Медико – педагогическое совещание «Социализация детей раннего возраста»
календарно-тематическое планирование по психологии (младшая группа)

Тихонова Жанна Леонидовна

МПС в ДОУ по адаптации детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey_rannego_vozrasta.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Медико – педагогическое совещание

«Социализация детей раннего возраста»

Ход МПС

  1. С актуальностью темы познакомила Тихонова Ж.Л. – воспитатель группы детей раннего возраста №1.

«Каков ребенок в игре, таким он во многом будет в

работе, когда вырастет».

А. С. Макаренко

         Проблема социального развития детей дошкольного возраста очень актуальна, т. к. основной установкой ФГОС дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывая тем самым возможности позитивной социализации дошкольника. Социализация детей раннего возраста довольно длительный и многоплановый процесс. При более успешном протекании адаптационного процесса ребёнок пытается принимать на себя определённую роль, отображаемую обществом и постепенно, шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. В педагогике такие особенности называются факторами социализации.

          В раннем возрасте (1 год — 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; общение со взрослым и совместные игры с сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), (ложка, совок, лопатка, лейка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность».

       Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в  этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими  сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к  культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального   становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

        В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание»,  «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это процесс формирования и   развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей   деятельности.

         Ранний возраст это период «социальной беспомощности» ребенка и в это

время очень важна поддержка и помощь семьи. В семье осуществляется первый

адаптивный период социальной жизни человека, от которого зависит результат

развития личности в интересах его и общества, к которому они принадлежат. Социализация детей раннего возраста в ДОУ зависит от качественного сотрудничества родителей и педагогов ДОУ. Если совместные усилия воспитателей и родителей дают малышу защиту, эмоциональный комфорт и насыщенную жизнь в    детском саду и дома, то адаптация детей будет оптимальной.

          Одним из условий успешной социализации детей раннего возраста в ДОУ

является единство требований к ребенку и воздействий на него в детском саду и

семье.

     С приходом ребенка в   дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня,   отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению,  постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого   неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно,  создавая для него стрессовую ситуацию.

       Таким образом, необходимо отметить, что процесс ранней социализации состоит в том,  чтобы ребенок привык к тем ограничениям, которые необходимы при пребывании в   коллективе вообще и в коллективе сверстников в частности.

  1.  Малыши приобретают определенный социальный опыт через игровую деятельность.  

Выступление Фуниковой С.Н., воспитателя гр.№3

       Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным

состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной

деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все   психические процессы протекают наиболее активно.

      Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой  ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку,   имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно   повторяется.

       Основным содержанием, как и в предметной игре, являются разнообразные   действия с предметами. Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная, или  как игра «рядом». Действия с предметами, игрушками осуществляются каждым из   играющих самостоятельно, и основания для объединения у них еще нет.

Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого.

Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя ту или иную роль. Это дает   возможность объединить нескольких детей для совместной игры. А роль, которую    воспитатель берет на себя, служит примером для подражания.

Ролевое участие   воспитателя в играх малышей может быть направлено также на обогащение замысла и   игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им   действия с теми или иными игрушками.

Среди игрушек, которые мы даем малышам, есть куклы, мишки, клоуны, зайцы, есть  игрушечная мебель, посуда и т. п.

 Занятия его с игрушками в   начале второго года довольно примитивны. Может показаться, что малыш убаюкивает   куклу, укладывает ее спать. Но нет — просто он повторяет за взрослым действия,  показанные ему.

  1. О роли дидактических игр в социализации детей раннего возраста рассказала Тарутина Е.В., воспитатель гр.№3

       С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с    воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их    высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много    новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

        Дидактические игры являются наиболее соответствующей формой обучения, когда   ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый   считает необходимым ему дать. Поэтому в наших группах все занятия – это игры (чтение  различных  потешек, занятия с куклой Катей, «Кто как кричит?», «Диванчики для   матрешек» и т.д.) Дидактические игрушки в нашей группе находятся в доступном для    детей месте, и они с удовольствием в них играют: это матрешки, пирамидки, башенки, кубики и др.

