Особенности использования метафоры на занятиях с детьми в дошкольном образовательном учреждении
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Подосичная Анна Валерьевна

 Метфора в работе педагога - психолога, ее виды и особенности использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnoy_iz_naibolee_effektivnyh_i.odt8.69 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из наиболее эффективных и «мягких» моделей взаимодействия взрослого с ребенком является метафора. Особенность развития образного мышления дошкольников помогает использовать метафору для достижения различных целей в обучении и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении. Метафора  привносит в данную  работу элементы творчества.

Метафора (от греческого metaphora - перенос) — это языковое выражение, обладающее переносным смыслом.

Понимание метафор может протекать одномоментно, а может представлять собой последовательный процесс. Обе модели имеют право на существование, и то, как будет проходить понимание в каждом конкретном случае, зависит как от свойства самого метафорического выражения (его сложности, знакомости, наличие контекста) так и от особенностей индивида который встречается с метафорой. На понимание метафоры сказываются особенности интеллекта ребенка, сформированность речевых функций, уровень развития образных представлений.

Метафора как косвенное внушение позволяет, донести необходимую информацию до ребенка, с близится с ним. С ее помощью можно объяснить сложные явления и процессы избегая излишней подробности и детализации донести существенное и главное, достичь понимания ребенком взрослого. Язык метафоры прост и понятен ребенку, позволяет достигнуть понимания усваиваемого материала в короткие сроки, при этом процесс передачи обучающей информации должен быть немножко шуточный, легкий, увлекательный, Необходимо учитывать грамотность конструирования и  использования метафоры в работе с детьми.

Существует несколько видов метафор и их использования в работе с детьми.

Метафоры делятся на объясняющие которые используют для того, чтобы донести новую информацию и терапевтические, использование которых направлено на создание необходимых изменений. В рамках использования терапевтической метафоры, используются рассказы, сказки, сочинение историй для детей. С детьми метафору чаще всего используют в игровой форме, применяют метод сказкотерапии.

Игра позволяет ребенку активно обучаться и развиваться. Ребенок при взаимодействии во время игрового процесса со взрослыми и сверстниками формирует у себя навык необходимого общения, усваивает социальные роли.

Используемая педагогом-психологом сказка должна соответствовать проблемной ситуации ребенка, чтобы он мог отождествить себя с главным героем. Основная задача такой сказки помогает сформировать у ребенка навык самопомощи. Основную информацию об окружающем мире ребенок получает от взрослых людей. Использование сказки помогает приобщить ребенка к культуре, традициям, нравственным и духовным ценностям. Сказки учат, предостерегают, демонстрируют нежелательную модель поведения. Содержание текстов сказок расширяет запас слов у воспитанников. Драматизация сказки позволяет создать психологический комфорт на занятии или в игре, разгрузить сознание учащихся, снять негативные эмоции, создать благоприятную  дружественную атмосферу.

Сказочная метафора является дидактическим видом сказки так как является средством получения новых знаний, средством упражнения и закрепления знаний, средством коррекции и проверки знаний.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет несколько видов сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные и психотерапевтические сказки. Все виды сказок можно использовать как при индивидуальной так и при групповой работе. Текст произведений нужно читать громко, четко и эмоционально вслух. Так же сказочные истории должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников.

Детям 3-4 лет интересны истории, где главными героями являются животные, игрушки.  Детям от 5 лет рекомендуется рассказывать сказки о волшебстве, с участием принцесс, солдат и фей.

Сказка — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Важно не только то, что мы рассказываем, но и как мы это рассказываем. Настроение взрослого в момент процесса презентации сказочной метафоры несет огромную нагрузку. То, каким тоном рассказано о герое рождает отношение ребенка к нему. Заинтересованный тон педагога-психолога волнует воспитанников, заставляет их обратить внимание на то, на что акцентирует внимание рассказчик. Громкость тоже имеет значение. Слишком тихо рассказанная история не воспринимается детьми, чересчур громкая рассеивает внимание, а иногда может вызвать чувство страха. Следует отметить, что самое лучшее использование звука - это изменение звука в зависимости от ситуации.

В своей работе педагогу-психологу необходимо активно использовать метод метафоры, как с целью обучения так и воспитания дошкольников. Грамотный подход к изложению сказки также могут использовать родители с детьми в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут во...

Методические особенности разработки содержания культурно-досуговых мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях

Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, дет­ских творческих дел способствует повышению эффективности воспитател...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, о правилах поведения, которые помогут им адекватно реаг...

Особенности организации коррекционной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении

Моя исследовательская работаЗадачи исследования:Проанализировать нормативно-правовые основы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.Дать теоретическое обоснование условий и содер...

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Сообщение к итоговому педагогическому совету Тема: «Сюжетные физкультурные занятия с детьми в дошкольном образовательном учреждении».

Сообщение к итоговому педагогическому совету Тема: «Сюжетные физкультурные занятия с детьми в дошкольном образовательном учре...