ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (агрессивность) «Я держу себя в руках»
рабочая программа по психологии

Программно-методическое пособие «Я держу себя в руках» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Данная программа направлена на оказание психологической помощи детям старшего дошкольного возраста, имеющим  нарушения в эмоционально-волевой сфере, а именно – повышенный уровень агрессивности.

    Разработанная Программа «Я держу себя в руках» по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ориентирована на взаимодействие, как с детьми, чья агрессия носит пассивно-защитный и часто внутренний характер, так и на взаимодействие с детьми, чье агрессивное поведение является явным и выраженным.

    Цель программы – состоит в формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.

    Для реализации целей были поставлены следующие задачи:

- снизить уровень агрессивности и тревожности;

- обучить способам регуляции эмоционального состояния;

- обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей;

- обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.

    Критерии эффективности программы:

- снижение уровня внутренней и внешней агрессии ребенка;

- снижение тревожности;

- повышение уверенности в себе;

- улучшение взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

    Данное программно - методическое пособие обладает практической значимостью. Программа содержит: цикл конспектов для работы с детьми, рекомендации педагогам и родителям по работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы, диагностический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_derzhu_sebya_v_rukah.docx71.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                  детский сад комбинированного вида № 15 города Кропоткин

                                   муниципального образования Кавказский район

                                                                     Согласовано:

                                                                                   Старший воспитатель

          МБДОУ д/с-к/в №15                                       

                                                                                                 ________ ___ФИО    

                                                                                              «_____»__________20___ год    

                                                                         

ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ

(агрессивность)

«Я держу себя в руках»

Срок реализации программы: _____________ учебный год

Специалист ответственный за реализацию программы:

педагог-психолог ______________________

г. Кропоткин, 20____ год

Содержание

1

Пояснительная записка ……………………………………………………

3

2

Психологическая характеристика ребёнка ………………………………

3

3

Цель и задачи реализации Программы ……………………………………

4

4

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы ………

5

5

Содержание коррекционно-развивающей работы ………………………

6

6

Организация коррекционно-развивающей работы ………………………

9

7

Материально-техническое обеспечение Программы ……………………

9

8

Методическое обеспечение Программы …………………………………

9

9

Динамика развития ребёнка ………………………………………………

10

10

Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе ……

10

  1. Пояснительная записка

     Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с воспитанником ДОУ ФИО, ___________ года рождения, посещающим подготовительную группу комбинированной направленности «Колокольчик» (далее – Программа) составлена в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка и индивидуальными особенностями ребёнка, а также с учётом рекомендаций ПМПК.

  Основанием для составления Программы является заключение ПМПК № __________ от ___________г.

  1. Психологическая характеристика ребёнка

№ п/п

Характеризуемые параметры

Характеристика ребёнка

Особенности эмоциональной сферы

1

Эмоциональные проявления

Эмоционально не уравновешенный ребенок, на похвалу детей реагирует агрессивно, не может промолчать когда чем то недоволен. Част о спорит со взрослыми.

Преобладающий эмоциональный фон

Любит быть первым, командовать и подчинять себе других. Неудачи вызывают у него сильное раздражение и поиски виноватых. Легко ссориться вступает в драку, общается с более слабыми сверстниками. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Часто теряет контроль над собой, часто винит других в своих ошибках.

Эмоциональный контроль

Повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин. Неумение находить выход из трудных ситуаций. Во время организованной образовательной деятельности не усидчив, быстро утомляем, так же быстро теряет интерес.

Особенности поведения

2

Проблемы в поведении

Проблемы поведенческого характера проявляются в агрессивном отношении к детям, в играх с неодушевленными предметами, это могут быть крики, физические атаки в виде ударов. Вспышки гнева потом сопровождаются продолжительными всхлипами и гортанными звуками протеста, вследствие чего у ребенка садятся голосовые связки и самостоятельно ребенок успокоиться уже не может.

Особенности развития познавательной сферы

3

Восприятие

У ребенка сформированы сенсорные эталоны в соответствии с возрастом, он знает все цвета, формы, легко ориентируется в пространстве. Ребенок умеет классифицировать предметы по одному или нескольким признакам.

