Игры для социально-коммуникативного развития дошкольников
картотека по психологии

Корьяк Татьяна Борисовна

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир, примерить на себя многие роли. Это участие в воображаемой социальной жизни, благодаря чему происходит становление личности в эмоциональном, психическом, умственном, нравственном плане. До 10 лет игра выступает ведущей деятельностью ребенка. Существуют специальные игры, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков у маленьких детей. Они помогают воспитать в нем эмпатию, доброжелательность, вежливость, заботливость, ответственность и другие положительные качества, нужные для вхождения в социум.

Игра-ситуация «Напечем пирожков»

Детки вместе со взрослым пекут пироги. Для игры нужны коробка с крышкой, формочки, кинетический песок (можно пластилин, соленое тесто, пластичную глину и любой мягкий материал). Взрослый предлагает вместе замесить тесто, украсить пирожки (можно крупой, мелкими деталями от конструктора, бумажными обрезками и т.д.). Игра ведется в форме диалога.

— Дети, давайте испечем пироги с разной начинкой! Посмотрите, сколько у меня формочек для этого! (В зависимости от количества детей предлагаем каждому по формочке.)

— Давайте вместе замесим тесто, а потом каждый слепит свой пирожок! Только укладываем пирожки куда? Правильно, на противень! (По очереди или вместе, дети берут песок, накладывают его в формочки и лепят пироги, размещая затем их на какую-нибудь дощечку.)

— А давайте теперь ваши пирожки украсим! (Раздается материал для украшения. Желательно, чтобы материал был похож на повидло, крем, фрукты, посыпку, варенье – пусть включается детское воображение.)

— Посмотрите: здесь пирожок с кремом, а здесь – с повидлом, пирожок Ани (например) – с яблочком, а пирожок Никиты – с вишневым вареньем! Как будет красиво и вкусно!

— Дети, посмотрите, у нас еще осталось тесто. Давайте слепим еще несколько пирожков и положим их на противень. (Дети лепят пирожки и кладут на дощечку.)

— Будьте осторожны! Плита горячая! Я ставлю пирожки в духовку, а вы отойдите в сторону. Не трогайте ручками плиту – можете обжечься. Это больно!

Изображаем, будто пирожки пекутся. Затем достаем их и «угощаем» всех детей. Можно организовать «чаепитие». Хвалим каждого ребенка за труд и старание. Предложите угостить лакомством кукол, плюшевых мишек и зайчиков.

В этой игре дети учатся взаимодействовать, достигать вместе цели, развивают мелкую моторику и сенсорику, воображение, проявляют творческое фантазирование. Они узнают много нового об окружающем мире, опасностях в нем, мерах предотвращения беды. Здесь есть возможность обыграть простые сюжеты и примерить на себя роль кулинара.

Словесная игра «Позови ласково»

Детям предлагается встать в круг и по цепочке передавать друг другу мяч, называя при этом соседа ласково по имени (Миша – Мишенька, Даша – Дашуля). Следующий круг можно продолжить, придумывая названия животных, игрушек, и называя их так же – в уменьшительно-ласкательной форме.

Эта игра направлена как на речевое развитие (отработка существительных в уменьшительно-ласкательной форме), так и на развитие коммуникации. В первую очередь детей учат быть ласковыми, вежливыми и внимательными. Они тесно взаимодействуют друг с другом и обмениваются положительными эмоциями, что благотворно влияет на общий фон в детском коллективе.

Словесная игра «Превращение»

Детям предлагается перевоплощаться в животных, известные им предметы, и давать окружающим подсказки для отгадки в виде жестов, мимики, пантомимики, звукоподражаний. Водящий не говорит ничего, остальные могут высказывать свои предположения. Желательно брать каждый раз одну тему, например, «Домашние животные», «Фрукты», «Транспорт» и т.д. Выбор опирается, безусловно, на уровень развития данной возрастной группы.

