Методическая разработка для педагогов "Разрешение конфликтных ситуаций возникающих в дошкольном учреждении"
методическая разработка

Морозова Анна Владимировна

Данная разработка способствует повышению уровня психолого-педагогических компетенций педагогов в сфере разрешения конфликтных ситуаций, с которыми воспитатели могут столкнуться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка для педагогов

«Разрешение конфликтных ситуаций возникающих в дошкольном учреждении»

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетенции решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

  • определить участников конфликтных ситуаций;
  • раскрыть варианты решения конфликтных ситуаций;
  • провести обсуждение и анализ конкретных конфликтных ситуаций.

Место проведения: музыкальный зал.

Время проведения: 1 ч.10 мин.

Оборудование: музыкальный центр, музыка для релаксации, проектор.

Раздаточный материал: памятки.

Ход:

Конфликтные ситуации могут возникнуть в любом, даже самом дружном и сплоченном коллективе. Педагогический коллектив, в силу специфики трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением. Большинство людей не любят конфликты и стараются избегать их. Правильно выстроив поведение при возникновении нериятных ситуаций, можно сохранить здоровые отношения между воспитанниками, педагогами, воспитателями и родителями. Рассмотрим конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в дошкольном образовательном учреждении:

Конфликтные ситуации

Между педагогами

Между воспитателем и родителем

Между родителями

Причины

Профессиональные разногласия, личная неприязнь, конкуренция в коллективе, низкий уровень культуры поведения и общения.

Родитель не удовлетворен качеством воспитательно-образовательного процесса, родитель неудовлетворен  положением ребенка в коллективе, отношением к нему воспитателя; ребенок тяжело адаптируется к детсому саду и т.д.

Организационные моменты, конфликты между детьми.

Рассмотрим подробно поводы для непонимания и недовольства родителей по отношению к работе воспитателя:

  • с ребенком недостаточно занимаются;
  • не могут найти подход к ребенку;
  • используются наказания;
  • плохо следят за внешним видом ребенка (сопливый, мокрый, грязный);
  • ребенка заставляют или не заставляют  есть;
  • не принимают меры в отношении агрессивных, гиперактивных детей;
  • часто жалуются на поведение ребенка;

Поводы для недовольства воспитателей по отношению к родителям:

  • неуважительное отношение к персоналу детского сада;
  • отсутствие сменной одежды у детей;
  • приводят совершенно неподготовленных к детскому саду детей;
  • поздно забирают детей;
  • предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

А сейчас, давайте поговорим о конкретных примерах конфликтных ситуаций:

Ситуация между воспитателями:

В группе назрел конфликт между коллегами: воспитателем с опытом и молодым специалистом. Работа молодого специалиста соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Воспитатель с опытом регулярно пыталась давать рекомендации по улучшению качества работы, делилась своими разработками. Однако молодой специалист игнорировала  все предложения старшей коллеги и действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который перерос  в выяснение отношений.

Вопрос: Как решить данный конфликт?

Комментарий психолога: была проведена беседа с каждым из воспитателей отдельно.  Беседа с воспитателем с большим педагогическим опытом показала, что она отмечает положительные профессиональные и личностные качества молодого специалиста и с ее стороны есть желание помочь. Были даны рекомендации в какой форме выстраивать отношения с молодым педагогом. В беседе с молодым педагогом были подчеркнуты плюсы ее работы. Для смягчения данного конфликта  было предложено участие педагогов данной группы  в конкурсе методических разработок внутри педагогического коллектива.

Ситуация между воспитателем и родителем:

Забирая вечером из детского сада ребенка, мамочка сильно возмущалась тем, что у ребенка грязная уличная одежда. Она обвинила воспитателя в том, что она плохо следит за детьми. Воспитатель в шутливой форме предложила попробовать родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий психолога: юмор – всегда хороший выход. Но нужно доброжелательно объяснить маме ребенка, как детям важно «наиграться», что ограничение движений ребенок воспринимает, как наказание.

Ситуация между родителями:

Помимо описанных выше случаев, бывают конфликты между родителями детей из-за порчи домашних игрушек: «Ваш ребенок сломал дорогую игрушку, купите аналогичную или верните деньги». Возникает вопрос: нужно ли воспитателю включаться в разговор? Если да, то для педагога существует опасность — желание поддержать одного из родителей, что, скорее всего, вызовет гнев со стороны другого родителя и усугубит ситуацию.

Комментарий педагога – психолога: наиболее безопасные действия педагога в данном случае:

  1. Описать родителям наблюдаемую в группе ситуацию с детьми в хронологическом порядке, без предъявления собственного вывода и интерпретации увиденного, сказать, что вы уже предприняли в связи с этим.
  2. Высказать сочувствие обоим участникам конфликта и вежливо предложить родителям перенести свой разговор в другое место. Мы описали многие, но не все имеющиеся в практике ситуации по поводу игрушек как яблока раздора. Хочется отметить, что при разрешении конфликта воспитатель является помощником, который не осуждает и не предоставляет готовых решений проблемы. Важно научить обсуждать проблему, вовлекая детей во взаимодействие.

Анализ конфликтных ситуаций в ДОУ показывает, что к ним применимы общие правила классификации конфликтов:

  • возникновение противоречий;
  • осознание конфликта хотя бы одной стороной;
  • конфликтное поведение;
  • исход конфликта.

5 способов разрешения конфликтов в ДОУ:

  1. Конкуренция – каждый сосредотачивает внимание только на своих интересах;
  2. Уклонение – не уделяется внимание своим интересам и интересам партнера;
  3. Компромисс – обе стороны идут на уступки;
  4.  Приспособление – учет интересов другого человека в ущерб собственным;
  5. Сотрудничество – позволяет учесть интересы обеих сторон.

Наиболее эффективными способами выхода из конфликтных ситуаций выступают сотрудничество и компромисс.

Конфликтные ситуации в детском саду не избежны, однако успешность функционирования образовательного учреждения зависит от того, на сколько своевременно и корректно они будут решены. Воспитателям и руководителям ДОУ следует обращать внимание на причины возникновения конфликтов, устранять их, а также формировать правильную стратегию выхода из подобных ситуаций.

В заключении проведем «Психологическую зарядку» (для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психофизических растройств)

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественные произведения для анализа конфликтных ситуаций (для детей дошкольного возраста).

Данные произведения направлены на то, чтобы дети самостоятельно сделали выводы о допустимом поведении: как вести себя, чтобы избежать конфликтов, что делать, если ты обидел другого человека, как жить ...

Методическая разработка для воспитателей ДОУ: «Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения».

В наше время в обществе, с его повышенным вниманием к человеку, нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Необходимо с ранних лет воспитывать у них любовь к Родин...

Методическая разработка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении по программе «Детство» в соответствии с ФГОС ДО»

Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.Федеральный государственный стандарт до...

Картотека игр и упражнений на преодоление и разрешение конфликтных ситуаций у детей дошкольного возраста

Задачи:-переориентация поведения с помощью ролевых игр;-формирование адекватных норм поведения;-снятие напряжения у детей;-регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуар...