Одаренные дети
статья по психологии (средняя, старшая группа)

Ольга Александровна Шевчук-Николаева

Актуальность исследования проблемы одаренности, прежде всего, определена собственной сложностью и загадочностью, а кроме того необходимостью современного сообщества в своеобразной созидательной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odarennye_deti.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Вплоть до недавнего времени в нашей стране уделялось довольно мало внимания психологическому исследованию детской одаренности и исследованию психолого-педагогических задач обучения и воспитания незаурядных детей. В согласовании с главенствовавшей идеологией полагалось, то что все без исключения дети одинаковы и не имеется причин отделять особенно способных детей, так как у любого ребенка могут быть сформированы при соответствующем обучении необходимые качества. И только лишь с демократизацией сообщества эта проблема начала активизировать заинтересованность и необходимость поиска её решений.

Актуальность исследования проблемы одаренности, прежде всего, определена собственной сложностью и загадочностью, а кроме того необходимостью современного сообщества в своеобразной созидательной личности. Неопределенность прогрессивной окружающей сферы запрашивает не только лишь высокую динамичность человека, но и его умения, способности спецефического поведения. Раннее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет одну их основных проблем улучшения системы образования. В формирование отечественной психологии согласно проблеме способностей и одаренности привнесли огромный вклад работы Л.С. Выготского, Б. М. Теплова, Н.С Лейтеса, Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской. Рассмотрим поподробне езадачу способностей и одаренности в детские годы, а кроме того разные точки зрения и подходов к её решению.

ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Спортивные и художественные способности воспринимаются положительно, однако высокий интеллект никак не порождает благосклонностей. Людей раздражают интеллектуалы.

1. Неприязнь к школе либо к ДОУ, т.к.развивающие и учебные проекты никак не отвечают их возможностям и скучны для них .

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся непростые вид развлечения и неинтересны те, какими увлекаются их ровесники посредственных способностей.

3. Конформность. Одаренные дети, отклоняя стандартные условия, несклонны таким образом конформизму, в особенности в случае если данные стандарты идут вопреки с их интересами.

4. Углубление в философские проблемы. Они думают над такими явлениями, равно как смерть, загробная жизнедеятельность, религиозное верование.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и общественным развитием. Они предпочитают играть и контактировать с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами. Уитмор (1880), исследуя причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Желание к безупречности. Одаренные ребята никак не успокоятся, пока не добьются высочайшего уровняю. Желание к безупречности выражается заблаговременно.

2. Чувство неуязвимости. Скептически относятся к своим достижениям, зачастую не удовлетворены. отсюда- низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достичь их, они начинают беспокоиться. Желание к безупречности и есть та сила, которая приводит к высочайшим результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок наиболее чувствителен. Является гиперактивным и отвлекающимся, т.к. регулярно отвечает на разного рода раздражители и стимулы.

5. Необходимость во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это порождает несогласие в взаимоотношениях с другими детьми, которых нервирует желание подобного интереса.

6. Нетерпимость. Зачастую с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в умственном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения либо замечаниями.

 Многие считают, то что ребенок, обгоняющий ровесников по уровню интеллекта, блещущий интелектуальными возможностями, никак не будет сталкиваться проблем в учебных занятиях – ему, несомненно, уготовано наиболее счастливое, нежели у других детство. В действительности же детей

с ранним интеллектуальным расцветом смогут ждать большие трудности и дома, и в школе свои трагедии в процессе возрастного развития.В одних семьях чрезмерные детские возможности воспринимаются как готовый талант, которым спешат использовать, получать удовольствие, который

обещает огромное будущее. Здесь восхищаются успехами детей, необычностью его потенциалов и с охотой его показывают друзьям и незнакомым. Таким образом подогревается детское честолюбие, а на основе самомнения и честолюбия не так-то легко отыскать общий язык с ровесниками. В других семьях напротив, родители опасливо приглядываются к подобным возможностям, к занятиям, не считают их надлежащими возрасту. И более всего опасаются- не заболевание ли все это – необыкновенная насыщенность способностей, неутомимая умственная динамичность, многообразие интересов. При этом

далеко не всегда взрослым получается хотя б не обрушить на голову детей все свои сомнения и боязни. Дети с ранним интеллектуальным подъемом зачастую особенно чувствительны к ожиданиям находящихся вокруг, их одобрениям и порицаниям. В семье могут внедрить запрет на разговоры о

талантливости детей, однако не всегда он достаточен, в случае если ктонибудь из членов семьи порой позабудется, выскажет собственный восторг. А малыш, безусловно, не проморгает, уловит восхищение своим умом, собственными удачами. В случае если же взрослые, наоборот, совершенно не ценят проявления необыкновенных возможностей, глядят на их равно как на странность, что с временем пройдет, в таком случае и такое отношение также станет “принято к сведению”, оно не избегает детского сознания. В семье детям с показателями одаренности сложнее, нежели обыкновенным. Сложнее вне зависимости от того, восторгаются ли ими без меры либо считают странноватыми. Взрослые смогут заблуждаться в собственных оценках, когда встречают у детей то, чего они не ожидали.

