Конспект совместного мероприятия для детей и их родителей "МИР НА КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ. ИГРЫ С КРУПОЙ"
методическая разработка по психологии (младшая группа)

Алла Валерьевна Извекова

Конспект совместного мероприятия для детей и их родителей  "МИР НА КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ. ИГРЫ С КРУПОЙ"

 

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.

В ходе данного совместного мероприятия педагоги смогут познакомить родителей с такой технологией как "Манкотерапия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.3_konspekt_zasedaniya_no2_igry_s_krupoy.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ–СЦЕНАРИЙ ЗАСЕДАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

«КЛУБ АКТИВНЫХ РОДИТЕЛЕЙ»

МИР НА КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ. ИГРЫ С КРУПОЙ

Цель: Научить родителей продуктивно проводить совместное с детьми время дома.

Задачи:

1. Повысить педагогическое мастерство родителей.

2. Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования.

3. Стимулировать желание самостоятельно применять это дома в свободное время с ребёнком.

Оборудование: подносы, манная крупа, коктельная трубочка, контейнер с манкой, маленькие игрушки.

Участники: воспитатели, педагог-психолог, дети, родители.

Важность развития мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.

Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Про важность развития маленьких пальчиков знали и наши предки. Мы до сих пор играем с детьми в такие пальчиковые игры как: «Сорока – ворона» и «Ладушки».

Связь развития речи и мелкой моторики выявлена давно, в наше время она лишь получает научное обоснование.

Для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки ,вкладыши, пирамидки и аппликации.

Но, кроме игрушек, выпускаемых промышленно, в современной педагогике большой популярностью пользуются пособия для развития моторики рук, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы.

Одно из таких пособий - игры с крупами. Родители играют с детьми дома, воспитатели используют их на занятиях в детском саду.

Крупа – это не только ценный пищевой продукт, но и отличный недорогой материал для игр с детьми от года. Каждый сможет без труда организовать интересную и полезную игру для ребенка. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития.

Можно организовать игры с манной, гречневой, рисовой, кукурузной крупами, горохом, чечевицей, фасолью. Желательно последовательно познакомить детей разнообразными видами круп (начиная с самой мелкой), обеспечив, таким образом, богатство впечатлений и ощущений. Попробовав разные виды игр, можно остановиться на наиболее полюбившихся ребенку занятиях и, главное, играть в них столько, сколько ему захочется. Некоторые опасаются давать детям мелкие предметы из соображений безопасности. Однако, важно, не прятать потенциально опасные материалы, а обучать детей правильному обращению с ними. Игры детей с мелкими предметами обязательно должны проходить под контролем взрослого!

Манкатерапия

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. Игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем. Что делать, если у Вас нет песка? А поиграть ребенку хочется. И тут на помощь придет, как Вы думаете, что? Манка!

Идея использования манной крупы в арт-терапевтической работе появилась на основе юнгианской песочной психотерапии. Большой терапевтический ресурс этой техники объясняется свойствами манки, которые во многом совпадают со свойствами песка.

  • Манка – это экологически чистая, безопасная и доступная крупа.
  • Игры с манкой развивают мелкую моторику: ее можно брать в ручки, пересыпать из ладони в ладонь, водить рукой и пальчиком, рассыпать на подносе и на лист бумаги.
  • Играть и рисовать манкой можно круглый год, по сравнению с играми в песок, которые носят сезонный характер.
  • Рисование манкой снимает стресс, так как во время этого процесса у ребят снимается напряжение, зажатость, они становятся более раскованными и расслабленными.
  • Занятия с крупами влияют на тактильное восприятие малышей. Во время игр с манкой ребятишки используют ладонь, пальцы, тыльную сторону ладони руки, рисуют различные узоры, линии, фигуры.
  • Рисование манкой развивает фантазия и воображение ребенка, память и координация его движений.
  • Дети старшего дошкольного возраста формируют характер, тренируют точность движений, укрепляют усидчивость и трудолюбие.

Для рисования манкой нам понадобится поднос (желательно, чтобы поднос был цветной, а не белый). Также мы будем использовать трафареты, сито, трубочки (соломинки).

Предлагаю вашему вниманию следующие игры с манной крупой:

  • Щепотка

Берем «щепотку» манки и на чистом подносе делаем маленькие звездочки. Суть данного упражнения заключается в том, что ребенок расслабляет и напрягает, расслабляет и напрягает мышцы пальцев. Упражнение очень хорошо срабатывает для гиперактивных детей.

  • Кулачек

Набираем манку в кулачок и рисуем спиральку, полоску, рожки и получается улитка.

  • Рисуем пальцами, одной рукой и сразу двумя руками.

Насыпаем на поднос манку и её разровняем, после чего рисуем картины пальчиками. Можно просить ребенка написать букву или цифру. А в дальнейшем можно просить посчитать и написать правильный ответ на подносе.

  • Выкладывание  рисунка

На манке рисуется контур рисунка. Вы можете его нарисовать сами, а ребенка попросить выложить контур  нарисованной картинки фасолью, макаронами или горохом.

  • Следы и отпечатки

Насыпаем на поднос манку тонким слоем и оставляем следы, отпечатки от рук, ног, пальчиков, различных предметов.

  • Найди игрушки

Для этой игры нам понадобится пластиковый контейнер с манной крупой, мелкие предметы

  • Найди картинку

Насыпаем на поднос манку тонким слоем, берем коктельную трубочку делаем дырочки в манке, дуя в трубочку.

Можно спрятать в манку картинки.

  • Пересыпание манки

Предложите ребенку пересыпать манную крупу ложкой из миски в миску или из чашки в чашку или попросить его насыпать ее поровну в три маленькие чашечки. Можно предложить пересыпать крупу через воронку или через сито.