Мышление

У ребенка не сформировано образно-логическое мышление, словестно-логическое, логическое мышление соответствует нормам и возрасту ребенка.

Внимание

Способность к концентрации внимания проявляется нестойко. Концентрация внимания возможна на короткий срок.

Память

Объём кратковременной памяти составляет от 3 до 8 слов и имеет растущий характер. Ребенок быстро учит стихи, хорошо их воспроизводит по памяти.

Особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками

4

Особенности контакта со взрослыми

Вступает в контакт со взрослыми: легко, характер общения поверхностный, в случае порицания  проявляет негативизм.

Особенности контакта со сверстниками

Со сверстниками часто конфликтует, с трудностями идет на компромисс, легче игрушку отобрать, чем договориться, в случае отказа может применить физическую силу.

Выявленные проблемы:

  • Низкий уровень развития внимания.
  • Низкий уровень развития зрительной памяти.
  • Несформированность наглядно-образного, логического мышления.
  • Присутствуют проблемы поведенческого характера, как в общении со сверстниками, так и педагогами.
  1. Цель и задачи коррекционно-развивающей работы

Цель работы состоит в формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.

Для реализации целей были поставлены следующие задачи:

- снизить уровень агрессивности и тревожности;

- обучить способам регуляции эмоционального состояния;

- обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей;

- обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.

  1. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы

- сдерживать негативные эмоции, социально–приемлемому выходу из конфликтных ситуаций, саморегуляции;

- навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии;

- видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;

- эмоциональной произвольности;

- конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.)

Методы и техники:

-  игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации;

-ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;

-психогимнастика (имитационные игры);

-свободное и тематическое рисование;

-метафорические этюды-релаксации;

-беседа, обсуждение рассказов, игр и т.п.;

-танцы, ритмико-телесные упражнения, валяние (телесные релаксации), - ------упражнения на развитие мелкой моторики руки с одновременным развитием артикуляционной моторики, физкультминутки, подвижные игры.

Структура занятия:

- ритуал приветствия – 3 минуты.

- разминка – 5-7 минут.

- коррекционно-развивающий этап - 15 минут

- релаксация – 5 минут

- плавное завершения занятия

  1. Содержание коррекционно-развивающей работы

Месяц/

неделя

№ занятия/ Лексическая тема

Задачи

Содержание

1

2

3

4

1 неделя октября

Занятие № 1

Снятие   психофизиологического напряжения.

1.«Приветствие»

2.«Брыкание»

3.«Подушечный бой»

4.Рефлексия.

5.«Врасти в землю»

6.«Фея (волшебник) сна»

2 неделя октября

Занятие № 2

формирование у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии.

1. «Здоровалки»

2. «Веретено»

3. «А я…»

4. «Мама устала»

5.«Рисуем эмоции пальцами»

6.Упражнение «Сбрось усталость».

3 неделя октября

Занятие № 3

Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков.

1.Кукольное представление «Кошкин дом».

2.Упражнение «Лепим сказку».

3.Ролевая игра «Вежливые хозяева».

4.Упражнение «Сбрось усталость».

4 неделя октября

Занятие № 4

Формирование эмоционального комфорта и спокойствия у ребенка.

1.Упражнение «Здоровалки»

2. Упражнение «Лохматый пес»

3.Упражнение «Если я злюсь...»

4.Упражнение «Кулачок».

5.Упражнение "Два барана"

6.Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

1 неделя ноября

Занятие № 5

Развитие положительного отношения к близким и окружающим.

1.Упражнение «Здоровалки»

2. Беседа «Вера в себя»

3.Рисование «Автопортрет»

4.Рассказ «Мой лучший поступок».

5.Упражнение «Заряд бодрости».

6.Упражнение «Где мы были не скажем, а что делали покажем»

7.Упражнение "Попроси игрушку" - невербальный вариант

8.Рефлексия

2 неделя ноября

Занятие № 6

Формирование эмоционального комфорта и спокойствия у ребенка.

