Главные вкладки

    Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
    учебно-методический материал

    Сасовская Любовь Юрьевна

    Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, они всегда должны быть сдержаны, и показывать пример для всех. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1.trening.docx46.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

    ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ


    Цель тренинга:

    - Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

    - Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов.

    - Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

    *Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

     Комментарий:  Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

    Ход проведения тренинга

    СКАЗ

    «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

     Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

    - Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

    - Да, водицы испить.

    - Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

    Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело, люди усложняют свою жизнь и жизнь других. Профессия педагога относится к особо престижным и почитаемым, потому что работать с людьми - это дело важное, достойное и необходимое. Но большая часть времени работы педагога рассчитана на работу с тревожными, гиперактивными, агрессивными детьми, конфликтными и сложными родителями, неуравновешенными педагогами. Наша Педагогическая нагрузка (методические объединения, внеурочная деятельность, консультации, диагностики, , конкурсы,  и т.д.), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей - все это осложняет жизнь педагога. Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, они всегда должны быть сдержаны, и показывать пример для всех.  А к тому же скоро открытый урок, аттестация,  итоги педагогических конкурсов, публикации… Даже болея мы идем на работу: ведь на нас держится весь мир (нам так кажется).

    Итак, сегодня мы поговорим об  эмоциональном выгорании, а точнее его профилактике и снятии эмоционального напряжения. Термин "эмоциональное выгорание" впервые был введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение ("человек - человек").

    По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание-это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание-это своеобразный уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование, при этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.

    Самый показательный симптом выгорания - это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он «рвется в бой», готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным к своей работе, к коллегам по работе.

    В группе риска СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, педагоги , психологи…). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.

     

    Диагностическое упражнение «Стирка»

    Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.

    Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?

    1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться? »

    2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».

    3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».

    4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».

    Интерпретация ответов

    Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.

    1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.

    2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.

    3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.

    4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

    Хочу предложить вам ответить на вопросы несложного теста.

    ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»
    (по А.И. Тащевой, 2000)

    Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов.

    1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

    2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?

    3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

    4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

    5. Испытываете ли Вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

    6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

    7. Бываете ли Вы иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

    8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?

    9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

    10. Часто ли Вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?

    Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.

    Далеко не все педагоги осведомлены о том, что их усталость, мысли о собственном несовершенстве, отсутствие желаний, страх ошибок, болезненная реакция на успех коллеги и убежденность в своей слабости, частые конфликты  – это симптомы профессионального заболевания, одной из серьезных проблем современной педагогики .

    Речь идет об эмоциональном выгорании педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Хотя по последним исследованиям с 27 лет… Получается, что к тому времени, когда мы накопим достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У многих заметно снижается работоспособность, нарастает усталость.

    Снятие эмоционального напряжения

    Работа в группах

    Цель: выработка ресурса для сохранения психологического здоровья.

    Инструкция: Участники делятся на группы и отвечают на вопрос: «Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания»?

    Представление группами результата.

    Все названные ресурсы можно разделить на четыре группы:

    1. Близкие люди (семья);
    2. Работа;
    3. Интересы, увлечения, хобби;
    4. Друзья.

    Не секрет, что если какой-либо из ресурсов преобладает или отсутствует, то возникает дисбаланс и, следовательно, человек становится более подвержен синдрому эмоционального выгорания.

    Упражнение «БАТОН» (раздаточный материал)

    Теперь следующее у вас изображен хлеб. Хлеб – это основной продукт, который необходим для жизни. Там изображено два батона, вам пока необходим один, выберите, тот который нравится, любой.

    Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ.

    Ровно столько занимает ваша работа.

    Следующее – сколько занимает ваша СЕМЬЯ! Отметьте сколько, вы отдаете своей семье, помните у каждого свой рисунок и своя жизнь.

    ЗДОРОВЬЕ! Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете. Может и нет такого куска.

    Самообразование! В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т.д. Т.Е. как вы повышаете свое профессиональные знания, как их расширяете, как вы это понимаете.

    Увлечения! это и Ваше хобби, есть ли в вашей жизни место, для ваших дел, для любых занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений, ВОТ У КОГО они ЕСТЬ, это просто замечательно!

    Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное время? (Посчитать сколько таких педагогв в аудитории). Возможно похлопать им

    !!!!! Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы.

    Исправлять можно. Проверять никто не будет.

    Переходим ко второму батону.  А теперь распределите все эти критерии ИДЕАЛЬНО, как бы вы хотели. Независимо от обстоятельств сегодня, посмотрите на ваш второй батон и распределите коротенько обозначьте, где какие теперь позиции займут места.

    Теперь снова вопрос, это ВАЖНО! ЗАПИШИТЕ

    Что ВЫ можете сделать для того чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось? (у кого реальное и идеальное не совпало для того этот вопрос актуален).

