30.08.2022. Снятие психологического напряжения педагогов посредством проведения мастер-классов.
статья по психологии

Гурина Маргарита Александровна воспитатель

Педагог-психолог — это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с детьми: обучающую, развивающую и коррекционную. Такая возможность существует благодаря многим условиям и одно из них - это то, что данный специалист работает в тесном сотрудничестве с воспитателем. Слаженность работы и заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов - это основа их совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gurina.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Снятие психологического напряжения педагогов посредством проведения мастер-классов.

Педагог-психолог — это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с детьми: обучающую, развивающую и коррекционную. Такая возможность существует благодаря многим условиям и одно из них - это то, что данный специалист работает в тесном сотрудничестве с воспитателем. Слаженность работы и заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов - это основа их совместной деятельности.

Воспитатель понимает, что педагог-психолог — это помощник, соратник, а не контролер, что способствует созданию необходимой атмосферы доверия.

Педагогическая профессия требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. Психологическое состояние человека, проявляющееся в его излишней психологической напряженности во время разговоров с людьми или при выполнении какой-либо деятельности. Состояние психологического напряжения ведет обычно к разного рода ошибкам, к неправильным действиям, к неточным реакциям на происходящее, порождает неприятные эмоциональные переживания и неудовлетворенность человека.

Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе психолога.

 В своей работе, как педагог-психолог, я не только помогаю выстроить взаимодействие «воспитатель-воспитанник», но и выделить у каждого педагога, с чем связаны его переживания, тревоги, обиды и прочее.

Одной из эффективных форм выявления и предотвращения негативных реакций и выгорания педагога является такая современная форма работы, как мастер-класс. Мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

 Поэтому в своей работе, очень часто использую именно эту форму работы. Задачами любого мастер-класса по снятию эмоционального напряжения являются:

- Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива;

- Повышение самооценки, уверенности в своих силах;

- Снятие мышечного напряжения и развития умения расслабляться.

- Развитие у педагогов способности мыслить о себе в позитивном ключе.

 Мастер– класс  я всегда начинаю с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

В нашем учреждении мы проводим множество мастер-классов по снятию эмоционального напряжения у сотрудников: «Счастливый педагог», «Мы вместе»

Сегодня я хочу затронуть тему сохранения психологического здоровья  педагогов на примере одного мастера-класса «Зарядись позитивом»

Цель мастера класса: рассмотреть упражнения и приемы, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов.

Для того, чтобы определить какие же упражнения или игры применять с педагогами, надо сначала определить какой психологический климат в коллективе. По результатам уже строится поэтапная работа.

Используются различные терапевтические методы: арт-терапевтические, телесно-ориентированные (релаксация, медитация, аутотренинг), игровые техники для работы с педагогами и родителями.

Основные цели этих упражнений:

1.Способствуют гармонизации внутреннего мира воспитателя, ослабление его психической напряженности.

2.Направлены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение его профессионального самосознания.

Начало любого мастера-класса начинается с приветствие, на этом этапе важно чтобы каждый педагог смог оценить свою конгруэтность.

ФОТО

Важно чтобы во время встреч, педагоги не только шли за помощью, но и могли сами оказывать поддержку друг другу. Упражнение «Радужный фломастер» не только , поможет установить контакт , но и поднимет настроение педагогам.

ФОТО

Для  улучшения эмоционального состояния взрослых, я использую не менее интересное упражнение «Калоши счастья». С помощью него  развиваетя навык самопознания, формируется навык позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

ФОТО

Нам известно, сто снятия психологического напряжения, нужно снимать мышечное напряжения. Для этого, есть прекрасное упражнения  «Стиральная машина». Оно так же хорошо, подходит при эмоциональном выгорании. И повышается атмосфера доверия в коллективе.

Участники разбиваются на пары и встают в шеренгу лицом друг к другу — это сама «моечная машина». Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть, а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не пройдет каждый участник игры.

ФОТО

Практически  каждый мастер- класс на снятия психоэмоционального напряжения состоит из элементов медитация. В этот момент происходит процесс саморегуляции.

Вывод: Все представленные упражнения и игры, способствуют оптимизации психологического здоровья педагогов. Каждый специалист может их использовать как на работе так и в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе детского сада.

И хочу закончить свое выступление таким напутствием: «Так давайте же поделимся энергией и любовью, которыми мы обладаем, с людьми, находящимися вокруг нас. Знайте: то, что исходит из нашего сердца, к нам же потом и возвращается. Давайте откроем свои сердца и примем каждого с любовью, одобрением и желанием окружить его заботой.» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как снять психологическое напряжение после посещения детского сада?!

Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость....

Стресс. Снятие психологического напряжения.

Я хочу познакомить Вас со способами саморегуляции и самовоздействия с целью управления своим психоэмоциональным состоянием....

Мастер-класс: «Снятие эмоционального напряжения педагогов»

Актуальность выбранной темы: профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагр...

Игры для дошкольников на снятие психологического напряжения

Игры предложены для снятия психолгического напряжения для детей ДОО....

Приобщение родителей и детей к детской художественной литературе посредствам проведения мастер-классов по театрализованной деятельности

quot;Приобщение  родителей и детей к детской художественной литературе посредствам проведения мастер-классов по театрализованной деятельности» Реализация единого подхода к воспитанию ...

Тренинг с педагогами «Снятие психологического напряжения»

Тренинг с педагогами «Снятие психологического напряжения»...