"КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТНР"
презентация к уроку по психологии (подготовительная группа)

Кретинина Юлия Юрьевна

Младшие дошкольники еще находятся во власти предметной ситуации и их действиями управляют попавшиеся под руку предметы. Ребенок, который бежит то за камушками, то за листиками, то за кошкой, действует вовсе не по своей воле, а по "принуждению" окружающих вещей и обстоятельств. И задержать стереотипную реакцию на эти обстоятельства для него очень непросто, пусть даже надо только сидеть на месте: ведь удержаться от соблазна без специальных усилий невозможно. А прилагать усилия, чтобы преодолеть свои побуждения, он не умеет, да и не очень хочет.

Главное в управлении своим поведением - уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять собой.

В дошкольном возрасте произвольное поведение - это прежде всего умение преодолевать зависимость от того, что ребенок воспринимает здесь и сейчас.

Для маленьких детей притягательны любые вещи или предметы. Ребенок не может быть равнодушным к окружающим его предметам и явлениям, особенно если они новые и интересные. Если малыш видит куклу, он непременно подойдет к ней и возьмет в руки; если на столе лежит конфета, он потянет ее в рот; если в комнате есть лестница, он, скорей всего, заберется на нее. Сами вещи, находящиеся в поле зрения ребенка, как бы диктуют ему, что надо делать, т. е. окружающая ситуация руководит движениями и действиями малыша.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проблемы формирования произвольности поведения у детей с тяжелыми нарушениями речи» Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №34» Кретинина Ю.Ю.

Слайд 2

«Понятие произвольности» Формирование произвольности является актуальной задачей всего дошкольного периода. Поэтому и поведение его спонтанно, внимание удерживается яркими моментами, объектами, событиями, желания изменчивы, деятельность зависит от интереса, удержать который нелегко. Роль произвольности велика и недаром ее определяют как одну из предпосылок учебной деятельности.

Слайд 3

«Развитие произвольности» Психофизиологическая. Умение регулировать свое поведение, тесно связанос созреваниемлобных отделов головного мозга. Социальная. Становление произвольности происходит с приобретением игрового, деятельностного опыта.(иными словами-воспитанием) Основной чертой произвольного поведения является его осознанность .

Слайд 4

«Пути формирования произвольности» Произвольность внимания -это умение направлять свое внимание и удерживать его на необходимых в данный момент предметах и явлениях, не отвлекаясь на более яркие. Произвольность восприятия -умение самостоятельно, целенаправленно наблюдать, выделять наблюдаемый объект, событие из массы других. Произвольность памяти -умение самостоятельно поставить цель, запомнить и вспомнить. Произвольность поведения -умение управлять своими поступками и настроением .

Слайд 5

«Основные средства формирования произвольности у ребенка» Речь - как средство саморегуляции Беседы Подведение итогов занятий Связь в сознании ребенка прошлых событий с настоящими Игра - как школа произвольного поведения Точки опоры для управления поведением

Слайд 6

«Полноценное общение со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности для формирования и развития произвольности» Игры и правила Суть педагогической поддержки игры Вопросы взрослого, включенные в деятельность ребенка, направленные на осознание действий и состояний. Усвоение норм и правил в игре, общении, воспитании, обучении на протяжении всего дошкольного периода .

Слайд 7

«Виды внимания» Выделяют три вида внимания: Непроизвольное внимание не требует усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым или интересным раздражителем. Произвольное внимание характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Основные свойства внимания: Устойчивость, Концентрация Распределение Переключение Объем .

Слайд 8

«Становление произвольной регуляции у детей с ТНР» Наличие у ребенка выраженных нарушений речи негативно сказывается на становление произвольной регуляции поведения: Неумение определить конкретных целей при выполнении задания; Трудности в поиске средств для достижения цели; Проблемы в алгоритме выполнения и последовательности. Процесс формирования произвольности довольно длительный и непростой. В первую очередь необходимо направить работу на повышение концентрации, распределение внимания, а так же формирование волевой сферы.

Слайд 9

«Экспериментальная ситуация « КОНСТРУКТОР » Эта ситуация представляет собой игру в стройку, в которой принимают участие два ребенка. Строят по очереди сначала один, потом другой. Тот кто сейчас не строит должен работать «сторожем», он будет охранять детали и выдавать их по одной, когда попросит строитель. Испытуемый тот ребенок, который ожидает своей очереди. После 5 минут такой игры дети меняются ролями, и сторож становится строителем.

Слайд 10

Игры и Упражнения

Слайд 11

«Экспериментальная ситуация « Рисунок » В ситуации участвуют шесть детей, у каждого из них лист бумаги и один на всех набор карандашей. Психолог предлагает детям нарисовать, что и как они хотят, но так, чтобы вовремя начать и закончить рисунок. Каждому отводится одна минута и все рисуют по очереди, шестой ребенок (он испытуемый) он ждет 5 минут. Для оценки развития произвольности центральным моментом является время, которое ребенок способен сдерживать свое непосредственное желание.

Слайд 12

Концентрация Внимания

Слайд 13

Развитие речи и моторика

Слайд 14

Произвольная память

Слайд 15

Пособия по работе с детьми с ТНР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Мастер-класс "Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста".

Формирование произвольности поведения лежит в основе многих процессов дошкольного детства. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных средств развития произвольности поведения. Я ...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6-7 лет...

Проблемы формирования произвольности поведения у детей.

Консультация для педагогов "Проблемы формирования произвольности поведения у детей" поможет педагогам и родителям научить ребенка управлять своим поведением сознательно. В психологии такое умение назы...

Коррекция произвольных движений у детей 4-5 лет, страдающих невротическим заиканием

Хочу поделиться статьёй учителя-логопеда Антонец Н.В., в которой она предлагает план проведения логоритмических занятий с детьми с заиканием....

Методическая разработка по теме: " Методы и приёмы по развитию и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данный материал содержит описание приёмов по развитию произвольного внимания. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечают недостаточное развитое произвольное внимание. Набл...