 Для детей с умственной одарённостью свойственны соответствующее

особенности:

 • высоко сформированная любознательность, пытливость;

• способность самому «видеть», находить трудности и желание их разрешать,

активно экспериментируя;

 • высокая (относительно возрастных потенциалов) устойчивость интереса

при погружении в познавательную деятельность (в сфере его

заинтересованностей);

 • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений,

обнаружению причинно-следственных связей;

 • развитая речь, превосходная память, высокий интерес к новейшему,

необычному;

 • способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;

• раннее развитие сенсорных способностей;

 • оригинальность суждений, высокая обучаемость;

 • стремление к самостоятельности.

 Особенности работы педагога-психолога в формировании одаренности у дошкольников. Научно доказано, то что одаренность и способности не бывают врожденными. Врожденными могут являться только задатки, которые при соответствующем их развитии могут быть способностями, а те в свою

очередь, - одаренностью. Таким образом, можно говорить, то что совершенствовать задатки одаренности возможно и необходимо в раннем детстве.

 Наиболее важное требование успешности работы в данном направлении – слаженные действия абсолютно всех педагогов (воспитателей, педагогов дополнительного образования и педагога-психолога) и родителей. Однако наиболее важной можно рассматривать роль педагога-психолога. Именно этот специалист реализовывает необходимые мероприятия с целью раскрытия предпосылок одаренности и их развития.

 Во-первых, педагог-психолог выполняет раннюю диагностику задатков каждого ребенка. Она дает возможность наиболее эффективно оказывать помощь в профилактике возможных проблем развития личности и одаренности. От этого, в какой мере высококачественно и вовремя обнаруживаются предпосылки одаренности, зависит успешность дальнейшего развития детей.

 Ранняя диагностика включает в себя:

 1. Анкетирование родителей;

 2. Анализ наблюдений воспитателей;

 3. Собственные наблюдения педагога-психолога, полученные в ходе

специальных развивающих занятий.

 Для более успешного и соответственного раскрытия одаренности в раннем возрасте, для получения позитивных результатов в формировании способностей педагог-психолог раз в неделю проводит развивающие занятия с детьми 2 – 4 лет. В процессе этих занятий дошкольники углубляют собственные знания и формируют умения, а специалист выделяет более способных учеников, следя за ними. Задача данных исследований – посодействовать воспитателю на ранних стадиях увидеть в ребенке одаренность.

Однако, определить одаренность/неодаренность в процессе одной только лишь первичной (преждевременной) диагностики невозможно. По этой причине педагогу-психологу немаловажно прослеживать уровень возможностей детей на абсолютно всех стадиях их формирования.

 В возрасте 2-3 лет малыш восприимчив к музыке, театру, устному народному творчеству. В ходе слушания музыки, стихов, потешек, встречаясь с персонажами сказок, ребенок ощущает первоначальные эстетические переживания, которые воздействуют на формирование у него эмоциональной сферы. Таким образом формируется благоприятная среда для общего развития детей, в частности для пробуждения его природного потенциала.

В этом же возрасте необходимо осуществить диагностику с целью моделирования дальнейшего развития детей согласно методикам: из учебника под редакцией Т.В. Лаврентьевой «Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности»:

• «Коробка форм»;

 • «Разрезные картинки»;

• «Конструирование по образцу»;

• «Дорисовывание фигуры»;

• «Парные картинки»;

• «Рассказ по картинкам»;

 • «Запомни картинки»;

 Игровые методики Н.В. Хазратовой «Употребление предметовзаместителей» и «Модификация сюжета».

 Со временем в возрасте 3-5 лет в ходе интенсивного участия в различных видах деятельности у детей фиксируется заинтересованность к творчеству и стремление работать. Главное – поддержать его, помочь ему сделать свой выбор. При этом нужно кроме того принимать во внимание уровень развития

его способностей в определенном виде работы. По этой причине педагогпсихолог проявляет профессиональную помощь воспитателям в установлении индивидуального подхода к ребенку в воспитательнообразовательной работе. Согласно рекомендации специалиста они выбирают развивающие игры. Одной из основных функций игр считается организация общения педагога с детьми. Так как непосредственно взаимодействие и связь со взрослыми – основные условия развития детей.

