Проблемы в речевом развитии детей раннего возраста и пути их решения
статья по развитию речи (младшая группа)

Карпунина Елена Георгиевна

Важнейшее средство человеческого общения — это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей раннего возраста в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач: расширение, обогащение и активизация словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование правильной разговорной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И

ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей раннего возраста в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

  • расширение, обогащение и активизация словаря;
  • воспитание звуковой культуры речи;
  • формирование правильной разговорной речи.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что при обследовании детей,       поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное речевое развитие.

Условно детей можно разделить на три группы:

             - дети, у которых речь совсем отсутствует;

- дети, которые говорят отдельными словами;

- дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная        и с грамматическими ошибками.

И лишь несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь, соответствующую нормам орфоэпии и понятную окружающим.

Проблемы развития речи детей раннего возраста:

  1. В речи ребёнка много императива (глаголов повелительного наклонения).
  2. Употребляет в речи слова - «паразиты», сленг, нецензурную лексику.
  3. Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами.
  4. Не вступает в речевой контакт с взрослыми или с другими детьми.
  5. Не принимает участие в беседе или не повторяет слова при разучивании стихотворного текста.

Задачи работы по развитию речи детей раннего возраста:

  1. Специальная организация внешней среды,         наличие пособий, способствующих сенсорному развитию детей. Меры по формированию более устойчивого внимания с постепенной активизацией внимания произвольного (роль внимания значительна в психической деятельности детей и является одним из важных условий их развития).
  2. Укрепление слуха и способности слухового сосредоточения (как существенное условие развития речи) Обогащение восприятия и расширение ориентировки в окружающем (благотворное влияние этих факторов на развитие речи).
  3. Создание необходимых условий для развития игровой деятельности (игра требует максимально возможного применения речи).

Пути решения проблем развития речи детей раннего возраста:

  1. Обеспечить детей различными (в зависимости от возраста) игрушками, дидактическими пособиями (их активное, целенаправленное использование развивает речь).
  2. Симулировать общение с малышами в семье и в детском саду.
  3. Постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определённым правилам.
  4. Создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния воспитанников.
  5. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей.
  6. Проводить занятия по развитию речи и расширению круга представлений: организованное наблюдение, показы-инсценировки, рассказывание по картинкам, беседы.
  7. Поддерживать самостоятельную деятельность детей.
  8. Использование фольклора является непременным условием при работе по развитию речи у детей раннего возраста.

Что необходимо учитывать педагогам в процессе подготовки к чтению малых жанров фольклора?

Иметь книги с малыми жанрами фольклора, иллюстрированными художниками, мастерами книжной графики.

Если малыши не адаптированы к чтению книги, то знакомство их с малыми жанрами фольклора педагог начинает с рассказывания и одновременного проведения игровых действий.

Детям часто нравится, когда им не просто читают текст потешки, а поют его. Характерная особенность жанра потешек - особое подчеркивание художественной природы языка, словесная игра, стремление к выявлению забавного, яркого в звучании слов.

После того, как дети научатся соотносить текст потешки с игровым действием, педагог устраивает знакомство с книгой: приглашает к ней в гости в книжный уголок группы.

При рассматривании иллюстраций воспитатель выделяет характерные для данного изображения и текста потешки детали, акцентирует на них внимание детей, вовлекает их в беседу, а потом в игровое действие.

Создав ситуацию, в которой дети словно очутились среди героев хорошо известных им произведений, педагог предлагает каждому ребенку взять в руки книгу и проговорить вместе с ним, кого они увидели.

Как осуществлять чтение малых жанров фольклора?

- Воспитатель называет жанр художественного произведения, автора (если есть), название.

- Рассказав или прочитав потешку, педагог показывает малышам иллюстрации к ней.

- Педагог помогает детям вспомнить и назвать всех персонажей с опорой на иллюстрацию в книге или на листе из альбома.

- Чтение потешки должно быть многократным.

            - Инсценировка произведений малых жанров фольклора.

Основная задача предложенной методики - помочь воспитателям, работающим с большой группой детей, многие из которых впервые пришли в детский сад, сделать так, чтобы ежедневное пребывание ребенка вдали от родных и близких, стало не тоскливым и безнадежным времяпрепровождением в стенах общественного учреждения, а наполнилось яркими впечатлениями, в том числе и в результате встречи с необыкновенными друзьями - героями детских книг.

В инсценировках потешек воспитатели могут использовать различные виды кукольных театров. Путем создания игровых ситуаций при показе мини спектаклей необходимо создать следующие условия:

- для проговаривания детьми слов художественного произведения во время просмотра;

- для общения малышей со взрослым, который от лица участника спектакля обращается к ним;

- для игр детей с персонажами инсценировки после просмотра спектакля.

После чтения, инсценировки художественных произведений педагог в разных формах непосредственно образовательной деятельности организует игры детей с игрушками, героями спектаклей. Там же он проводит беседы с детьми. Целью таких бесед является - определить, как была воспринята сказка или другое художественное произведение, какое герой больше всего запомнился и т.д.

Таким образом, фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности. Это богатейший материал для развития культуры речи. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной партнерской деятельности детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Возможные проблемы речевого развития детей раннего возраста"

Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста с речевыми нарушениями. Материал содержит названия причин, которые в дальнейшем могут привести к речевым расстройствам....

Проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены...

«Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...

"Проблема речевого развития детей раннего возраста"

Как мы все знаем , что в раннем возрасте у детей закладываются все особенности  личности, а  также определяется качество дальнейшего психологического и физического развития....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

консультация «Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...