Эта игра направлена на развитие воображения, памяти, мышления, фантазирования. Она позитивно влияет на двигательную активность, психомоторную деятельность и развитие социального взаимодействия детей. Здесь отрабатывается роль и то, насколько ребенок может ее принять на себя.

Игра на подражание «Зеркало»

Дети делятся на пары. В паре каждый встает лицом к партнеру. Задача одного ребенка изобразить какую-либо эмоцию или настроение (злость, обида, радость, страх, восторг), а задача второго – повторять его мимику. Движения должны быть плавными и неторопливыми при этом. Разрешается гримасничать, как этого требует образ.

В этой игре дети тесно сотрудничают и учатся не только слаженно взаимодействовать в паре, но и перенимать эмоции другого на себя, т.е. проживать их. Это прекрасная основа для развития эмпатии, чего так не хватает детям с особенностями развития. Безусловно, она полезна для развития имитационных навыков, копирования действий других, мыслительных процессов и даже межполушарного взаимодействия (ребенок делает проекцию чужого выражения лица на свое).

Игра для развития навыков самообслуживания и опрятности «Зайка»

Эта игра может растянуться на целый день, т.к. детям предлагается представить, что они – зайчики. Хорошие и опрятные зайчики аккуратно умываются, моют руки, одеваются, причесываются, вытирают носики, чистят зубки, собирают игрушки, карандаши, книжки и раскладывают их по местам, подметают пол, моют посуду, застилают постели и т.д.

Здесь важно мотивировать детей пояснениями, сопутствующими рассказами, т.е. интересным речевым сопровождением: смотрите, какие красивые цветочки растут на подоконнике у маленьких зайчиков, их надо полить, чтобы они не погибли; маленькие зайки знают, что одежду надо аккуратно складывать и класть на стульчики, иначе она потеряется или будет мятой; сегодня зайки рисуют красивые морковки, чтобы угостить друг друга и т.д.

Вы учите детей опрятности, аккуратности, а также наполняете их глагольный словарь. Они целый день стараются придерживаться общих целей, что позитивно сказывается на коммуникации друг с другом.

Игра-этюд «Лес»

Дети встают напротив воспитателя (взрослого), который предлагает им изобразить мимикой и пластикой реакцию растений в лесу на разные природные явления. Можно растения заменить на диких животных или насекомых. Воспитатель дает команду, а дети изображают реакцию на сильный/слабый ветер, дождь (мелкий грибной и ливень), град, грозу, яркое солнышко, вьюгу, метель, снегопад, радугу и т.д.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Взрослый подбирает предметные/сюжетные картинки и придумывает к ним описательные предложения. Дети должны определить, где правда/выдумка. Например, взрослый говорит: «Кошка лает». Дети отвечают: «Так не бывает. Кошка мяукает». Взрослый говорит: «Дождик дует». Дети отвечают: «Так не бывает. Дождик идет». При более высоком уровне речевого развития детей им предлагают встать в пары, где один ребенок придумывает, а другой опровергает и доказывает свою позицию. Например, один ребенок говорит: «Это яблоко. Оно растет на грядке». Другой отвечает: «Так не бывает. Яблоки растут на дереве. На грядке растут овощи».

Дидактическая игра «Дотронься до…»

 

Взрослый предлагает детям до чего-то дотронуться. Они делают это все вместе. Например, ведущий предлагает: «Дотроньтесь до желтого». Дети сразу должны найти, где присутствует желтый цвет. Можно дотрагиваться до твердого, шершавого, мягкого, мокрого, блестящего, пушистого, синего и т.д. На ваш выбор и воображение. Можно специально использовать какие-то особенности одежды самих детей, что общее внимание привлекал живой человек. Дети ищут желтый цвет на кофте соседа, сужают зону общения, входят в тактильный контакт — барьеры разрушаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_sotsialno-kommunikativnogo_razvitiya.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир, примерить на себя многие роли. Это участие в воображаемой социальной жизни, благодаря чему происходит становление личности в эмоциональном, психическом, умственном, нравственном плане. До 10 лет игра выступает ведущей деятельностью ребенка. Существуют специальные игры, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков у маленьких детей. Они помогают воспитать в нем эмпатию, доброжелательность, вежливость, заботливость, ответственность и другие положительные качества, нужные для вхождения в социум.

