Роль педагога в конфликтных ситуациях
консультация по психологии

Роль педагога в конфликтных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pedagoga_v_konfliktnyh_situatsiyah.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателям

Роль педагога в конфликтных ситуациях весьма неоднозначна. Правила участия взрослого, педагога при конфликтных ситуациях в детском коллективе:

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в "речевое" русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.

Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: "Да он медведь косолапый!" или "Он всегда такой нервный и грубиян!".

Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится. Также позаботьтесь о том, чтобы у детей не возникало сомнений в крепости отношений, если решаете конфликт между ними.

Таким образом, особенности конфликтов между детьми определяются, прежде всего, особенностями образовательного процесса ДОУ, возрастными особенностями развития дошкольников и организацией учебно-воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Следующий фактор, воздействия на конфликты, заключается во взаимоотношениях детей их отношения в игровой деятельности. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что с возрастом увеличивается доля совместных действий детей, когда они выступают не как отдельные индивиды, а как играющая группа, объединенная общей целью и принимающая определенные средства для регуляции своего группового поведения.

Отсюда те нормы и правила, которые используются детьми для разрешения конфликтных ситуаций, представляют собой определенную социально-психологическую форму знаковых средств, вырабатываемых в процессе общения и являющихся правилами детей для самих себя.

От того, насколько взрослые педагоги - практики будут готовы к правильному руководству подобными ситуациями, во многом будет зависеть полное развитие детей. А для этого необходимо знать возможные причины возникновения и особенности детских конфликтов, прогнозировать поведение детей в соответствии с возрастом, подсказывать и даже специально обучать детей наиболее оптимальным способам общения в них.

Особенности конфликтов у дошкольников, в том, что их протекание непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Объектом детских конфликтов может выступать конкретная материальная (вещь, игрушка, книга и др.) или духовно-нравственная ценность (внимание, дружба, признание и др.), к обладанию или отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг с педагогическим коллективом по отработке действий педагогов в конфликтных ситуациях

Цель тренинга - умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов....

Методическая разработка для педагогов "Разрешение конфликтных ситуаций возникающих в дошкольном учреждении"

Данная разработка способствует повышению уровня психолого-педагогических компетенций педагогов в сфере разрешения конфликтных ситуаций, с которыми воспитатели могут столкнуться....

тренинг для педагогов «Преодоление конфликтных ситуаций с родителями»

На тренинге перед каждым участником открывается ряд уникальных возможностей, а именно:— увидеть себя со стороны, свои эффективные и неэффективные стратегии поведения и установки;— расширит...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

   Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....