Организация образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми
статья на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_muzyke.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 села Ржевка Шебекинского района Белгородской области»

Организация образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми

        

                                                                                        Подготовил:

     муз. руководитель

                                                                                Рябцева М.В.

        

Существующая практика дошкольного образования характеризуется нерешённостью целого ряда проблем, связанных, в том числе и с организацией обучения воспитанников. Особую актуальность проблема обучения приобретает в связи с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010), где педагогам ДОУ предлагается новая модель образовательного процесса, представленная следующими компонентами:

- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения);

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы.

Необходимо отметить, что данный документ определяет, в том числе, и основную форму образовательной работы с детьми. В документе указывается, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Таким образом, занятия в их традиционном понимании исключены из образовательного процесса ДОУ, следовательно, возникает проблема оптимизации процесса обучения.

По итогам освоения основной общеобразовательной программы ребёнок старшего дошкольного возраста приобретает следующие интегративные качества:

- любознательность, активность;

- интерес к новому, неизвестному;

- способность действовать самостоятельно;

- заинтересованность в образовательном процессе и др.

Одним из наиболее эффективных способов формирования у ребенка всех выше перечисленных качеств может быть организация с детьми совместной партнерской деятельности.

Понятие "совместная деятельность" раскрывается исследователями по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В частности, Е.В. Шорохова рассматривает совместную деятельность как взаимосвязь двух явлений - взаимодействия и взаимных отношений, которые отличаются высокой динамичностью и процессуальностью. Е.А.Родионова рассматривает совместную деятельность как субъект - субъектное взаимодействие. Проблему сотрудничества взрослого и ребенка также рассматривали такие исследователи, как В.В.Панферов, Г.М.Андреева, Н.Н.Обозов.

 Одной из форм совместной партнёрской деятельности взрослого и ребёнка является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Пение воспитателя, музыкального руководителя – образец для детей. Голос женщины по своей тесситуре очень близок к голосу ребёнку. В ясельном возрасте стимулирование звукоподражаний  является одной из предпосылок развития у детей певческих интонаций. Чем чаще дети слышат пение воспитателя, тем быстрее включаются в процесс подпевания, гуления.

В младшем дошкольном возрасте при формировании коллективного (хорового) пения взрослый учит детей одновременно начинать и заканчивать пение, не отставать в пении и не опережать друг друга. Необходимо обращать внимание детей на совместное дружное пение.

В старшем дошкольном возрасте запоминание песен идёт легче в процессе игры. Здесь поможет инсценирование песен. В каждой песне взрослый может найти забавный поворот, сравнение «изюминку», привлечёт внимание детей и позволит без нажима несколько раз повторить песню. Детей учим петь ритмично, правильно проговаривая текст, точно вступая в начале каждого куплета, дифференцируя силу звучания голоса: от очень тихого (почти шёпотом), до громкого. Взрослый следит за дыханием, чёткой дикцией, красотой звучания, очень хорошо, если песня звучит не только во время музыкальной непосредственно образовательной деятельности, но и в свободное от занятий время, на улице (в тёплое время года). Пение педагога подсказка и стимул к творческому придумыванию и певческой импровизации у детей.

Обучая детей младшей группы музыкальным ритмичным движениям (играм, пляскам, хороводам) показ взрослого, его эмоционально образные пояснения и указания просто необходимы.

В средней группе дети ещё очень нуждаются в правильном показе, ясных, коротких пояснениях. Некоторых задания дети могут выполнить путём самостоятельного показа движений.

В старшей группе взрослый разучивает с детьми отдельные элементы танцев, игр (техническое исполнение, тренировка, чтобы выработать лёгкость, непринуждённость движения).

Необходимо закреплять движения танцев на утренней гимнастике, прогулке (в тёплое время года), в группе перед обедом, как физкультминутки между занятиями.

Воспитатель в группе может проводить слушание музыки. Длительность прослушивание произведений не более 10 – 12 минут в старшем дошкольном возрасте и 5 – 7 минут в младшем дошкольном возрасте.

    «Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач  на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской  (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности

   Таким образом, организация образовательного процесса в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми - это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением современных дошкольников, так как именно сотрудничество взрослого с детьми способствует их личностному развитию, а также полностью соответствует современным требованиям организации образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми

Организация занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога. Говоря о партнёрской позиции педагога, подразумевается...

"Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми"

Структура НОД в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах....

Особенности организации непосредственной образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей

laquo;Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это»...

Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление...

Презентация Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление...

Методическая разработка для педсовета на тему: «Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми».

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в организации партнерской деятельности с детьми. Задачи: - обобщить теоретические знания педагогов об организации партнерской деятельности с д...