    В этом упражнении - Здесь спрятался БАЛАНС РЕАЛЬНЫЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

    Главное, коллеги, помните, что любой тестовый материал, является коррекционным. Вы отмечаете, сами оцениваете и диагностировать себя, есть возможность подвинуть эти границы.

    Упражнение «Поддержка».

    Цель: Следующее упражнение поможет раскрыть наши внутренние ресурсы, снять эмоциональное напряжения, повысить самооценку и уверенность в себе, будет способствовать сплочению нашего коллектива.

    Инструкция: Предлагаю всем  встать и стряхнуть все, что нас тревожит. (Выполняем дрожащие движения ног, рук, тела, головы). А теперь окажем поддержку друг другу. Первый участник называет свое положительное качество и протягивает руку соседу. Например, «Я добрый…» Следующий участник повторяет слова соседа и добавляет свое положительное качество, протягивая руку следующему «Я тоже добрый, но еще я и…». И так, пока все участники не будут связаны одной цепью. (В конце все поднимают руки вверх со словами: «Все будет хорошо!»)

    Вывод: Каждый нуждается в одобрение. И нам, связанным одним делом,  очень важно уметь оказывать поддержку друг другу!

    Упражнение «Шарик» (работа с гневом)

    Цель: помочь осознать, как можно контролировать гнев.

    Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался.

    Представьте себе, что шарик -это ваше тело, а воздух внутри шарика -это ваш гнев или злость.

    Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук?

    (Он улетит.)

    Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)

    Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.

    Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями»

    (Участники выполняют задание.)

    Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается)

    А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)

    Так и человек должен учиться управлять своим гневом для того чтобы не навредить окружающим людям и себе.

    А теперь давайте попробуем, научиться управлять гневом, и для этого выполним одно из многих упражнений.

    Упражнение «Дыхание»

    Цель: расслабление организма.

    Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре —на задержку дыхания, четыре —на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

    Упражнение “Ведро мусора”

    Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

    Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора ”.

    Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора . Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату , становится невозможно дышать , двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные деструктивные чувства , например, обида , страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх.

    Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства : “я обижаюсь на...”, “я сержусь на ...”, и тому подобное”. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются..

    Упражнение «УЛЫБКА»

    По непонятным причинам самим действенными оказываются очень простые вещи. Проснувшись утром и торопясь начать день, задержитесь на минуту, оцените – что вы чувствуете? Вне зависимости от результата оценки – УЛЫБНИТЕСЬ! Адресуйте эту улыбку родным, друзьям, коллегам, всем кого любите, всему миру. Почему? Обнаружено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры позитивных эмоций, способствует хорошему настроению и позитивному мышлению. Поэтому нецелесообразно ходить с мрачным, нудным лицом даже тогда, когда настроение у вас плохое. Человек с естественной приятной улыбкой и сам становится бодрым и жизнерадостным. Улыбки и смех – возбудители позитивных эмоций. Стендаль сказал, улыбка и смех убивают старость. Намек на улыбку, сдержанная улыбка, интимная улыбка, радостная – каждая по-своему замечательна. Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как улыбка. Улыбка говорит: «Вы  мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть». Люди добреют от улыбки. Если вы не привыкли улыбаться, то вам нужно научиться это делать. Улыбнитесь прямо сейчас! Не бойтесь! Улыбнитесь еще раз! Задержите улыбку! Конечно в начале вы можете  чувствовать себя неловко, но, когда нахмуренные брови и опущенные уголки рта исчезнут, то вы начнете излучать  уверенность и силу, и ваше отношение к этому занятию изменится. Когда поблизости будет зеркало, улыбнитесь перед ним, и вы увидите, насколько лучше вы выглядите.

    УЛЫБАЙТЕСЬ! УЛЫБАЙТЕСЬ! УЛЫБАЙТЕСЬ! УЛЫБАЙТЕСЬ!  Всем и каждому! Люди почувствуют вашу улыбку и будут вам улыбаться: «Благодарю, что заметили и оценили меня!»

    УПРАЖНЕНИЕ «Порой я балую себя»

    Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.

    Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобится лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали.

    Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.   

    Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.

    Далее группа разбивается на пары (при помощи взгляда) затем:

    1. пары составляют слоган, отражающий  идею о том, почему необходимо иногда баловать себя;

    2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя!».

    После этого раздаются карточки с рекомендациями Мадэлин Беркли-Ален, предлагает ознакомиться с ними

    Памятка «Двенадцать советов Мадэлин Беркли-Ален»

    1.     Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, ужин в ресторане).

    2.     Разреши себе побыть некоторое время в одиночестве.

    3.     Найди время с удовольствием заняться своим любимым делом.

    4.     Позволь себе полдня провести за «ничегонеделанием».

    5.     Займись тем, чем ты давно уже хотела заняться, но на что никогда не хватало времени.