Игра-ситуация «Напечем пирожков»

Детки вместе со взрослым пекут пироги. Для игры нужны коробка с крышкой, формочки, кинетический песок (можно пластилин, соленое тесто, пластичную глину и любой мягкий материал). Взрослый предлагает вместе замесить тесто, украсить пирожки (можно крупой, мелкими деталями от конструктора, бумажными обрезками и т.д.). Игра ведется в форме диалога.

— Дети, давайте испечем пироги с разной начинкой! Посмотрите, сколько у меня формочек для этого! (В зависимости от количества детей предлагаем каждому по формочке.)

— Давайте вместе замесим тесто, а потом каждый слепит свой пирожок! Только укладываем пирожки куда? Правильно, на противень! (По очереди или вместе, дети берут песок, накладывают его в формочки и лепят пироги, размещая затем их на какую-нибудь дощечку.)

— А давайте теперь ваши пирожки украсим! (Раздается материал для украшения. Желательно, чтобы материал был похож на повидло, крем, фрукты, посыпку, варенье – пусть включается детское воображение.)

— Посмотрите: здесь пирожок с кремом, а здесь – с повидлом, пирожок Ани (например) – с яблочком, а пирожок Никиты – с вишневым вареньем! Как будет красиво и вкусно!

— Дети, посмотрите, у нас еще осталось тесто. Давайте слепим еще несколько пирожков и положим их на противень. (Дети лепят пирожки и кладут на дощечку.)

— Будьте осторожны! Плита горячая! Я ставлю пирожки в духовку, а вы отойдите в сторону. Не трогайте ручками плиту – можете обжечься. Это больно!

Изображаем, будто пирожки пекутся. Затем достаем их и «угощаем» всех детей. Можно организовать «чаепитие». Хвалим каждого ребенка за труд и старание. Предложите угостить лакомством кукол, плюшевых мишек и зайчиков.

В этой игре дети учатся взаимодействовать, достигать вместе цели, развивают мелкую моторику и сенсорику, воображение, проявляют творческое фантазирование. Они узнают много нового об окружающем мире, опасностях в нем, мерах предотвращения беды. Здесь есть возможность обыграть простые сюжеты и примерить на себя роль кулинара.

Словесная игра «Позови ласково»

Детям предлагается встать в круг и по цепочке передавать друг другу мяч, называя при этом соседа ласково по имени (Миша – Мишенька, Даша – Дашуля). Следующий круг можно продолжить, придумывая названия животных, игрушек, и называя их так же – в уменьшительно-ласкательной форме.

Эта игра направлена как на речевое развитие (отработка существительных в уменьшительно-ласкательной форме), так и на развитие коммуникации. В первую очередь детей учат быть ласковыми, вежливыми и внимательными. Они тесно взаимодействуют друг с другом и обмениваются положительными эмоциями, что благотворно влияет на общий фон в детском коллективе.

Словесная игра «Превращение»

Детям предлагается перевоплощаться в животных, известные им предметы, и давать окружающим подсказки для отгадки в виде жестов, мимики, пантомимики, звукоподражаний. Водящий не говорит ничего, остальные могут высказывать свои предположения. Желательно брать каждый раз одну тему, например, «Домашние животные», «Фрукты», «Транспорт» и т.д. Выбор опирается, безусловно, на уровень развития данной возрастной группы.

Эта игра направлена на развитие воображения, памяти, мышления, фантазирования. Она позитивно влияет на двигательную активность, психомоторную деятельность и развитие социального взаимодействия детей. Здесь отрабатывается роль и то, насколько ребенок может ее принять на себя.

Игра на подражание «Зеркало»

Дети делятся на пары. В паре каждый встает лицом к партнеру. Задача одного ребенка изобразить какую-либо эмоцию или настроение (злость, обида, радость, страх, восторг), а задача второго – повторять его мимику. Движения должны быть плавными и неторопливыми при этом. Разрешается гримасничать, как этого требует образ.

