Возрастные особенности детей 3 - 4 лет
методическая разработка по психологии (младшая группа)

Абалян Аида Владимировна

Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей трёх лет

Добрый вечер уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о психологических особеннотях детей 3-4 лет и о том, что важно развивать в детях данного возраста, и на что стоит обратить особое внимание.  А для начало поигрем.

Упражнение «Пожелание»

Родители встают в круг, педагог-психолог пускает по кругу бубен:

Ты катись веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

К кого веселый бубен

Тот пожелание скажет нам.

Упражнение «Цветок пожеланий»

Родителям раздаются лепестки из цветной бумаги и карандаши. Каждый родитель пишет на своем лепестке желание для всех детей этой группы (быть здоровыми, счастливыми и т. д.).По оканчанию работы участники зачитывают пожелания и прикрепляют лепесток к середине цветка на доске. Психолог подводит к выводу о том, что желания у многих родителей совпадают и все они позитивны. Это прекрасно. Но одного желания мало. Нужны еще и знания.

Итак, начнем.

К психологическим процессам относится: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь.

 Во время пребывания ребёнка в детском саду мы все (дети, педагоги и родители) составляем треугольник, во главе треугольника конечно же стоит ребёнок. Он познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка. Взрослый привлекает ребенка в первую очередь,  как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку еще не вполне владеет речью.

Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни - переход от раннего к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых. Зачастую многие родители не видят изменений, которые происходят с их ребёнком, не замечают в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.

Поэтому

1-Нашу встречу хочется начать с вопроса:

- Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?

- Стал ли он другим за год?

- Что нового появилось?

(высказывания родителей)

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!”

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

А сейчас давайте разберём ситуацию.

Ситуация для анализа

Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мама прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам, сам!

Мать строго говорит:

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.

Вопросы:

Правильно ли поступила мама? И почему?

Бывают ли подобные ситуации у вас?

Как вы выходите из них?

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

Как вы считаете?

Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?

Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется стремление к самостоятельности. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот. Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Сталкивались ли вы с подобными проявлениями?

Как выходили из таких ситуаций?

Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем д/о возрасте?

Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши.

(обсуждение с родителями)

Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.

Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.

Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.

Младший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и взрослыми, другими детьми, и даже окружающими предметами. Специалисты уделяют особое внимание возрасту 3–4 года, так как этот период связан еще и с определенными психологическими кризисами, которые помогают ребенку формировать себя как личность, а также осознавать себя как отдельного человека. В этот период ребенок стремится к самостоятельности, начинает во всем противоречить взрослым, очень четко отстаивать свои позиции.

Причем касается это даже очень покладистых детей, которые раньше во всем слушались родителей. Для взрослых важно в это время не пытаться усмирить ребенка, а дать ему больше самостоятельности. Также в этот период у малыша появляется множество вопросов относительно окружающего его мира. Ребенок начинает интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг, задавать родителям кучу вопросов.

Внимание ребенка не концентрируется подолгу на одном предмете или человеке, а довольно рассеянным образом перемещается с одного на другое. Также в это время малыш начинает наблюдать, понимать и принимать некоторые правила общения с другими детьми.

В игре действует одним предметом, ребенок представляет на его месте другой, «видит» себя в разных ролях, может действовать в воображаемой ситуации – попрыгать как зайчик, переваливаться как мишка. Так развивается воображение. Для детей данного возраста характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие  у малыша, эмоционально окрашены и реальны для него. Это возраст появление страхов, триада страхов: перед сказочными персонажами, страх темноты, и страх одиночества. Также боится уколов, боли, крови. В игре малыш не остается один на один со своей фантазией, игра  предполагает наличие партнера. Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи. Речь ребенка трехлетки однотипна, понятия о будущем, прошлом еще ограничено.

Память детей в этот период образная, она носит непроизвольный, пассивный характер. Запоминание происходит легко и естественно, хорошо запоминается то, что непосредственно связанно с его деятельностью, в основном только яркие моменты, эмоционально окрашенные и связанные с какой-то деятельностью малыша (игра, рисование, слушание сказок и т. п.)