Этап 3. Рефлексивный

Вроде бы обычная манка, а сколько интереса у ребенка!

Это и прекрасный материал для развития, и можно сказать, домашняя альтернатива песочной терапии.

Игры с манкой улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают аккуратность, усидчивость, мелкую моторику, координацию движений, глазомер, фантазию, мышление

Вопросы для рефлексии:

Что нового вы узнали сегодня из мастер-класса?

Будете ли вы использовать манкотерапию  со своими детьми дома?

Развивающие игры с крупами

Играть нужно тогда, когда ребенок на это настроен. Когда у него хорошее настроение, он весел и готов познавать что-то новое.

Придется пожертвовать чистотой в квартире, но это того стоит.

Обязательно соблюдать  правила безопасности: оставлять малыша наедине с мелкими предметами ни в коем случае нельзя!

Вот несколько примеров игр с крупами. (Все игры проигрываются с родителями и детьми)

Ищем клад

В большую емкость насыпаем крупу (манку, гречку, ячневую крупу, перловку, пшеничку и т.д.) и бросаем туда мелкие игрушки из киндер сюрпризов, пуговицы, монетки или любые другие мелкие предметы.

Далее просим ребенка отыскать клад и сложить его  в специальный сундук для сокровищ (любая коробочка или мисочка). Вначале стоит показать малышу, как это нужно делать, а потом отпустить в свободное плавание. При первом и последующих успехах ребенка обязательно его хвалить!

Искать клад можно и с помощью маленького ситечка, ложечки или пальчиками.

Сеем — посеем

Насыпаем в емкость манку и несколько (десять – двадцать крупинок) гречки, макаронинок или рисинок.

Просим малыша с помощью сита просеять всю манку и найти гречку. Для деток постарше можно усложнить задачу и просить искать гречку пальчиками.

Золушка

Сортируем макароны и фасоль (для старших деток можно и крупы).

Для этого насыпаем в большую емкость несколько видов макарон и бобовых, а затем просим малыша их отсортировать и разложить в отдельные коробочки или прозрачные бутылочки после шампуни, йогурта.

Количество видов макарон и бобовых зависит от возраста ребенка. Для самых маленьких подойдут всего два вида: макароны и фасоль, для деток постарше три вида макарон, фасоль и горох.

Важно, чтобы макарон и фасоли было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела. Еще интересно и полезно нанизывать макарошки на тонкую проволоку, делая бусы.

Сыпучее занятие

Пересыпать крупу из одной емкости в другую. Например, располагаем перед ребенком две емкости: одну полную гречки, а другую – пустую. Просим его с помощью ложечки пересыпать крупу из одной чашки в другую.

Игры со светом и крупой

Рисовать манкой (песком) деткам невероятно полезно. Кроме перечисленных задач, рисование песком может оказывать медитативное воздействие.

Есть даже специальное направление психотерапии, помогающее с помощью песка найти гармонию, успокоить, избавить от фобий и страхов.

Рисование крупой

Рисование – является одним из любимых занятий детей. Чаще всего дети привыкли выполнять рисунок с помощью красок и карандашей. Но, оказывается, рисовать можно , используя различные техники.

Зачем и почему рисуют наши дети? В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи, мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.

Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Рисовать ребенку так же необходимо, как и говорить.

Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи. Формирует умение детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразным материалом. Развивает уверенность в собственных силах, навыки мелких движений пальцев, кисти рук.Способствует формированию положительных черт характера, как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.Во время работы дети получают эстетическое удовлетворение.

Прием рисования: сначала рисуем картинку карандашом или распечатываем раскраски. Затем аккуратно покрываем клеем ПВА ту часть поверхности рисунка, на который будет насыпаться крупа.

Насыпаем крупу на изображение.

Аккуратно стряхиваем остатки крупы на тарелку.

Родителям предлагается совместно с детьми выбрать раскраски и разукрасить их с помощью манки.

Посмотрите какие замечательные работы получились.

Вот и подошла к концу наша встреча. Спасибо всем за активное участие в нашем заседание.

Уважаемые родители предлагаем Вам поучаствовать в выставке-конкурсе на изготовление развивающей тактильной игрушки с использование разнообразных круп. все желающие могут изготовить игрушки до 30.10.2019года.  

До новых встреч.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного мероприятия для детей и родителей по теме "Все профессии нужны, все профессии важны" для старшего возраста

Конспект досуга "все профессии нужны, все профессии важны" представлен, как вариант совместного итогового мероприятия для детей и родителей по данной теме. Использованы нетрадиционные формы ...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Речь и мышление на кончиках пальцев"

Аннотация программы:Возраст детей: 4-5 летСрок реализации программы: 1 год (64 занятия)Цель: развитие всех компонентов речевой деятельности (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и речемыслител...

Конспект совместного мероприятия для детей и родителей «ВМЕСТЕ С ПАПОЮ ВДВОЁМ ГОРЫ МЫ ПЕРЕВЕРНЕМ!»

Конспект совместного мероприятия для детей и родителей«ВМЕСТЕ С ПАПОЮ ВДВОЁМ ГОРЫ МЫ ПЕРЕВЕРНЕМ!»...

Конспект совместного мероприятия для детей и родителей «Азбука безопасности»

Конспект совместного мероприятия для детей и родителей«Азбука безопасности»Цель: Организация досуговой игры для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повыше...

Конспект совместного мероприятия для детей второй младшей группы и их родителей (законных представителей) "Расти здоровым, мой малыш!"

Совместное мероприятие для детей второй младшей группы и их родителей (законных представителей)«Расти здоровым, мой малыш!»...

Конспект совместного мероприятия для детей и родителей «Азбука безопасности»

Цель:Организация досуговой игры для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышение культуры родителей, как участников дорожного движения....