Главные вкладки

    Формирование речевого общения детей с ОВЗ в предметно-практической и трудовой деятельности в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми
    статья (средняя группа) по теме

    Егорова Алла Петровна

     

    ТЕМА «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

    В ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ  И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЛОКЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ»

    (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rez_obshenie.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДОКЛАД  НА ТЕМУ:

    ТЕМА «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

    В ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ  И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЛОКЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ»

    (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)


      Речевое общение это одна из главных человеческих потребностей и  ребенка с ОВЗ этому необходимо учить. Общение это более широкое понятие, чем устная речь. Оно предполагает восприятие и понимание речи, реакцию на речь окружающих, умение соблюдать очередность в разговоре. Общение позволяет ребенку удовлетворять свою потребность, выражать пожелания, сначала жестом, позже словом и фразой.  Детям с ОВЗ самостоятельно справиться с языковыми трудностями сложно.

       Многие дети, поступающие в нашу группу,  являются практически не говорящими и свою работу мы начинаем с установления тесного эмоционального контакта с ребенком. Различными приемами побуждаем ребенка к общению, но не принуждаем, чтобы не вызвать негативизм. Учим детей внимательно слушать речь окружающих и вести общение пока на уровне звукоподражаний или с помощью слов заменителей (машина - би-би, собака - ав, ав, кошка - киса). Одновременно ведем работу над пониманием речи , учим, что сообщить об удовлетворения своих нужд  можно жестом, звуком или словом . Всю работу проводим в игровой форме с опорой на конкретную ситуацию и наглядно предметные действия. Всеми способами стимулируем подражание в действиях, в речи и на его основе формируем отражательные действия: «сделай как я» (покачай куклу, покатай мяч, нарисуй дорожку, слепи шар). Стараемся не перегружать пассивный словарь неговорящих детей и не загромождать его малопонятными словами. Стремимся, чтоб ребенок сначала показал (это легче), а затем назвал предмет или действие в конкретной ситуации, в которой он находится в данной момент.

      Развивать речь не включая ее в ту или иную деятельность невозможно. Задача, которая стоит перед воспитанием  - это не столько сообщение детям новых слов и требование их повтора, сколько использование речи как необходимого и значимого средства той или иной деятельности - игры, конструирования, решения практических и трудовых задач. Развитие этих форм деятельности ведет к развитию их главного средства - речи.

      Но что же делать, если ребенок существенно отстает в развитии, если словарный запас беден, он не умеет слушать других и выражать свои мысли? Здесь должна выступать опережающая инициатива взрослого. Воспитатель дает образец того обращения, которым ребенок еще не владеет, он ведет ребенка за собой, включает его в общение, делает его привлекательным и главное необходимым для самого ребенка. Стараемся разговор основывать на конкретных предметных действиях. Для этого подходит любая продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, труд. В процессе самой деятельности дети знакомятся с новыми понятиями, учатся наблюдать, сравнивать, выражать словами оценку деятельности.

      В формировании трудовой направленности детей, важную роль играет  использование песенок, потешек. Например, чтобы вызвать радостное настроение у детей, сопровождали процесс умывания словами потешек: «Чистая водичка, моет Сане личико, Анечке ладошки, а пальчики Антошке» Или: «Водичка, водичка умой мое личико», дети с удовольствием начинают повторять потешки и песенки, у них появляется желание умываться, мыть руки.

      Общаясь с детьми, вовлекая их в трудовой процесс, даем посильные поручения: принести в маленькой лейке воду, протереть листья растений, полить цветы, сопровождая действия словами: «Лей водичка лей, пей цветочек пей» и многие другие трудовые поручения. Привлекаем  детей к  труду («мытье игрушек, растений, расчесок, стирка кукольного белья и т.д.), при этом все действия  проговариваются. Слово взрослого помогает ребенку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.

       В процессе совместной деятельности трудовой или игровой  - учим детей взаимодействию друг с другом, учим устанавливать контакт, оказывать помощь товарищу. Наблюдения показывают, что во время совместного выполнения заданий «оживают» даже неговорящие дети, а у говорящих возникают диалоги. На занятиях учим детей не молча выполнять задания, а сопровождать свои действия словами. Неговорящие дети слышат речевое сопровождение действий говорящих.

    Речь становится слепком с их деятельности и они начинают понимать, для того чтобы играть, общаться с другими необходимо разговаривать сними, стараться чтобы тебя поняли. Таким образом,  пассивная речь детей переходит в активную.

    При проведении совместной работы с детьми стараемся, придерживаться следующих  правил:

     1.При планировании выбираем конкретные задачи и доступные детям в их выполнении.

     2.Речевой материал согласовываем с дефектологом.

    3. Не торопиться, дать время ребенку на ответ. Терпеливо слушаем и ждем.

    4. Ведем за детьми наблюдения, чтобы понять, что их больше интересует, какой вид деятельности, какая игрушка и начинаем работу именно с этого.

    5. Все время следим за концентрацией внимания. Если видим, что ребенок отвлекается, не реагирует на действия воспитателя, прерываемся, позовем по имени или прикоснемся к нему.

       Играя с игрушками, выполняя посильные действия, дети познают мир, обогащается их словарь не отвлеченными понятиями, а конкретными. Предмет, действия с ним и словесное оформление переплетаются и дополняют друг друга, делают понятия более доступными  ребенку с ОВЗ. Ведя  ребенка за собой,


    приглашаем к совместным игровым или трудовым действиям с предметом, побуждаем совершать действия по очереди,  при этом называем свои действия и побуждаем его повторить. А, подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в речи, а со временем слова и предложения. Для того чтобы ребенок захотел говорить, слова должны быть ему понятны, а материал интересен, только в этом случае можно научить общению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста по теме: «Зимушка – зима».

    Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста по теме: «Зимушка – зима»....

    формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную деятельность воспитателя с детьми

    Данный материал содержит обобщение опыта работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную деятельность воспитателя с детьми. В приложении ...

    Блок совместной деятельности воспитателя с детьми "Желтый урок"

    Цели: Обогащение детей знаниями для создания целостной картины мира; создание условий для творческой работыЗадачи:Формирование представление детей о цвете, звуке, движении. А также их различных  ...

    Совместная деятельность воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Кто заботится о детях в детском саду» Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель:     •    Создать условия для получения детьми знаний по теме «Кто заботится  о детях в детском саду».  Формирование эмоционально – положительного отн...

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по трудовому воспитанию дошкольников

    В данной работе рассматриваются некоторые аспекты формирования положительного отншения ребенка к труду...