Программа "Застенчивый мир"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Климова Светлана Андреевна

Проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть незаметными, а самое главное - не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможных комплексов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zastenchivyy_mir.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

     

     

     Программа

 Застенчивый мир

I. Целевой раздел

Введение

В настоящее время науке известно о застенчивости немного. Единственный человек, который попытался осветить данный вопрос в целом – это Филипп Зимбардо – известный американский психолог, профессор Стэндфордского университета. Он провел социально-психологический анализ застенчивости, где раскрыл ее роль в процессе общения между людьми.

Известно, что застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Лишь очень немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью. Для большинства людей застенчивость – это беда, которая не дает им жить полноценной жизнью.

Проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, и самое главное – не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможных комплексов.

Часто застенчивость у детей взрослые видят в розовом свете. Такой ребенок послушен, не «хулиганит», не шумит, из-за него не вызывают родителей в школу. Страдающие от застенчивости дети не хотят привлекать к себе внимание, их постоянно беспокоит, что о них могут подумать, поэтому они могут казаться образцами хорошего поведения.

Однако одобрение взрослых не уменьшает страданий, которые приносит патологическая застенчивость. Она мешает ребенку находить друзей, а также тренироваться в общении с другими людьми. В результате застенчивые дети могут вырастать людьми с очень низкими и неадекватными социальными навыками, что может отразиться на учебе, карьере и семейной жизни. Для них характерна низкая самооценка, что может привести к отказу от необходимых жизненных рисков и развития своих способностей.

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие – проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

Важной особенностью застенчивых детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях. Такие дети почти никогда громко не смеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь (например, от собаки), а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-либо недозволенное. Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни.

В связи с тем, что дети подобного склада очень ранимы, к ним следует относиться особенно мягко. Повышение голоса, крик, понукание, одергивание, частые запреты, порицания и наказания могут привести к появлению у ребенка невротических расстройств .

Несмотря на то, что застенчивость может быть обнаружена буквально «с первого взгляда», родители часто недооценивают ее. Многие из них не понимают, что застенчивость представляет собой определенное нарушение поведения и, более того, личностного развития ребенка. Они считают именно этот вариант нормой, а более активное и непосредственное поведение, которое видят у других детей, относят к проявлению невоспитанности или нескромности. Обычно они довольны своим ребенком, считая его застенчивость положительным качеством. Такие родители не различают скромность и застенчивость, что на самом деле не одно и то же. Если скромность — действительно положительное качество, то застенчивость, основанная на полной неуверенности в себе, - недостаток, ведущий ко многим неприятным последствиям в развитии личности .

Внутренний мир застенчивых детей

Психологи анализируют поведение, образ жизни застенчивых ребят. Выводы касаются внутреннего состояния детей, восприятия мира, познавательных особенностей. Выделяются следующие характеристики:

Интеллект

Робость, речевая неуверенность ошибочно могут быть сочтены проявлениями недостаточного психологического и речевого развития. Большинство стеснительных детей демонстрируют умственные способности выше средних. Чтение, рисование, просмотр развивающих фильмов – способы индивидуального познания мира. Низкая самооценка сопровождается постоянным обдумыванием ситуаций, поведения. Произошедшее оценивается, обдумывается.

Поэтому молчание в ответ на несложный вопрос не должно расцениваться как низкий уровень интеллекта. Отказ участвовать в школьном мероприятии не является проявлением ограниченности. Различие в поведении замкнутых детей требует индивидуального подхода.

Переживания

Причина застенчивого поведения – отсутствие уверенности в себе. Такой человек искренне верит, что хуже других. Он считает себя некрасивым, глупым, неуклюжим, неспособным конкурировать с остальными. Низкая самооценка обычно включает некий эгоцентризм. Это означает убежденность в значимости каждого своего промаха, ошибки, возникшего недоразумения. Как будто весь мир внимательно наблюдает, ожидая повода посмеяться или разочарованно отвернуться. Вынужденно начиная ответственное действие, ребенок страшно переживает. Во-первых, он заранее уверен, что ничего не выйдет. Во-вторых, ждет проявлений разочарования и насмешек по отношению к себе. Любой неприятный случай многократно обдумывается, повторяется в памяти. Психологи подчеркивают, что застенчивый ребенок не знает, как преодолеть страх общения.

Темперамент

Стеснительные люди часто считаются флегматичными. Это не всегда верно. Робкие дети наравне с остальными переживают вспышки гнева, раздражительности. Обычно они не позволяют себе открыто выражать эмоции, боясь вызвать неудовольствие окружающих. Они как будто лишены права проявлять чувства, которое есть у других. Собственное мнение не отстаивается. Застенчивые люди боятся конфликтов, всячески избегая любых споров. Единственное, в чем они способны быть открыто, не согласны с другими, – отказ от общения или выступлений на публике. Такое упрямство может поражать, но это своеобразная защита личного пространства.

Желание общения

Малыш упирается, когда ему предлагают присоединиться к играющим сверстникам. Он упрямо мотает головой на предложение вступить в спортивную команду. Желание одиночества? Вовсе нет. Застенчивость характеризуется стремлением играть, весело проводить время. Хочется иметь друзей. Но страх оказывается сильнее. Они были бы рады легко знакомиться, заводить компании, но не умеют. Вот почему психологическая работа с застенчивыми детьми может оказаться необходимой.

                               Причины застенчивости у детей

Среди основных причин развития застенчивости у ребенка отмечают следующие:

Генетическая предрасположенность. Ученые, занимающиеся исследованием наследственности, давно убедились в том, что она зачастую является основным пусковым фактором развития застенчивости. Особенности в ряду поколений со временем накапливаются в виде различных отличительных черт, присущих именно этой родовой ветви. Внимательно изучив своих предков, можно почти со стопроцентной уверенностью говорить о том, какие черты внешности и характера будут преобладать у будущих поколений.

Социальная среда. В данном случае речь идет о связи ребенка с окружающим его миром. Основополагающую роль, естественно, играет воспитание в семье. Если родители не могут обеспечить ребенку моральный комфорт и окружить его заботой и лаской в строго требуемом объеме, то это обязательно отразится на его характере и поведении. Не последнее место занимает и взаимодействие со сверстниками. Если ребенок часто сталкивается с человеческой жестокостью и агрессией, то он с большей вероятностью предпочтет замкнуться в себе и не привлекать ненужное внимание.

Проблемы адаптации. Все детство человека напрямую связано с приспособительными реакциями. Сначала он учится ползать, затем ходить, потом он идет в детский садик, а после – в школу. И везде его ждет период адаптации. В ходе привыкания к новым условиям, у ребенка формируются положительные и отрицательные особенности характера, которые необходимы для его дальнейшего взаимодействия с окружающим миром. Если адаптация проходит неудачно, то это ведет к развитию нерешительности и застенчивости.

Соматические патологии. В этом случае имеется в виду наличие различных заболеваний, проявления которых могут отличать ребенка от его сверстников. Например, патологии развития, следы от повреждений на коже или врожденные физические недостатки. Нередко внешние отличия от основной группы детей приводят к насмешкам и поддразниваниям. В итоге ребенок ощущает неуверенность, замыкается и предпочитает держаться от ровесников на расстоянии.

Повышенная тревожность родителей. Мечтая о спокойном, уверенном поведении своего чада, мамы и папы частенько забывают о собственном поведении. Излишняя тревожность выражается в том, что мелким фактам придается трагическое значение. Это касается учебы, развивающих занятий. Итогом становится страшное беспокойство по поводу незначительного нарушения правил. Забытая дома тетрадь вызывает панику, страх. Малышу кажется, что его поведение – объект пристального внимания всех вокруг.

Критические замечания родителей. Для каждого важно осознавать собственную ценность, реализовывать свои амбиции. К сожалению, не все родители такого мнения. Чувствительные дети болезненно воспринимают необдуманные замечания взрослых. Психологи приводят историю женщины, в детстве услышавшей, что у нее полные ноги. Переживания из-за веса преследовали ее всю жизнь. Необдуманные высказывания об умственных способностях, внешности человека способны сильно травмировать. Резкие замечания оборачиваются неуверенностью, желанием спрятаться, избежать всеобщего внимания.

Контакты с агрессивными детьми. Многие лидеры детского коллектива ведут себя грубо. От них исходят злые насмешки, унижающие замечания. Могут применяться толчки, удары, о которых другие ребята молчат. Причины подобного поведения могут быть различными. Дети быстро завоевывают лидерские позиции путем применения силы, а другие их поддерживают. Дружелюбный малыш, получив грубый отпор, начинает бояться контактов. Сыплющиеся насмешки вырабатывают чувство собственной неполноценности.

Неправильное воспитание. Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители. Если ребенок растет в условиях гиперопеки, то у него возникают проблемы с развитием самостоятельности. Если же родители относятся к ребенку с излишней требовательностью, то он замыкается в себе и приобретает комплекс неполноценности.

Основные признаки застенчивости у детей

Стеснительных детей иногда называют невидимками – они избегают чужого внимания. Психологи отмечают характерный внешний вид: опущенная голова, прячущийся взгляд, ссутуленные плечи. Со стороны ребята могут выглядеть идеалом воспитанника: тихие, послушные, уступчивые. 

Для того чтобы понять, как именно можно помочь ребенку преодолеть застенчивость, необходимо ознакомиться с основными ее признаками:

Излишняя осторожность. Застенчивый ребенок весьма осторожен в своих действиях. Вряд ли он упадет при катании на коньках, ведь он скорее предпочтет вообще на них не становиться. Еле слышный голос, учащенный пульс, повышенное потоотделение, дискомфорт в области живота, постоянное волнение – основные виды реакции ребенка на стрессовую ситуацию.

