Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов»
презентация по психологии

Мызникова Надежда Петровна

Цель тренинга:

- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

- Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов.

- Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.19 МБ
Файл Тренинг24.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Первым термин « ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ» ввёл американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году.

Слайд 3

Психолог Виктор Васильевич Бойко «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Слайд 4

«СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ» Цель: выработка ресурса для сохранения психологического здоровья. Инструкция: ответьте на вопрос: «Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания?

Слайд 5

Близкие люди (семья) Работа Интересы, увлечения, хобби Друзья

Слайд 6

Упражнение «БАТОН»

Слайд 7

Упражнение «ШАРИК» (работа с гневом)

Слайд 8

Стендаль: «Улыбка и смех убивают старость»

Слайд 9

Памятка «12 советов Мадэлин Беркли Ален» 1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, ужин в ресторане). 2. Разреши себе побыть некоторое время в одиночестве. 3. Найди время с удовольствием заняться своим любимым делом. 4. Позволь себе полдня провести за «ничегонеделанием». 5. Займись тем, чем ты давно уже хотела заняться, но на что никогда не хватало времени. 6. В выходной позволь себе подольше поспать.

Слайд 10

7. Похвастайся перед другом или родственником своими достижениями. 8. Потрать некоторую сумму из своих сбережений и купи себе какую-нибудь безделушку. 9. Каждый вечер вставай под душ и «смывай» события прошедшего дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником. 10. Если у тебя имеются нарушения со сном, читай на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе. 11. Высыпайся. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривай помещение. Это способствует улучшению сна. 12. Чаще совершай прогулки. Особенно прогулки полезны вечером

Слайд 11

«Что заказываешь, то и получаешь»

Слайд 12

РЕКОМЕНДАЦИИ: Во-первых , нужно общаться вне работы ; поискать хобби или интересы, которые могут вас объединить с людьми из других профессиональных сфер. Во-вторых, заниматься спортом . В-третьих, использовать свой законный отпуск по назначению. В-четвертых , планировать время и не брать работу на дом . В-пятых , попробовать относиться к работе не так серьезно, как раньше. Это всего лишь деятельность, которая не должна замещать настоящую жизнь.



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ


Цель тренинга:

- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

- Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов.

- Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

*Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

 Комментарий:  Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Ход проведения тренинга

СКАЗ

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

 Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, водицы испить.

- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело, люди усложняют свою жизнь и жизнь других. Профессия педагога относится к особо престижным и почитаемым, потому что работать с людьми - это дело важное, достойное и необходимое. Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, они всегда должны быть сдержаны, и показывать пример для всех. 

Слайд 2.

Сегодня мы поговорим об  эмоциональном выгорании, а точнее его профилактике и снятии эмоционального напряжения. Термин "эмоциональное выгорание" впервые был введен в оборот американским психиатром Гербертом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими.

          Слайд 3.

По мнению известного психолога Виктора Васильевича Бойко, «эмоциональное выгорание-это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание-это своеобразный уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, при этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.

Самый показательный симптом выгорания - это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он «рвется в бой», готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным к своей работе, к коллегам по работе.

В группе риска СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, педагоги, психологи…). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.

         Слайд 4.

Упражнение «Шарик» (работа с гневом)

Цель: помочь осознать, как можно контролировать гнев.

Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался.

Представьте себе, что шарик -это ваше тело, а воздух внутри шарика -это ваш гнев или злость.

Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук?

(Он улетит.)

Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)

Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.

Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями»

(Участники выполняют задание.)

Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается)

А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)

Так и человек должен учиться управлять своим гневом для того чтобы не навредить окружающим людям и себе.

А теперь давайте попробуем, научиться управлять гневом, и для этого выполним одно из многих упражнений.

Упражнение «Дыхание»

Цель: расслабление организма.

Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре —на задержку дыхания, четыре —на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

      Слайд 5.

К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

«Что заказываешь, то и получаешь»

Женщина едет раздраженная в троллейбусе и думает: «Пассажиры – хамы и грубияны. Муж – пьяная скотина. Дети – двоечники и хулиганы. А я – такая бедная и несчастная…»

За спиной у неё стоит ангел-хранитель с блокнотиком и все записывает по пунктикам: «1. Пассажиры – хамы и грубияны. 2. Муж – пьяная скотина… » и так далее.

Потом перечитал и задумался:

– И зачем ей это нужно? Но если заказывает, будем исполнять…

      Слайд 6.

Подводя        итоги, хочу дать вам несколько рекомендаций.

Вот список простых советов которые помогут вам предотвратить появление профессионального выгорания.

Во-первых, нужно общаться вне работы; поискать хобби или интересы,         которые могут вас объединить с людьми из других профессиональных         сфер.
        
Во-вторых,        заниматься        спортом.
        
В-третьих, использовать свой законный отпуск по назначению.
        
В-четвертых, планировать время и не брать работу на дом.

В-пятых, попробовать относиться к работе не так серьезно, как раньше.         Это всего лишь деятельность, которая не должна замещать настоящую         жизнь.

Слайд 7.

 ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос вдругом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

 Слайд 8.

Педагог-психолог

МБДОУ детский сад №15 «Капелька»

Надежда Петровна Мызникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг: «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

Тренинг: «Профилактика профессионального выгорания педагогов»...