 Уже в 5-6 лет развитие дошкольника характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Один из показателей одаренности детей – повышенный уровень интеллекта, креативности, формирования творческого мышления. Эти качества в народе называются оригинальностью. Зависит она от умения мысленно обобщать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов, т.е. способности выходить из рамок привычных мыслительных стереотипов. В этом этапе педагог-психолог и педагоги формируют интеллектуально-творческий образ одаренного ребенка: у него явно выражены определенные способности, он быстро схватывает информацию и сосредотачивается на интересующих его видах деятельности.

Одаренный ребенок заметно опережает собственных ровесников, свободно достигает превосходных результатов, стараться к успеху. Педагог-психолог советует родителям и педагогам правильно организовать и сформировать условия для дальнейшего развития одаренности у такого дошкольника.

Однако работа педагога-психолога не ограничивается вышеназванными действиями. На протяжении всего времени исследования за детьми специалист эмоционально поддерживает одаренных детей. С целью этого проводятся следующие мероприятия:

 Проверка уровня тревожности каждого воспитанника;

 Анкетирование родителей и педагогов;

 Подборка психологических методик, предназначенных для тестирования

способностей.

Мнение родителей и воспитателей групп чрезвычайно важно при составлении интеллектуального портрета ученика, поэтому педагог-психолог предлагает им анкеты, позволяющие установить уровень развития детей.

 Психологические методики выбираются для оказания одаренным детям психолого-педагогической поддержки, в какой они в особенности нуждаются. Методики разделяются на две группы: тесты интеллектуальной продуктивности и тесты креативности.

Первоначальные предусмотрены для диагностики возможностей к быстрому и верному решению вопросов (методика Д. Векслера), вторые предназначаются для раскрытия возможностей находить новейшие уникальные решения, сформировать уникальные продукты (методики Дж. Брунера, Л.А. Венгера). Данные исследования дают ребенку возможность для проявления его личности, прогнозируют степень формирования возможностей детей. В следствии такого рода диагностики педагог-психолог формирует интеллектуально-творческий портрет каждого ребенка.

 На этом периоде педагог-психолог и педагоги формируют интеллектуально-творческий образ одаренного ребенка: у него явно выражены определенные способности, он быстро схватывает информацию и сосредотачивается на интересных его видах деятельности.

Одаренный ребенок значительно опережает своих ровесников, свободно

достигает превосходных результатов, старается к успеху. Педагог-психолог советует родителям и педагогам верно организовать и сформировать условия для последующего формирования одаренности у

такого дошкольника. Впоследствии специалист содействует в помощи выбора школы, специализированных классов, где обучение проводится согласно определенным предметам и особым программам. Однако, работа педагога-психолога не ограничивается названными выше действиями. В

течении всего времени исследования за детьми специалист эмоционально поддерживает одаренных детей. Для этого проводятся следующие мероприятия:

- проверка уровня тревожности каждого воспитанника;

- анкетирование родителей и педагогов

-подборка психологических методик, предназначенных для тестирования способностей.

 Как повышенная, так и пониженная тревожность препятствуют развитию возможностей и творческого потенциала. Для раскрытия уровня эмоционального состояния достаточно применять: проективную методику диагностики тревожности (В. Амен, М.Дорки, Р. Тэммел); методику диагностики тревожности Р. Сирса.

Список литературы

1. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая

концепция одаренности/ под редакцией В.Д. Шадриков - М., 2001.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы

формирования личности. - М.: Международная педагогическая

академия, 2005. - 212с.

3. Большая Советская энциклопедия. (В 30 томах)/под ред.. А. М.

Прохоров.- М.: Советская энциклопедия,. Т. 18 -.2008, — 632 с.,.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.:

СОЮЗ, 2006. -96с.

5. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей.

Родителям, воспитателям, учителям. - М.: Российское педагогическое

агентство, 2008. - 312 с.

6. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: . М.: Издательский

центр «Академия», 2000.-320 с.

7. Леонтьев А.Н.О формировании способностей// Вопросы психологии –

2006- №6 –С.58

8. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В.

Ушакова, - М.: ИП РАН, 2000.-96 с.

9. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -

М.:Педагогическое общество России, 2002. - 220 с.

10.Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн.

пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -

М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

11.Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //

Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред.

Д.Б.Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1007. - С. 243-264.

12. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для

учителей и родителей. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2005.

-136 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".

Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку  реализовать свои способности?...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...