1.Упражнение «Здоровалки»

2.Упражнение «Что такое быть злюкой?»

3.Упражнение «Строители»

4 .Рисование «Моя семья»

5.Упражнение «Я хороший»

6.Упражнение «Каждый спит»

3 неделя ноября

Занятие № 7

Развитие положительного отношения к близким и окружающим.

1.Упражнение «Здоровалки»

2. Упражнение «Аэробус»

3.Упражнение «Чувствуем вслух»

4.Упражнение «Спать хочется»

5. Конструирование «Подарок другу»

6. Игра «Нет! Да!»

7. Упражнение «Спаси птенца»

8. Упражнение «Фея (волшебник) сна»

4 неделя ноября

Занятие № 8

Обучение технике снятия физического напряжения.

1.Упражнение «Карикатура»

2.Упражнение «Выбиваем пыль»

3.Игра «Брыкание»

4.Упражнение «Ругаемся овощами»

5. Игровой массаж

1 неделя декабря

Занятие № 9

Развитие чувства эмпатии, социализация ребенка.

1.Беседа «Помощь»

2.Игра «Клеевой дождик»

3.Упражнение «Связующая нить»

4.Упражнение «Рисуем круги...»

5. Упражнение «Зеркало наоборот».

2 неделя декабря

Занятие № 10

Развитие чувства эмпатии.

1.Игра «Угадай чувство»

2.Рисование «Мое чувство»

3.Упражнение «Солнечный зайчик»

4.Упражнение «Рисунок на мятой бумаге»

5.Упражнение «Зеркало».

6.Упражнение «Нос к носу»

3 неделя декабря

Занятие № 11

Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения.

1. Игра «Словарик хороших слов»

2.Игра «Диспетчер»

 3.Упражнение «Гора с плеч»

4.Упражнение «Радуга»

5.Комплименты

6.Организация коррекционно-развивающей работы

Количество занятий на весь период сопровождения

Количество занятий в неделю

Длительность занятия

Форма занятия

Расписание занятий

11

1

30 мин.

Индивидуальная

Среда

10.40-11.10

  1. Материально-техническое обеспечение Программы

Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество мест

1

Кабинет педагога-психолога

12

Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудования для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование технических средств

Количество

1

Ноутбук

2

2

Магнитофон

1

Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

1

Детский стол (регулируемый по высоте)

2

2

Детский стул (регулируемые по высоте)

8

3

Магнитная доска

1

  1. Методическое обеспечение Программы

Сведения об имеющемся в наличии дидактических пособий, игр для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

1

Дидактическая игра «В мире эмоций»

1

2

Чувства внутри нас. Карточки для развития эмоционального мира детей 4-7 лет.

1

3

Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций»

1

4

Сюжетные картинки различной тематики

1

5

Кинетический песок

1

6

Формочки

1 набор

7

Юнгианская песочница

1

Используемая методическая литература

  1. Динамика развития ребёнка[1]

       - положительная         - не значительная         - динамика отсутствует          - волнообразная

  1.  Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе[2]

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог _________________ / Фамилия И.О.

Приложение №1

к программе индивидуальной

коррекционно-развивающей работы

педагога-психолога

Конспекты индивидуальных занятий педагога-психолога

с детьми по коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере

(агрессивность)

«Я держу себя в руках»

Приложение №2

к программе индивидуальной

коррекционно-развивающей работы

педагога-психолога  

Диагностика агрессивности детей дошкольного возраста

Методика: «Изучение эмоционально - обусловленного поведения дошкольников»

Подготовка исследования: выучить наизусть вопросы и ситуации.

Проведение исследования: сначала за детьми ведется наблюдение в различных видах деятельности. Затем проводят индивидуальную диагностику, заключенную в двух этапах.

Первый этап.

Экспериментатор задает ребенку вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал, почему?

2. Можно ли обижать животных, почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми, почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого, нужно ли сказать, что виноват ты? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают, почему?

6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку, почему?

Второй этап.

Ребенку предлагается закончить несколько ситуаций:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку.» Маша ответила…..Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Петя подошел Сережа, выхватил машинку и стал с ней играть. Тогда Петя … Что сделал Петя? Почему?