При этом эпизоды, в которых ребенок непосредственно участвовал, запоминаются ему на довольно длительное время.

Мышление. Ребенок в этом возрасте пусть и несовершенно, но пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. У некоторых уже проявляется способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету, величине, количеству, форме. К четырем годам мышление становится наглядно-образным. Говоря простым языком, наглядно-образное мышление помогает представить себе что-либо зрительно, не взаимодействуя с данным предметом.

В начале малышам необходим телесный контакт с предметом, со временем необходимость потрогать всё руками отпадает, и дети делают упор на представление образа в уме.                                                                                                       Возраст 3-4 лет является  самым благоприятным периодом для развития восприятия и усвоения сенсорных эталонов. Простые игры позволят закрепить названия цветов, форм и других качеств предмета. Ребёнок научится сравнивать, классифицировать предметы, выделять в них определённые признаки, воспринимать пространство и время. Многие игры не требуют специальной подготовки, а необходимое оборудование легко изготовить дома. Запаситесь картоном разных цветов, разноцветными пуговицами, игрушками и мелкими предметами и начинайте играть.

Моторика рук. Детям, особенно в начале четвертого года жизни легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машинку), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Ну и конечно, игра несет не только смысловую нагрузку, она просто доставляет радость и положительные эмоции. Эмоциональное состояние ребенка продолжает зависеть от физического комфорта.

Давайте подведем итог: Это период кризиса трех лет. Определение это условное, т.к. временные рамки кризиса гораздо шире. Кризис трех лет проходит под девизом «Я – сам!». Ребенок хочет делать все сам, без чьей-либо помощи, ну у него еще не все получается и мама должна ему помочь. Если взрослый разумно поощряет самостоятельность, позитивно оценивает личность ребенка, сглаживает трудности взаимоотношений, тогда ребенок благополучно перейдет на следующую ступеньку развития личности.

Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослого. Подражает взрослых, легко всему верит. К концу четвертого  года жизни ребенок способен приобрести такие нравственно-волевые качества личности, как способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения целей, помогать другим, соблюдать очередность и определенные правила.

Ну а сейчас я вас попрошу взять цветок и раскрасить его. А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветки были одинаковы по форме и размеру. Скажите, после того как  вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? Мы – взрослые люди, при одинаковых условиях делаем все по-разному.  Отсюда и наше правило!

НИКОГДА НЕ СРАВНИВАЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА С ДРУГИМ!

Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же  ребенка вчера, сегодня, завтра. Это называется мониторинг. Это мы будем делать для того, что бы знать, как и что делать с этим завтра. Это мы будем делать для того чтобы расти каждый день. Причем не только в знаниях, но и в поступках. Любите своих детей, поддерживайте и помогайте им в преодолении трудностей! Всего доброго!

C:\Users\1\Desktop\16_0.gifC:\Users\1\Desktop\16_0.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

возрастные особенности детей 4лет

консультация для родителей...

Возрастные особенности детей 3-4лет

Памятка для родителей. Знания возрастных особенностей ребенка поможет родителям быть готовым к изменениям в его характере и  поведении, а также наладить взаимоотношения со соими детьми....

Возрастные особенности детей 3-4лет

Знаете ли вы своего ребёнка? «Конечно!» - ответит почти каждый родитель. Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим ...

Консультация для родителей на тему "Возрастные особенности детей 3-4лет"

Прошло долгожданное лето, и вот мы уже стоим на пороге младшей группы. Многие из вас заметили, как подросли дети, увидели, насколько они изменились, возникли вопросы, на которые необходимо получить от...

Родительское собрание в младшей группе.Консультация на тему "Возрастные особенности детей 3-4лет"

Здесь  опубликована  консультация    на тему "Возрастные особенности детей 3-4 лет "   .Родительское     собрание №115.12.2017 гПротокол №1К...

Возрастные особенности детей 3-4лет.

Папка передвижка будет полезна родителям и воспитателям....

Консультация:"Возрастные особенности детей 3-4лет".

Младший дошкольный возраст- это важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходят большие изменения в отношении между ребенком и взрослым, другими детьми, окружающим мир...