    6.     В выходной позволь себе подольше поспать.

    7.     Похвастайся перед другом или родственником своими достижениями.

    8.     Потрать некоторую сумму из своих сбережений и купи себе какую-нибудь безделушку.

    9.     Каждый вечер вставай под душ и «смывай» события прошедшего дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.

    10.   Если у тебя имеются нарушения со сном, читай на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

    11.   Высыпайся. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривай помещение. Это способствует улучшению сна.

    12.   Чаще совершай прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.

      и далее:  

    - отметить в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше.

    - дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. Эти оригинальные способы побаловать себя запишите на стикерах.

    - прикрепите стикеры в любом порядке к плакату «Порой я балую себя! ».

    Обсуждение: участники высказываются  в свободной форме о том:

    - какие способы побаловать себя им больше всего понравились;

    - какие они бы могли бы больше  попробовать использовать в будущем;

    - ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.

    3. Упражнение «Танец тела»

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения через мышечную релаксацию, восстановление психоэмиоциональной целостности через согласованность действий мышечных систем. Время проведения: 3 минуты.

    Ход упражнения.

    Участники становятся в круг и по команде ведущего начинают двигаться под музыку, последовательно подключая к движению различные части тела:

    - начинается движения с танца головы;

    - добавляется движение плеч;

    - добавляется движение рук;

    - добавляется движение корпуса;

    - добавляется движение ног.

    Во второй половине упражнения движение последовательно сворачивается:

    - из танца выходят ноги;

    - туловище;

    - -руки;

    - плечи;

    - голова.

     

    К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

    «Что заказываешь, то и получаешь»

    Женщина едет раздраженная в троллейбусе и думает: «Пассажиры – хамы и грубияны. Муж – пьяная скотина. Дети – двоечники и хулиганы. А я – такая бедная и несчастная…»

    За спиной у неё стоит ангел-хранитель с блокнотиком и все записывает по пунктикам: «1. Пассажиры – хамы и грубияны. 2. Муж – пьяная скотина… » и так далее.

    Потом перечитал и задумался:

    – И зачем ей это нужно? Но если заказывает, будем исполнять…

    ТРЕНИНГОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «… ЗАТО ТЫ»

    Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

    • Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

    Ход упражнения:

    Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

    В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

    Рекомендации

    1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

     - громко запеть;

     - резко встать и пройтись;

     - быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

     - измалевать листок бумаги, измять и выбросить

     2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

     3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

     4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

    А теперь хочу вам предложить Релаксацию «Погружение в детство»

    Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает... Вы можете, услышать посторонние звуки, но они не должны тревожить вас. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет,

    представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку, а в ладошке у него конфета – ваша любимая, вы ее разворачиваете и делите пополам. Вместе, держась за руки, вы идете дальше и вместе смеетесь… А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

    Все вы сейчас испытали разные чувства: радости, приятного волнения, легкой грусти и …

    Чтобы завершить релаксацию, поднимите, пожалуйста руки, вдохните полной грудью, а теперь  слегка наклонитесь влево и левой рукой достаньте под сиденьем стула сюрприз.

    (Заранее под сиденье стула скотчем прикрепляется конфетка).

    Подводя        итоги, хочу дать вам несколько рекомендаций.

    Вот список простых советов которые помогут вам предотвратить появление профессионального выгорания.

    Во-первых, нужно общаться вне работы; поискать хобби или интересы,         которые могут вас объединить с людьми из других профессиональных         сфер.
            
    Во-вторых,        заниматься        спортом.
            
    В-третьих, использовать свой законный отпуск по назначению.
            
    В-четвертых, планировать время и не брать работу на дом.

    В-пятых, попробовать относиться к работе не так серьезно, как раньше.         Это всего лишь деятельность, которая не должна замещать настоящую         жизнь.

     ПРИТЧА ПРО СТАКАН

    В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

    - "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

    - Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос вдругом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

    - Ничего, - ответили студенты.

    - Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

    - У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

    - Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

    - Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

    - Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

    - Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

    Студенты были удивлены и обескуражены.

    - Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

    - Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

    - Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

    Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

    Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия....

    Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов

    Содержание:1. Разминка.2. Упражнение "Мои ресурсы".3. Упражнение "Я отдыхаю".4. Упражнение "Когда душа поёт".5. Упражнение "Защита".6. Игра "Паутинка".7. Подведение итогов. Получение обратной связи....

    Проект для педагогов ДОУ на тему: «Эмоциональная устойчивость как фактор профилактики профессионального выгорания педагогов»

    Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев  нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают...

    Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

    Тренинг для педагогов "Тренинг эмоциональной разгрузки"...

    Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

    Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

    Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

    Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

    Семинар - тренинг "Профилактика профессионального выгорания педагогов"

    Цикл игр и упражнений по профилактике профессионального выгорания...