

И именно эта модель должна быть принята как главная для всего дошкольного возраста (3- 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3—5 лет).

Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является то, что она плавно перетекает в  свободную самостоятельную деятельность дошкольников. Блок самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей ребенку включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально.

Однако требования школы, которые полагают на «выходе» из дошкольного возраста первоначальное овладение чтением, письмом, арифметическим счетом, для детей седьмого года жизни предполагают введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели.

Такой социальный заказ вынуждает включить в образовательный процесс еще одну составляющую — специально организованное обучение в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя — регламентатора содержания и формы детской активности.

Однако такое специально организованное обучение  может вводиться лишь в старшем дошкольном возрасте и на фоне уже упрочившейся модели партнерских отношений воспитателя и детей, так как слишком ранний переход взрослого к учительской позиции и регламентированным учебным занятиям может резко затормозить развитие дошкольников.

Но даже в подготовительной группе удельный вес

 регламентированных учебных занятий во всем образовательном процессе должен быть очень невелик.

В учебный блок целесообразно поместить занятия по основам математики и начальному освоению чтения и письма. Именно эти содержания вместе с позицией взрослого-учителя обеспечивают непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе.

Организация занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.

В психологии принято выделять два разных стиля отношений человека с другими людьми: авторитарный и демократический. Первый связан с превосходством над другими, второй — с равенством, взаимным уважением.

Что это означает в реальности дошкольной группы?

Говоря о партнерской позиции воспитателя,  подразумевается, что он принимает демократический стиль отношений, а не авторитарный, сопряженный с учительской позицией. Понять, что значит быть партнером детей, легче всего, сопоставив эти две позиции. Партнер — всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Учитель — это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует (оценивает: правильно — неправильно). Он, по сути, не может избежать психологического и дисциплинарного принуждения, авторитарного стиля.

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.

Занятия в партнерской форме можно выразить  девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

В разные моменты занятия партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.

-Для начала это приглашение к деятельности — необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня... Кто хочет, устраивайтесь поудобнее...».

-Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.

-В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем.

Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец», то есть каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет свою работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.

Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования .

Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.

Партнер-взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, «над» ними).

От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», — во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за партами, а взрослого — за письменным столом, как на школьном уроке.

Партнерская деятельность

Учительская позиция

Взрослый — партнер, рядом с детьми (вместе), в круге;

Разрешено свободное размещение детей;

Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности;

Разрешено свободное общение детей (рабочий гул);

Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается);

 Все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга), могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п.;

-Взрослый — учитель, отделен от детей;

-За детьми жестко закреплены рабочие места;

-Запрещено перемещение детей;

-Запрещено свободное общение детей;

-Вводится дисцип линарное требование тишины;

-Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом), либо он перемещается для контроля и оценивания («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает, нависая «над» ребенком) ;

Занятия в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми вовсе не означают хаоса в группе. Такие занятия (как и традиционные обучающие занятия) вводятся в распорядок дня и недели группы детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия.

Многие педагоги задаются справедливым вопросом по поводу участия детей:«А вдруг они не захотят заниматься?»

Как показало исследование, в условиях добровольности к работе, инициированной взрослым и строящейся в партнерстве с ним, присоединяются обычно до трех четвертей детей группы, это так называемая «ядерная» часть - дети, которые почти во всех случаях включаются в деятельность.

В стандартной группе (20—24 человека) всегда есть 2—3 дошкольника,которые крайне редко принимают участие в занятиях. Это гиперактивные дети, которые с трудом концентрируются на любой деятельности, предпочитая свободную двигательную активность, или дети с гипертрофированными игровыми интересами; они, как правило, с трудом удерживаются и на традиционных занятиях- уроках.

Остальные дети составляют «ротирующуюся часть группы: то есть они присоединяются к общей деятельности часто, но не всегда, так как идут на поводу у своих предпочтений в отношении характера работы. Эти дети не игнорируют деятельность остальных, они находятся в позиции наблюдателей, в то же время проявляя к ней живейший интерес: они могут обсуждать процесс работы с остальными детьми, давать советы, сами не решаясь приняться за нее.

 На каждом занятии бывает 3—4 таких наблюдателя, и каждый раз это разные дети, в зависимости от того, чем предложил заняться взрослый. Допустим, ребенок но любит лепить, у него «не получается», и он не хочет рисковать, но в следующий раз он с удовольствием подключается к взрослому и сверстникам, если работа связана с другими материалами или с их синтезом (например, где действия с пластилином — простая и лишь небольшая часть предлагаемой работы).

Поэтому воспитателю не стоит опасаться, что не включившийся в занятие «здесь и сейчас» ребенок не дополучит что-то для своего развития. Он наверстает упущенное на других занятиях.

Надо лишь сразу договориться с детьми об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это вместе с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».

Поэтому, если воспитатель правильно подбирает содержание для занятий с дошкольниками, соответствующее их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает.

В заключение хотелось бы сформулировать  существенные характеристики организации занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:

-включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

-добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

-свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства);

-открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

В рамках партнерской  деятельности взрослого с детьми должны решаться задачи самого широкого плана: становление инициативы детей во всех сферах деятельности; развитие общих познавательных способностей; формирование культуры чувств и переживаний; развитие способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата; освоение ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФОРМЕ СОВМЕСТНОЙ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ.

Направление - Реализация Федеральных Государственных требований в системе дошкольного образования....

Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми

Организация занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога. Говоря о партнёрской позиции педагога, подразумевается...

"Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми"

Структура НОД в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах....

Особенности организации непосредственной образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей

laquo;Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это»...

Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление...

Презентация Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление...