Памятка "Страхи у детей и пути их преодоления"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Платонова Юлия Владимировна
  1. Что такое страх?

Страх - это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда он будет бояться уже на бессознательном уровне.


2. Откуда берутся страхи?

1) Конкретный случай, напугавший ребенка;

2) Особенности характера ребенка (закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей), физическая и психическая незрелость, болезненность);

3) Запугивающее воспитание («быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»);

4) Излишняя родительская опека: «Туда не ходи, там опасно», «Этого не трогай, порежешься» (внушенные страхи, ребенку передается повышенная тревожность родителей);

5) Суровые наказания или угрозы, авторитарное воспитание;

6) Ссоры между родителями;

7) Детские фантазии (часто их провоцируют страшные сказки, фильмы, мультфильмы, книги со страшными сюжетами, услышанные взрослые разговоры, компьютерные игры).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_strahi_u_detey_i_puti_ih_preodoleniya.docx59.82 КБ

Предварительный просмотр:

По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда он будет бояться уже на бессознательном уровне.

Что такое страх?

Страх - это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность.

Откуда берутся страхи?

1) Конкретный случай, напугавший ребенка;

2) Особенности характера ребенка (закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей, учителей), физическая и психическая незрелость, болезненность);

3) Запугивающее воспитание («быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»);

4) Излишняя родительская опека: «Туда не ходи, там опасно», «Этого не трогай, порежешься» (внушенные страхи, ребенку передается повышенная тревожность родителей);

5) Суровые наказания или угрозы, авторитарное воспитание;

6) Ссоры между родителями;

7) Детские фантазии (часто их провоцируют страшные сказки, фильмы, мультфильмы, книги со страшными сюжетами, услышанные взрослые разговоры, компьютерные игры).

Первая причина напрямую связана со второй и третьей - потому что не у всех детей травмирующий конкретный случай превращается в страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать - заберет Баба-Яга!»

По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда он будет бояться уже на бессознательном уровне. Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка.

Но самые распространенные - это внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки),которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи - упадешь», «Не бери - обожжешься», «Не гладь - укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

Вербальные и художественные упражнения

1.Нарисуй свой страх. 
Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?» 
2. Придумываем сказку. 
Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это. 
3. Придумываем и рисуем друга. 
Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит, 
скажите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать». 
4. Радуга силы. 
На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой. 
5. Где живет страх? 
Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко». 
6. Напугаем страх. 
Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение: 
Страх боится солнечного света, 
Страх боится летящей ракеты, 
Страх боится веселых людей, 
Страх боится интересных затей! 
Я улыбнусь, и страх пропадет, 
Больше меня никогда не найдет, 
Страх испугается и задрожит, 
И навсегда от меня убежит! 
Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши. 
7. Выкидываем страх. 
Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро. 
8. Если бы я был большой. 
Предложите ребенку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»
9. Отпускаем страх. 
Надуйте воздушные шары, дайте ребенку. Отпуская шар в небо, повторять; «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай». Пока шар улетает, повторять стишок. 
10. Угощу свой страх.
Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение по одной строчке:
Страх боится солнечного света, 
Возьму три килограмма плюшек, 
Конфет, пирожных и ватрушек, 
Печенья, шоколада, 
Варенья, мармелада. 
Лимонада и кефира, 
И какао, и зефира, 
Персиков и апельсинов, 
И чернил добавлю синих. 
Страх все это съест и вот, 
У него болит живот. 
Надулись у страха щечки, 
Разлетелся страх на кусочки. 
Когда ребенок повторит стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку..
11. Закапываем страх. 
Подготовьте коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из глины несколько плоских кругов. Спросите ребенка: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «меня не заберут из сада» и т.д.). Получив ответ, предложите закопать страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите ребенку нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф, запереть на ключ.
12. Волшебная палочка.
На острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха: 
Я все могу, ничего не боюсь, 
Лев, крокодил, темнота — ну и пусть! 
Волшебная палочка мне помогает, 
Я — самый смелый, я это знаю! 
Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой». 
13. Пальчиковый кукольный театр.
Разыграть сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов. 
14. Затопчем страх.
На полу расстелите три листа ватмана. В пластиковые тарелки налейте краски. Предложите ребенку наступить в краску и пройтись по ватману со словами; «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!» 
15. Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение: 
Упражнение-кричалка: 
Я хлопаю (хлопать в ладоши), 
Топаю (тonаю ногами), 
Громко рычу (произносить «р-р-р»), 
Страх прогоняю (махать руками)
16. Придумываем страшилку. 
Вы начинаете рассказ, а ребенок прибавляет по предложению. Например: «Была ужасная ночь ... На 
прогулку вышла большая собака... Она хотела кого-то укусить...» и т.д. Родитель должен закончить страшилку смешно; «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженого. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что oнa совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженого». 
17. Пишем волшебнику Добросилу.
Нарисовать свой страх и написать: «Волшебник Добросил, преврати мой страх в ... (глобус, конфету, радугу, стрекозу...). Письма запечатать в конверты. Принести ребенку ответ. 

Наш сайт: https://ds75.rchuv.ru/

Составители: педагоги-психологи

 Платонова Ю.В., Магина Н.Н.

МАДОУ «Детский сад №75» г.Чебоксары

Буклет для родителей

         http://det-sad1511.ru/upload/storage/strah.jpg

СТРАХИ У ДЕТЕЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

(рекомендации психолога для родителей)

Чебоксары  2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нарушения звукопроизношения у детей - дизартриков. Пути их преодоления"

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. При тяжелых нарушениях ...

Страхи у детей и пути их преодоления

Какие страхи есть у наших детей и как помочь их преодолеть?...

Страхи у детей и пути их преодоления

Какие страхи есть у наших детей и как помочь их преодолеть?...

Страхи у детей и пути их преодоления

Какие страхи есть у наших малышей? и как помочь им их преодолеть?...

«Об упрямстве детей и путях их преодоления»

Что означает упрямство? Можем ли мы осуждать ребенка за то, что в нем пробуждается желание показать другим свою силу, свою независимость? К чему должно стремиться разумное воспитание?...