Вклад Эльконина Д.Б. и Менджерицкой в теорию развития игровой деятельности дошкольника
статья по психологии

Тарануха Ольга Сергеевна

Вклад Эльконина Д.Б.  и Менджерицкой в теорию развития игровой деятельности дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вклад Эльконина Д.Б.  и Менджерицкой в теорию развития игровой деятельности дошкольника.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).

Как говорил сам Данил Борисович: «интерес к психологии детской игры возник у меня в самом начале 1930-х годов в ходе наблюдений над игрой дочурок и в связи с чтением лекций по детской психологии», но к сожалению записи этих наблюдений затерялись во время войны в блокированном Ленинграде. Именно наблюдения за своими дочерьми дали Эльконину повод предположить, что главным в игре детей-дошкольников является роль, которую берет на себя ребенок. В ходе осуществления роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Так родилась гипотеза, что мнимая ситуация, в которой ребенок берет на себя роли других людей и реализует типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная единица игры. Существенным моментом создания такой игровой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой. С глубиной и тщательностью Эльконин изучает в своих исследованиях зарубежные теории игры К. Грооса, Ф. Бойтендайка, З. Фрейда, В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже и др. Перенимая этот опыт Эльконин отмечал, что уже Дж. Селли писал: «Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли» и «здесь мы встречаемся с тем, что составляет, может быть, самую интересную черту детской игры, - с превращением самых ничтожных и малообещающих вещей в настоящие живые существа». Но так, же необходимо сказать, что, например взгляды на игру как на проявление уже развитого воображения (см.: К. Гроос, В. Штерн, К. Бюлер и др.) казались Эльконину не соответствующими действительной природе игры. Он считал странным, что функция воображения, являющаяся одной из наиболее сложных способностей, возникает так рано, и предполагал, что, может быть, наоборот, игра и есть та деятельность, в которой воображение впервые только и возникает.

В начале 1936 г. Эльконин изложил на кафедре психологии Харьковского педагогического института первые экспериментальные факты и теоретические взгляды на игру. Основное внимание было сосредоточено, во-первых, на выяснении исторического происхождения детской игры; во-вторых, на раскрытии социального содержания игры как ведущего типа деятельности детей дошкольного возраста; в-третьих, на проблеме символизма и соотношения предмета, слова и действия в игре; наконец, на общетеоретических вопросах и критическом рассмотрении существующих теорий игры. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность ролевой игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка.

Как считал Д.Б. Эльконин - сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

В соответствии с концепцией изучения дошкольной игры представленной Элькониным выделяются насколько наиболее важных аспектов:

- во-первых, по уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, ибо, основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры;

- во-вторых, чтобы понять младшего школьника, нужно знать особенности психической жизни дошкольника;

- в-третьих, игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так называемой игры с правилами появляются в сюжетно-ролевой игре.

Д.Б. Эльконин проводит в своей работе мысль о внутреннем родстве всех видов игр, идею о социальном происхождении и содержании сюжетно-ролевой игры ребенка. К числу важных научных достижений можно отнести выявление условий возникновения сюжетно-ролевой игры в онтогенезе, выделение основной единицы игры, раскрытие внутренней психологической структуры игры, определение ее роли в психическом развитии ребенка и др.

Можно в нескольких положениях перечислить то новое, что внесла работа Эльконина Д.Б. в психологию детской игры:

1) разработка гипотезы об историческом возникновении той формы игры, которая является типичной для современных дошкольников, и теоретическое доказательство, что ролевая игра является социальной по своему происхождению и именно поэтому по своему содержанию;

2) раскрытие условий возникновения этой формы игры в онтогенезе и доказательство, что игра на границе дошкольного возраста возникает не спонтанно, а формируется под влиянием воспитания;

3) выделение основной единицы игры, раскрытие внутренней психологической структуры игры и прослеживание ее развития и распада;

4) выяснение того, что игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек - его деятельность и от ношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности;

5) установлено, что игровая техника - перенос значений с одного предмета на другой, сокращенность и обобщенность игровых действий - является важнейшим условием проникновения ребенка в сферу социальных отношений, их своеобразного моделирования в игровой деятельности;

6) выделение в игре реальных отношений детей друг с другом, являющихся практикой их коллективных действий;

7) выяснение функций игры в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Как говорил сам Эльконин, проводимые им исследования в этой области не были закончены, это было обусловлено, прежде всего, его занятостью решением других вопросов детской психологии но данные разработки несомненно (как и в случае с системой «Развивающего обучения») дали большой толчок в раскрытии психологическую природы игры, внесли посильный вклад в разработку проблем психологии игры, интерес к которым все более возрастает.