         Дидактические игры в группах раннего возраста являются также методом обучения    детей сюжетно – ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить    правила игры, развернуть ее сюжет.

       Самостоятельная игра детей является одним из важнейших путей воспитания

ребенка раннего возраста. В самостоятельной игре ребенок совершенствует то, чему мы   научили его на занятиях. В самостоятельных играх инициатива в выборе игрушек,  содержания игры зависит от самого ребенка, хотя взрослый следит за игрой и по мере   необходимости руководит ею. Мы отмечаем для себя, что после проведения ряда занятий    многие дети в самостоятельной игре воспроизводят показанные нами действия.

- Заворачивают куклу в одеяло, укладывают спать в кровать, кормят, катают в коляске.

- Строят домик для петушка, строят из кубиков и кирпичиков различные постройки

(дорожку, гараж, ворота и др.).

           Елена Валерьевна поделилась опытом в изготовлении дидактических игр в гр.№3, в рамках выставки «Копилка педагогических идей».

  1.  Игры для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики, выступила Иванова Е.Н., воспитатель гр.№1  

       Игры по сенсорике обогащают чувственный опыт детей. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок  начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, одни предметы твердые,   другие мягкие, одни тяжелые, другие легкие и т.д. При действиях ребенка с предметами   они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов:  гладкие,  шершавые, пушистые т.д. Различна и окраска предметов – дети чувственно

воспринимают различные цвета.

     Елена Николаевна   представила  игры по сенсорному развитию, сделанные воспитателями  гр.№1 в течение года в рамках выставки «Копилка педагогических идей».

  1. Педагоги обсудили особое  значение в социализации детей подвижных игр.

       

        С момента рождения ребенок стремится к движению. Дети   познают мир, ползая, лазая, бегая и т.д. Подвижные игры – хорошая профилактика   плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в   детском возрасте и вызваны недостатком физической активности. Подвижные игры   проводим в группе («Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Курочка и цыплята» и другие). Подобные   игры хорошо включать в воображаемые ситуации. Например, дети могут кружиться как   снежинки, прыгать как зайчики, топать как медведи, тянуть ручки вверх как цветочки к   солнышку и пр.  Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся   слова стихотворений, приятные телесные ощущения – все это располагает детей к   продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.

      Через игру ребенок лучше усваивает и воспринимает советы, поучения, напоминания и объяснения. Он  более  положительно воспринимает обращения взрослого именно в  процессе игры.

     Дети очень любят и ценят совместные игры со взрослыми. Благодаря игре можно    улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные   качества.

Решение МПС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные народные игры как способ развития моторики, воображения и помощь в социализации детей раннего возраста

тексты колыбельных, народных игр, считалок и потешек формируют полную и образную картину мира. даже когда ребенок подрастет, ему по-прежнему будут интересны привычные стишки и присказки. Пусть традици...

Традиционные народные игры как способ развития моторики, воображения и помощь в социализации детей раннего возраста

Тексты колыбельных, народных игр, считалок и потешек формируют полную и образную картину мира. даже когда ребенок подрастет, ему по-прежнему будут интересны привычные стишки и присказки. Пусть традици...

Социализация детей раннего возраста

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контак...

Социализация детей раннего возраста

Социализация - это процесс постижения правил и обычаев общества. В данной статье рассказывается о том как научить различать подобающее и неприемлимое поведение, как направлять ребенка, что делать в сл...

Презентация. Социально-педагогический проект. " Социализация детей раннего возраста через театрализованную деятельность".

Предлагаемая презентация отражает совместную работу социального педагога и воспитателя группы раннего возраста, в образовательной области: "социализация детей раннего возраста", раскрывая проблематику...

Повестка дня. Выступление на совещании "Социализация детей дошкольного возраста в условиях организации ранней профориентации. Взаимодействие с родителями

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста. «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию ранней профессиональной ориен- тации у дет...

Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”

Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....