"Взаимоотношения педагога с детьми" Семинар-практикум для воспитателей
методическая разработка по психологии

Татьяна Александровна Мутик

Теория и практика на тему "Общение педагога и ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov_obshchenie_pedagoga_s_rebyonkom.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ-детский сад «Звездочка»

Семинар-практикум для воспитателей

Тема: «Общение педагога с ребёнком»

Дата проведения: 13.12.2022г.

Выступление подготовила:

педагог-психолог Мутик Т.А.

с.Криводановка 2022

Цель: повышение социально-психологической компетентности педагога и развитие их способности эффективно взаимодействовать с воспитанниками.

Задачи:

  • акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками;
  • научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
  • Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс;
  • Способствовать улучшению коммуникации между педагогами

Ход семинара: Педагог-профессия, относящихся к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции. Все мы понимаем, что в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и факторами – это всевозможные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции. Не стоит упускать из вида и личностные проблемы, ситуации в мире в целом.  Воздействие этих факторов неблагоприятно влияет на психическое здоровье педагогов и может вызвать сильные стрессы. Но поскольку мы с вами выбрали данную профессию, то должны помнить, что от уровня психологического благополучия педагога, от того, насколько мы с вами умеем строить общение с детьми вне зависимости от различных вышеупомянутых факторов, напрямую зависит становление психологически здоровой личности воспитанника.

Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. (Михаил Аркадьевич СветлОв) русский советский поэт, драматург и журналист, военный корреспондент

«Дети не всегда умеют хорошо слушаться старших, но они очень хорошо умеют их копировать». Джеймс Болдуин американский романист, публицист, драматург, активный борец за права человека,

Уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи посвящена общению педагога с ребёнком. Что вообще такое педагогическое общение для вас? (педагоги дают свои варианты ответов)

Педагогическое общение - это целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а также установление взаимопонимания между педагогом и детьми целью создания  благоприятного для их психического развития микроклимата.

Существует три модели, характеризующие отношения педагога и ребёнка.

Модели, характеризующие отношения педагога и ребёнка

Модель «невмешательствоа в жизнь ребёнка»

Соответствует либерально-попустительскому стилю воспитания. Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».

При попустительском (либеральном) стиле общения отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Воспитатель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь образовательной деятельностью. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры. (Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми).

Учебно-дисциплинарная модель

Соответствует авторитарному стилю воспитания: взрослый – руководитель и образец. Он выполняет руководящие функции, а дети только исполнители. Их инициатива, как правило не по поддерживается, а часто и наказуема. Дети обязаны подчинятся, выполнять, отвечать, желание детей, как правило, не учитывается. Характеры жёсткие педагогические установки. Не учитываются предпочтения детей в общении, прямо и жёстко могут указывать на проступки и недостатки детей. (Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.)

Личностно-ориентированная модель

Соответствует демократическому стилю воспитания

Взрослый не подгоняет развитие ребёнка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищённости, доверия к миру и радости существования. Наряду с требованиями к детям учитывается уважительное отношение к ним, их мнению, желанию. Испытывает явную потребность в обратной связи с детьми. В оценках такого педагога преобладает позитивный настрой, а при сложных ситуациях предпочитает разговор «по душам» наедине с ребёнком. (В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности).

    Давайте попробуем с вами определить каким образом каждая из этих моделей будет влиять на развитие личности ребёнка и к чему это может привести в  детском коллективе. (Педагоги дают свои ответы).

  В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характерезуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля. . Но в любом случае, педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. 

А сейчас я предлагаю вам немного побыть детьми. Вспомните себя в детстве.

Упражнение «Передай чувство»

Цели: создать тёплую атмосферу в группе; проанализировать, какую роль играет прикосновение к ребёнку в педагогической деятельности. 

Участники группы сидят в кругу с закрытыми глазами. Психолог прикасается к одному из педагогов так, чтобы он почувствовал лёгкое ласковое прикосновение. Получивший это ощущение старается передать его дальше по кругу. В конце «чувство» возвращается к психологу. Далее можно послать «пренебрежительное прикосновение».

Проводится обсуждение того, что почувствовал каждый участник. Педагоги определяют, какую роль играет прикосновение в общении с детьми.

Игра «Ручеёк»

Цели: провокация переживаний, связанных с оцениванием; анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок; найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребёнка в контакте и помогающие преодолению барьера.

Материалы: карточки с фразами.

Участники выстраиваются в 2 шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге психолог раздаёт карточки со словами, которые обычно говорят ребёнку, когда им довольны, другой- карточки со словами, когда ребёнком недовольны.

Психолог даёт инструкцию: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо». Психолог проводит каждого по коридору.

Проводится обсуждение. Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова

А сейчас, давайте попробуем, составить правила общения педагога с ребёнком.

Правила общения:

  1. Разговаривая с ребёнком, находиться на одном уровне с ребёнком «Глаза в глаза».
  2. Не унижать ребёнка и не стыдить.
  3. Проявлять педагогический такт.
  4. Отслеживать свои эмоции и уметь ими управлять.

Экспресс тест "Пляшущие человечки".

Этот тест применяют очень давно, он определяет эмоциональное состояние на текущий момент.

Итак, сделайте глубокий вдох и выдох.

Еще раз глубокий вдох и спокойный выдох.

И еще раз, для закрепления: вдох -выдох.

Теперь закройте глаза на 3-4 секунды, откройте, посмотрите внимательно на картинку и выберете фигуру человечка, который в данный момент похож на вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание положительных взаимоотношений в раннем детстве. Консультация для воспитателей.

Формирование у ребёнка взаимоотношений со взрослыми и детьми, выработка некоторых доступных правил поведения являются необходимой и весьма существенной частью воспитания. Решение этих задач есть перва...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношених педагогов и родителей»

Консультация для педагогов на методическом объединении «Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношених педагогов и родителей»...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

laquo;Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов  В педагогической работе учитывая возрастные особенности детей 3 -7 года жизни (их естественную...

Семинар-практикум с педагогами "Взаимоотношение педагога с педагогическим сообществом. Восстановление чистоты каналов взаимоотношений"

Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен сам обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они е...