Самокритичность. Стеснительные дети отличаются неуверенностью в себе, которая только усугубляется от постоянной критики к самому себе. Таких детей не устраивает в себе практически все: внешность, черты характера, поведение с друзьями и знакомыми. Ребенок без остановки сравнивает себя с окружающими и приходит к выводу, что он хуже других. В результате неспособность адекватно оценивать себя приводит к отстраненности и отчужденности.

Важно! Постоянное стрессовое состояние, сопровождающее застенчивость, порождает неврологические нарушения. Могут возникнуть нервные тики, заикание.

Скрытность. Любой застенчивый ребенок отличается замкнутостью. Он не может найти в себе силы поделиться переживаниями с другом. В большой компании такие дети стараются не привлекать к себе внимания и держаться на расстоянии.

Пугливость присуща не всем стеснительным детям, но встречается достаточно часто. Такие дети боятся всего нового. Для них любое изменение в жизни ассоциируется с новыми проблемами и сложностями. Смена места жительства, покупка нового гардероба – любое резкое изменение будет приниматься в штыки.

Нарушение речи. Если ребенок не уверен в себе и часто испытывает страх, то это может отразиться на качестве его речи. Заикания, невозможность связно выразить свое мнение, проблемы с дыханием – эти признаки присущи чрезмерно стеснительным детям.

Цель программы:

Комплексная помощь ребенку в преодолении эмоциональных нарушений, связанных с застенчивостью.

Задачи:

1. преодоление замкнутости, неуверенности, нерешительности, повышение самооценки

2. познакомить с эмоциями человека и осознавать собственные эмоции

3. развивать умение выражать свои эмоции

4. развивать навыки совместной деятельности

Структура занятия по программе: проводится 1 раз в неделю в течение 25-30 минут. 

II. Содержательный раздел

 Методики диагностики застенчивости

Дети:

1. Тест на определение тревожности ( Р. АТэммл, М. Дорки, Ф. Амен)

2. Графическая методика «Кактус» ( М. А. Панфилова)

Родители: Анкета-опросник для родителей по выявлению тревожности (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)

Педагоги: Беседа с воспитателями

        Тематическое планирование к программе

№ занятия

Содержание занятия

Период проведения

Занятие 1

     

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Придумываем сказку»

3. работа со стразами

4. обратная связь

ноябрь

1-я неделя

Занятие 2

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Пальчиковый кукольный театр»

3. работа со стразами

4. обратная связь

2-я неделя

Занятие 3

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Слепой танец»

3. работа со стразами

4. обратная связь

3-я неделя

Занятие 4

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Похвалилки»

3. работа со стразами

4. обратная связь

4-я неделя

Занятие 5

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Волшебный стул»

3. упражнение «Ветка мимозы»

4. обратная связь

Декабрь

1-я неделя

Занятие 6

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Я могу»

3. упражнение «Апельсин»

4. обратная связь

2-я неделя

Занятие 7

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Волшебные очки»

3. упражнение «Игра в рисунок»

4. обратная связь

3-я неделя

Занятие 8

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Разрывание бумаги»

3. упражнение «Направленная визуализация»

4. обратная связь

4-я неделя

Занятие 9

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Чувства»

3. пластилинография

4. обратная связь

Январь

3-я неделя

Занятие 10

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Нарисуй дом эмоций»

3. пластилинография

4. обратная связь

4-я неделя

Занятие 11

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Я радуюсь когда…»

3. пластилинография

4. обратная связь

Февраль

1-я неделя

Занятие 12

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Волшебный мешочек»

3. пластилинография

4. обратная связь

2-я неделя

Занятие 13

1. упражнение «Настроение»

2. игра «Назови похожее»

3. упражнение «Спрятанные проблемы»

4. обратная связь

3-я неделя

Занятие 14

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Король на троне»

3. упражнение «Тюльпаны»

4. обратная связь

4-я неделя

Занятие 15

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Передай клубочек»

3. упражнение «Какой я есть, каким я хочу быть»

4. обратная связь

Март

1-я неделя

Занятие 16

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Закончи предложение»

3. техника «Спонтанное рисование под музыку»

4. обратная связь

2-я неделя

Занятие 17

1. упражнение «Настроение»

2. беседа «Наши имена»

3. техника «Рисование на стекле»

4. обратная связь

3-я неделя

Занятие 18

1. упражнение «Настроение»

2. игра «Лети, лети лепесток»

3. техника «Монотипия»

4. обратная связь

4-я неделя

Занятие 19

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Представь, что ты это можешь»

3. изотерапия «Рисование клубком»

4. обратная связь

Апрель

1-я неделя

Занятие 20

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Мир чувств»

3. изотерапия «Рисование истории»

4. обратная связь

2-я неделя

Занятие 21

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Сочинение истории с помощью предмета»

3. техника «Марания»

4. обратная связь

3-я неделя

Занятие 22

1. упражнение «Настроение»

2. упражнение «Стройка»

3. техника «Кляксография»

4. обратная связь

4-я неделя