Инвективная лексика как проблема формирования речевого общения детей и пути ее преодоления
статья по окружающему миру по теме

Попкова Наталья Викторовна

 «Даже врага воздержись обижать заочно бранью.»      Катон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_mat.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Инвективная лексика как проблема формирования культуры речевого общения детей и пути её преодоления»

Выполнила Попкова Наталья Викторовна

Воспитатель второй квалификационной категории

МДОУ «Орленок»

г. Куйбышев, 2008

Всем нам известно, что гораздо приятнее, когда тебя окружают  воспитанные, культурные люди. Хорошо, когда на вежливый вопрос ты получаешь вежливый ответ, когда, находясь в общественном месте, ты не слышишь грубой речи, нецензурных выражений.

Проблема бранных слов интересовала людей во все времена. Ещё Аристотель говорил: «Из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков.»

 «Даже врага воздержись обижать заочно бранью.»      Катон 

 «Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят.»   Екатерина II

«Обругать человека недолго, но и пользы от этого выходит немного.»  Д.Писарев

 Порой кажется, что бранные слова, мат заполонили все вокруг. Их слышишь почти всюду... Идут симпатичные девочки и хорошо одетые мальчики, и их речь густо пересыпана матерными словами. Собралась интеллигентная компания, и их общение тоже не обходится без "нецензурной" брани. Родители, разговаривая друг с другом, произносят мат «для связки слов», а рядом их дети. Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова. Детям свойственно слушать все вокруг. Мы часто не видим, как сами ведем себя, не замечаем, как сами же учим ребенка некоторым выражениям. Совершенно очевидно, что дети усваивают определённый словарь от товарищей по играм и непосредственно от нас. А затем спокойно передают их друг другу. Проблема бранных слов возникает года в 3-4. В этом возрасте ребёнок часто и охотно  употребляет слова, смысла которых он может и не понимать, но звучание или интонация произносимого ему нравится. Согласитесь, многие бранные слова весьма звучны, несут в себе эмоциональный заряд, то есть произносятся с чувством, и поэтому достаточно легко запоминаются. Помимо этого в них отсутствуют сложные звукокмплексы, т.е. их достаточно легко произносить.

Самое первое, что можем сделать мы, педагоги, -  это поговорить с родителями ребенка, дать подходящие советы, что-то порекомендовать, привести примеры. Например, что делать, если ребёнок говорит плохие слова:

  1. Не стоит делать вид, что ничего не слышите. Ребенку очень хочется продемонстрировать свои новые знания, и он будет повторять «плохие слова» до тех пор, пока не добьется реакции. А молчание будет расценено как разрешение на ругательства. Поэтому лучше сразу объясните ребенку, что это – неприличные слова, хорошие дети их не говорят. Говорите твердо. И сразу же постарайтесь переключить его внимание на другую тему. Любому ребенку важно, чтобы его считали хорошим, так что вполне вероятно, что его попытка шокировать родителей в будущем не повторится. 
    За каждое такое слово лишайте его любимого занятия (игр на компьютере, поедания конфет, просмотра мультфильмов). 
  2. Очень важно, чтобы ребенок не слышал подобных слов от окружающих, особенно от самых близких ему людей – его родителей. Иногда может понадобиться даже поменять круг общения. Следите за собственной речью. 
  3. Не стоит подробно выпытывать у ребенка, где он услышал это слово, откуда его знает и т.д. Так он еще больше акцентирует внимание на этих словах. 
  4. Очень плохо, если в его окружении есть дети, которые используют ненормативную лексику. Вероятно, что ребенок будет пользоваться теми же словами. В этом случае стоит проявить твердость. Скажите: «Я не хочу слышать таких слов!»

Почему ребёнок говорит плохие слова

Ненормативную лексику большинство людей используют в запале, когда эмоции бьют через край. Потому эти слова так притягательны для ребенка. Ему кажется, что это лучший способ выразить свои чувства: обиду, гнев, раздражение. Словарный запас ребенка очень мал. Поэтому, запрещая ребенку ругаться, нужно вместе  с ним найти замену бранным словам, искать  синонимы. Научите называть свои чувства. Покажите, что можно сказать то же самое, не менее эмоционально, но без мата. Например, «я рассердился» или «я в ярости».

