"Проблема речевого развития детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Моисеева Татьяна Георгиевна

Как мы все знаем , что в раннем возрасте у детей закладываются все особенности  личности, а  также определяется качество дальнейшего психологического и физического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

"Проблема речевого развития детей раннего возраста"

Как мы все знаем , что в раннем возрасте у детей закладываются все особенности  личности, а  также определяется качество дальнейшего психологического и физического развития. Если в этом возрасте проигнорировать особенности развития ребёнка , то это может  неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни. Хочу обратить внимание на проблему речевого развития детей раннего возраста. Речь не является  врождённой  способностью у человека , она развивается в процессе онтогенеза с физическим  и умственным развитием ребёнка, и служит показателем его общего развития. Благодаря речевой практике , которая формируется под влиянием обращённой речи взрослых, развитие речи у детей напрямую  зависит от нормального речевого окружения, воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни малышей .Задержка появления первых слов у ребёнка , нарушение речи может быть при непродуманных  и  неграмотных действий или бездействий родителей и  воспитателей.

Думаю, что для дальнейшего полноценного развития ребёнка по - прежнему остаётся правильная речь .Эта проблема остаётся одной из актуальных в теории и практике психологии,  играет значительную роль в адаптации и социализации детей, развитие которых должно соответствовать требованиям современного общества.

Каждому человеку необходимо совершенствовать свою речь, изучать богатства языка. На детский возраст - его дошкольный  и школьный периоды приходятся наиболее важные ступени в овладении речью. И именно ранний возраст характеризуется периодом интенсивного развития ребёнка и в том числе речевого.

Многие зарубежные и отечественные учёные занимались проблемой изучения особенностей речи, разработкой практических и теоретических вопросов , касающихся именно развития речи детей третьего года жизни это : Л.Н.Леонтьев; В.Штерн; Р.С Рубинштейн;   М.И. Лисина;  А.В.Запорожец и другие.

Ведущая деятельность детей и социальная ситуация развития изменяется , считается именно в этом возрасте от 1 до 3 лет таким видом деятельности ребёнка раннего возраста становится  - предметная, а  ситуативно - деловое общение со взрослым становится формой и средством организации этой предметной деятельности в которой ребёнок осваивает общественно - выбранные действия с предметами. Поэтому в манипуляциях ребёнка взрослый становится не просто " источником предметов" , а является главным участником его деятельности и образцом для подражания.

В данном возрасте ведущая роль в развитии речи детей принадлежит взрослым. от культуры речи нас с вами т.е  взрослых зависят достижения детей в овладении языком. Важным является то,  насколько взаимно и доброжелательно происходит общение взрослого и с ребёнком с самого начала. С годами потребность в общении возрастает всё больше , и в этом случае речь , как и другая любая функция , формируется и развивается только в том случае , если она востребована.Благодаря грамотному общению со взрослым  , речь ребёнка развивается и становится средством мышления, средством овладения своим поведением и с этой целью были разработаны рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по дальнейшему формированию детской речи.

Рекомендации для воспитателей:

1. Совершенствовать активную речь детей - обогащать словарный запас, пользуясь всеми частями речи, совершенствовать грамматический строй речи. улучшать её произношение и эмоциональную выразительность.

2. Обеспечить дальнейшее понимание речи окружающих - умение понимать будущее, прошедшее, понимать смысл речи не только при наглядной ситуации, но и вне её.

3. Расширять ориентировку в окружающем.

4. Расширять пользование речью - уметь передать словами свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них, расширять поводы и мотивы речевого общения со взрослыми и сверстниками.

5. Воспитывать навыки культурной речи - говорить не громко. не спеша, совершенствовать произношение.

6. Улучшать восприятие речи и слуховое внимание - умение хорошо слушать . что говорит взрослый,  прослушав небольшой рассказ, сказку или стихотворение., различать звуки.

7.  Развивать способность к обобщению, формировать у детей элементарные представления и понятия о явлениях природы, жизни животных, некоторых доступных  пониманию  детей  явлениях общественной жизни, труде взрослых. времени, числе, назначении предметов. пространственных отношениях.

8. Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики путём  согласования  ритма движений со стихотворным ритмом, выполняя при этом упражнения как правой так и левой рукой.

Для реализации этих рекомендаций нам с вами прежде всего необходимо использовать естественные условия жизни и взаимоотношения с детьми во время игры, прогулки, кормления, подготовки ко сну Необходимо обогащать  чувственный опыт детей доступными впечатлениями и правильной организацией их самостоятельной деятельности. Рассматривая картинки или наблюдая совместно с детьми за каким - либо явлением, действием необходимо не только называть отдельные предметы и действия но и объяснять их устанавливать связь между отдельными фактами, определять свойства и назначения предметов.

От того насколько правильно и своевременно идёт речевое развитие ребёнка, зависит развитие других высших психологических функций, что в свою очередь. определяет эффективную социализацию ребёнка, возможность его обучения в школе, полноценное дальнейшим получение необходимых знаний, умений, навыков. для последующей взрослой самостоятельной жизни.

Таким образом , чем чаще мы с вами будем разговаривать с ребёнком, разумеется не переутомляя  его  и доступным , правильным языком, рассказывать ему сказки. потешки ,играть, тем скорее он овладеет правильной речью!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Возможные проблемы речевого развития детей раннего возраста"

Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста с речевыми нарушениями. Материал содержит названия причин, которые в дальнейшем могут привести к речевым расстройствам....

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

«Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...

"Проблема речевого развития детей раннего дошкольного возраста: теоретический аспект".

Раннее детство рассматривается в педагогической и психологической литературе как ключевой этап развития человека, определяющий успешность физического, психологического, эмоционального, социального раз...

Проблемы в речевом развитии детей раннего возраста и пути их решения

Важнейшее средство человеческого общения — это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей раннего возраста в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта обща...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

консультация «Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...