3. Катя и Вера играли пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

4. Таня и Оля играли в дочки - матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». - «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала,… Что сказала Таня? Почему?

5. Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате его мама укладывала спать маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла уснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть». Коля ей ответил,… Что ответил Коля? Почему?

6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хороший». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал,… Что сказал Миша? Почему?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

Обработка данных.

Анализ результатов наблюдения проводится по следующей схеме:

1. как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.

2. оказывает ли другому помощь, и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенна; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и др.)

3. проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, в чем это выражается и в каких ситуациях.

4. замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.

5. проявляет ли заботу в отношении к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действия выражается забота.

6. как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче).

7. при обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на пояснение (мотив). Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влияния на поведение детей, в частности, на проявление агрессивного поведения.

 

Приложение №3

к программе индивидуальной

коррекционно-развивающей работы

педагога-психолога  

Рекомендации родителям

1. Ежедневно играть с ребенком в ролевые игры или хотя бы в «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).

2. Когда ребенок приходит из детского сада, интересуйтесь во что играли другие дети, побуждая его приглядываться к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома.

3. Ограждать ребенка от просмотра мультфильмов агрессивного содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия.

4. Обсуждать с ребенком происходящее на экране, давать свои оценки.

5. Не проявляйте на глазах у ребенка повышенной эмоциональности и аффективности.

6. Не применяйте в отношении ребенка слишком строгих мер, в том числе физические наказания, унижение его не глазах других людей и др.

7. Не показывайте ребенку унижение друг друга, конфликтные ситуации.

8. Проявляйте в отношении к ребенку теплые чувства, формируйте у него чувство защищенности.

9. Попытайтесь исключить ответную реакцию на агрессивное поведение ребенка.

10. Постарайтесь переместить агрессию на другой объект (например, на грушу).

Приложение №4

к программе индивидуальной

коррекционно-развивающей работы

педагога-психолога  

Рекомендации педагогам:

1. Не проявляйте грубости в присутствии детей.

2. Старайтесь поощрять миролюбивые поступки детей в присутствии группы. Объясняйте и совместно с детьми обсуждайте эти поступки.

3. Вовлекайте ребенка в общую игру, сначала на второстепенные роли, затем на все более важные. Как можно чаще организуйте совместную деятельность детей, пытаясь исключить.

4. Участвуйте в игре вместе с детьми, чтобы не допустить исключения ребенка из игры. Привлекайте внимание детей к достижениям друг друга.

5. В ходе игр по возможности избегайте инструкций, нравоучений, замечаний; не делите детей на плохих и хороших.

6. Препятствуйте появлению в группе игрушек, выпускаемых по сюжетам «детских боевиков».

7. Организуйте общение между детьми без привлечения каких-либо предметов. Общение должно строиться на сосредоточенности на партнере, а не на средстве общения (предмете, игрушки, участвующей в игре).

8. Если имеется видеомагнитофон - показывайте отечественные мультфильмы, организуйте их обсуждение, проигрывайте с детьми отдельные эпизоды.

9. Обеспечьте условия для выплеска агрессивных стремлений детей в социально приемлемой форме. Это можно сделать путем создания уголка, где находились бы спортивный инвентарь (велосипед, груша, канаты, батут и др.).

10. Совместно с детьми изготовляйте близким людям (мамам, папам, бабушкам, дедушкам…) поделки на различные праздники.


[1] Заполняется по итогам реализации Программы

[2] Заполняется от руки в конце реализации Программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта 5-6 лет (третий год обучения)

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие по теме: "Длина предмета. Составление упорядоченного ряда предметов по признаку длины" (сенсорное развитие, формирование элементарных количес...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».

             Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с...

Педагогический проект "Арт-мозаика" (Арт-терапия в работе с родителями и детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере)

Арт-терапия - это один из методов, основанных на искусстве и творчестве, способствующий социальной адаптации дошкольника. Проблемами, которые эффективно решает арт-терапия, являются: развитие познават...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»

Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с ...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»

Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...