  Чтобы помочь детям в таком выражении чувств в нашей группе имеется такая игра. Если ребёнок произносит или, что ещё хуже, выкрикивает, бранные слова, я интересуюсь, в чём дело. Если малыш не может объяснить словами,  достаю «мордашки» с изображением различных эмоций и прошу его выбрать ту, которая соответствует его состоянию. Затем мы с детьми подбираем эпитеты, подходящие к выбранной мордашке. Таким образом, мы всей группой находим слова, которые мог сказать ребёнок вместо произнесённого бранного слова.

 Иногда в группе наступает напряженная атмосфера. Например, когда дети устали, им хочется покричать, поругаться, посердиться. Тогда мы играем в игру «Назови меня …». Ребята встают в круг и по очереди называют друг друга овощами, фруктами, предметами одежды, мебели и прочими словами на заданную тему. Эта игра позволяет выплеснуть свои эмоции, не употребляя бранных слов.

Всегда можно объяснить ребенку, что люди, общающиеся с помощью неприличных слов, недостаточно воспитаны.

         В нашей группе имеется сосуд для плохих слов. Мы с ребятами договорились, что как только кому-нибудь захочется сказать нехорошее, бранное слово, он откупоривает сосуд, шепотом говорит и закрывает сосуд. После того, как сосуд «наполнится», мы его выбрасываем и у нас появляется новый, пустой. В течении полугода мы выбросили четыре сосуда, при чём от первого мы избавились уже через неделю, от второго- через три недели, от третьего – через месяц, от четвертого – через два месяца. А пятый живёт у нас уже три месяца и выбрасывать его мы пока не собираемся, потому что он наполовину пуст.

 Очень важно, чтобы у детей было как можно больше хороших, добрых игрушек. Сейчас выпускается очень много «говорящих» мягких игрушек. Если у ребёнка есть хотя бы одна игрушка, которая говорит, например, «Ты хороший», «Давай с тобой дружить», «Мне очень хотелось бы иметь такого друга, как ты», «Какая хорошая сегодня погода и как нам хорошо с тобой вместе» и подобные выражения, то своим товарищам малыш уже не станет грубить и называть их бранными словами.

 Подведём итоги.

        

                                                    Задачи

                                        Направления работы

                                                  Результат

Иногда мы не замечаем, какие выражения употребляем в порыве эмоций. Поэтому, если  малыш вдруг начал браниться, прежде всего вспомните, а сами-то вы какими словами реагируете, когда, например, нечаянно ударяете молотком не по гвоздю, а по пальцу, или на дороге нагло подрезают ваш автомобиль. Может, в это время ваше сокровище играет где-то рядом?

 Давайте же будем ценить окружающее нас прекрасное и обращать на это внимание наших детей.

Цель.

Воспитание личности ребёнка как грамотного

коммуникативного человека

Формирование у детей

нормативной

литературной речи

Развитие интереса

и любви к словотворчеству

как основе речи

Учить общаться, строить

диалог на основе

нормативной лексики

Работа с

родителями

Работа с

детьми

Работа с

коллегами

Беседы, советы,

методические

рекомендации

Беседы, игры,

чтение

художественной

литературы

Беседы, игры,

чтение

художественной

 литературы

Педсоветы,

семинары-

практикумы

Искоренение из речевого

общения детей

нецензурных выражений,

самоконтроль за речью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование речевого общения детей в процессе организации работы парами и малой подгруппой».

Консультация для воспитателей по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности детей старшей группы (лексико-грамматической стороны речи)

Перспективное планирование в старшей группе для детей с ОНР I и II уровня , разработано по программе Н.В. Нищевой. Перспективное планирование отличается тем, что из него исключены обучение грамоте и о...

Формирование речевого общения детей с ОВЗ в предметно-практической и трудовой деятельности в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми

ТЕМА «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗВ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ  И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЛОКЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ»(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)...

Система работы воспитателя по активизации речевого общения детей в раннем возрасте путем ознакомления с фольклором

Система работы воспитателя по активизации речевого общения детей в раннем возрасте путем ознакомления с фольклором...

Консультация «Проблемы речевого развития детей и пути их решения»

Речь – это явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок...

Проблемы в речевом развитии детей раннего возраста и пути их решения

Важнейшее средство человеческого общения — это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей раннего возраста в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта обща...