В этой игре дети тесно сотрудничают и учатся не только слаженно взаимодействовать в паре, но и перенимать эмоции другого на себя, т.е. проживать их. Это прекрасная основа для развития эмпатии, чего так не хватает детям с особенностями развития. Безусловно, она полезна для развития имитационных навыков, копирования действий других, мыслительных процессов и даже межполушарного взаимодействия (ребенок делает проекцию чужого выражения лица на свое).

Игра для развития навыков самообслуживания и опрятности «Зайка»

Эта игра может растянуться на целый день, т.к. детям предлагается представить, что они – зайчики. Хорошие и опрятные зайчики аккуратно умываются, моют руки, одеваются, причесываются, вытирают носики, чистят зубки, собирают игрушки, карандаши, книжки и раскладывают их по местам, подметают пол, моют посуду, застилают постели и т.д.

Здесь важно мотивировать детей пояснениями, сопутствующими рассказами, т.е. интересным речевым сопровождением: смотрите, какие красивые цветочки растут на подоконнике у маленьких зайчиков, их надо полить, чтобы они не погибли; маленькие зайки знают, что одежду надо аккуратно складывать и класть на стульчики, иначе она потеряется или будет мятой; сегодня зайки рисуют красивые морковки, чтобы угостить друг друга и т.д.

Вы учите детей опрятности, аккуратности, а также наполняете их глагольный словарь. Они целый день стараются придерживаться общих целей, что позитивно сказывается на коммуникации друг с другом.

Игра-этюд «Лес»

Дети встают напротив воспитателя (взрослого), который предлагает им изобразить мимикой и пластикой реакцию растений в лесу на разные природные явления. Можно растения заменить на диких животных или насекомых. Воспитатель дает команду, а дети изображают реакцию на сильный/слабый ветер, дождь (мелкий грибной и ливень), град, грозу, яркое солнышко, вьюгу, метель, снегопад, радугу и т.д.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Взрослый подбирает предметные/сюжетные картинки и придумывает к ним описательные предложения. Дети должны определить, где правда/выдумка. Например, взрослый говорит: «Кошка лает». Дети отвечают: «Так не бывает. Кошка мяукает». Взрослый говорит: «Дождик дует». Дети отвечают: «Так не бывает. Дождик идет». При более высоком уровне речевого развития детей им предлагают встать в пары, где один ребенок придумывает, а другой опровергает и доказывает свою позицию. Например, один ребенок говорит: «Это яблоко. Оно растет на грядке». Другой отвечает: «Так не бывает. Яблоки растут на дереве. На грядке растут овощи».

Дидактическая игра «Дотронься до…»

Взрослый предлагает детям до чего-то дотронуться. Они делают это все вместе. Например, ведущий предлагает: «Дотроньтесь до желтого». Дети сразу должны найти, где присутствует желтый цвет. Можно дотрагиваться до твердого, шершавого, мягкого, мокрого, блестящего, пушистого, синего и т.д. На ваш выбор и воображение. Можно специально использовать какие-то особенности одежды самих детей, что общее внимание привлекал живой человек. Дети ищут желтый цвет на кофте соседа, сужают зону общения, входят в тактильный контакт — барьеры разрушаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

Игра является деятельностью, которая имеет прямое отношение к потребностной сфере ребенка, а так же важным условием психического развития и становления самосознания......

Игры, способствующие социально-коммуникативному развитию дошкольников

Социально-коммуникативное развитие-одна из образовательных  областей по ФГОС.  Формирование  коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка  и ...

Образовательный проект. "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является:    «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными...

«Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников».

Мастер-класс для педагогов «Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников».Цель: познакомить воспитателей с приёмами, направленными на развитие общения и взаимодейств...

Консультация для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

Одной из важнейших задач в воспитании детей является “создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития спосо...

Игры для социально- коммуникативного развития дошкольников (старший возраст)

laquo;Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников ...