ПРОБЛЕМЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
материал

Ананьева Аня Владимировна

Важнейшее средство человеческого общения — это язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_v_rechevom.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Важнейшее средство человеческого общения — это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей раннего возраста в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

• расширение, обогащение и активизация словаря;

• воспитание звуковой культуры речи;

• формирование правильной разговорной речи.

При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное речевое развитие. Условно детей можно разделить на три группы: - дети, у которых речь совсем отсутствует;

- дети, которые говорят отдельными словами;

- дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.

И лишь несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь, соответствующую нормам орфоэпии и понятную окружающим.

Проблемы развития речи детей раннего возраста :

1. Употребляет в речи слова - «паразиты», сленг, нецензурную лексику.

2. Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами.

3. Не вступает в речевой контакт со взрослыми или с другими детьми.

4. Не принимает участие в беседе или не повторяет слова при разучивании стихотворного текста.

Задачи работы по развитию речи детей раннего возраста : • Специальная организация внешней среды, наличие пособий, способствующих сенсорному развитию детей. Меры по формированию более устойчивого внимания с постепенной активизацией внимания произвольного (роль внимания значительна в психической деятельности детей и является одним из важных условий их развития).

• Укрепление слуха и способности слухового сосредоточения (как существенное условие развития речи) Обогащение восприятия и расширение ориентировки в окружающем (благотворное влияние этих факторов на развитие речи).

• Создание необходимых условий для развития игровой деятельности (игра требует максимально возможного применения речи).

Пути решения проблем развития речи детей раннего возраста :

1. Обеспечить детей различными (в зависимости от возраста) игрушками, дидактическими пособиями (их активное, целенаправленное использование развивает речь).

2. Симулировать общение с малышами в семье и в детском саду.

3. Постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определённым правилам.

4. Создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния воспитанников.

5. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей.

6. Проводить занятия по развитию речи и расширению круга представлений: организованное наблюдение, показы-инсценировки, рассказывание по картинкам, беседы.

7. Поддерживать самостоятельную деятельность детей.

8. Использование фольклора является непременным условием при работе по развитию речи у детей раннего возраста.

9. Иметь в библиотеке детского сада книгу с малыми жанрами фольклора, иллюстрированную художниками.

10. Детям нравится, когда им не просто читают текст потешки, а поют его.

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной партнерской деятельности детей раннего возраста.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает :

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

- создание дополнительных услуг по развитию речи детей;

- изучение состояния устной речи детей;

- участие родителей в речевом воспитании детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- так сказал Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, забочусь в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. В группе есть наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе оформлен речевой уголок. Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

На занятиях большое внимание уделяю развитию словаря, провожу систематическую работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражено в календарных планах воспитателя.

Использую разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

Организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ

Литература

1. Борисенко М. Г. Бегаем, прыгаем, лазаем. - С-Пб. : Паритет, 2005.

2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. – М., 2004.

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. - Мозаика–Синтез, 2002.

4. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. - М. : Айрис–пресс, 2005.

5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Возможные проблемы речевого развития детей раннего возраста"

Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста с речевыми нарушениями. Материал содержит названия причин, которые в дальнейшем могут привести к речевым расстройствам....

Проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены...

«Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...

"Проблема речевого развития детей раннего возраста"

Как мы все знаем , что в раннем возрасте у детей закладываются все особенности  личности, а  также определяется качество дальнейшего психологического и физического развития....

Проблемы в речевом развитии детей раннего возраста и пути их решения

Важнейшее средство человеческого общения — это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей раннего возраста в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта обща...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

консультация «Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...