Диапазон научных интересов Д.В. Менджерицкой чрезвычайно широк, но главный их них - детская игра. «Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.»- считала Д.В. Менджерицкая.

В работах Д.В. Менджерицкая раскрывает сущность детской игры, значение сюжетно-ролевой игры для всестороннего воспитания дошкольника, отстаивается правомерность понятия «творческая игра», подчеркивается связь между обучением детей на занятиях и развитием содержания игры. Д.В. Менджерицкая создала направление, основой которого была идея развития творчества в игре уже в дошкольном возрасте, доказала, что в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются интеллектуальная, нравственная, эстетическая, физическая сферы личности ребенка.

Д.В. Менджерицкая, определяя игру как социальную практику ребенка, его реальную жизнь в обществе сверстников, подчеркивала актуальность проблемы использования игры в целях всестороннего воспитания, и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности. При этом она отмечает, что в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, и это позволяет им лучше понять и глубже пережить эту действительность, а также является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств. Так же, Менджерицкая Д.В., занималась изучением игрушки и считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать.

В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей. Один из них представлен в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой и включает следующие компоненты:

  • обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
  • обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
  • своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
  • умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

В исследованиях Д. Менджерицкой подчеркивается положительное влияние разных видов игр на развитие самостоятельности ребенка. Игры с правилами нуждаются в мобилизации знаний детей и направляют их на самостоятельное разрешение игровой задачи. Творческие игры стимулируют их проявления самостоятельности: самим разыгрывать роли и события, размышлять над ними, устанавливать связи между разными событиями, по собственному усмотрению избирать наилучший образ реализации замысла, применять на практике уже полученные прежде знания, выражать их словом. Обусловленность поведения любым типом игры приучает детей к дисциплинированности и развивает у них целеустремленность, ответственность, самостоятельность. Менджерицкая Д. Б. расширяет перечень особенностей детской игры, указывая ряд новых:

Во-первых, развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства;

 во-вторых, сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации;

в-третьих, развитие сюжета, которое идет от изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла;

в-четвертых, появление в старшем возрасте плана хотя схематичного и неточного, но дающего перспективу и уточняющего действия каждого участника игры;

в-пятых, усиление и одновременно изменение роли организаторов игры к старшему возрасту.

Научные идеи Д.В. Менджерицкой получили развитие в исследованиях ее учеников: Т.А. Марковой (1950), З.В. Лиштван (1954), И.Д. Власовой (1969), А.К. Бондаренко (1974), В.А. Гелло (1977), Т.М. Бабуновой (1979), Л.П. Бочкаревой (1982), О.К. Васильевой (1983). Исследования проблем дидактической игры, ее влияния на всестороннее развитие ребенка продолжено доцентом кафедры дошкольной педагогики А.К. Бондаренко, результаты которых отражены в пособиях «Дидактические игры в детском саду», «Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду».

Тезисы:

  1.  Д. Б. Эльконину принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.
  2. Разработана гипотеза об историческом возникновении той формы игры, которая является типичной для современных дошкольников, и теоретическое доказательство, что ролевая игра является социальной по своему происхождению и именно поэтому по своему содержанию.
  3. Главным в игре детей-дошкольников является роль, которую берет на себя ребенок.
  4. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.
  5. Исследования Эльконина Д.Б. дали большой толчок в раскрытии психологической природы игры, внесли посильный вклад в разработку проблем психологии игры.
  6. В работах Д.В. Менджерицкой раскрывается сущность детской игры, значение сюжетно-ролевой игры для всестороннего воспитания дошкольника, отстаивается правомерность понятия «творческая игра», подчеркивается связь между обучением детей на занятиях и развитием содержания игры.
  7. Д.В. Менджерицкая создала направление, основой которого была идея развития творчества в игре уже в дошкольном возрасте.
  8. В исследованиях Д. Менджерицкой подчеркивается положительное влияние разных видов игр на развитие самостоятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование макетов в развитии игровой деятельности дошкольников

Статья раскрывает содержание деятельности с дошкольниками по созданию универсальной игровой среды для игр с макетами и маркерами различных пространств....

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности дошкольников»

Консультация для воспитателей, в которой даны рекомендации развития игры....

Мнемотурнир с педагогами ДОУ "Развитие игровой деятельности дошкольника"

Данный материал представляет собой методическую разработку (как вариант - проведение педагогического совета в форме) мнемотурнира.  В данном материале описаны задачи, решаемые в ходе данного меро...

Презентация "Развитие игровой деятельности дошкольника"

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника...

Консультация для педагогов "Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей."

Консультация для педагогов "Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей."...

«Использование игровых полей для развития игровой деятельности дошкольников».

           Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых полей для         развития игровой деятельности дош...