«Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ»
занимательные факты по психологии

Сказкотерапия для дошкольников с ОВЗ является самым эффективным методом, направленным как на всестороннее развитие малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ»

Сказкотерапия для дошкольников с ОВЗ является самым эффективным методом, направленным как на всестороннее развитие малыша.

Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Детям в возрасте от 1-го до 4-х лет подходят произведения, где главными героями выступают животные. Малышам от 5-ти до 6-ти лет можно уже читать сказки с несуществующими персонажами, такими как феи, гоблины и прочие. 

Виды сказок использующихся в сказкотерапии:

-дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.

 -психологическая сказка - предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.

 -художественная сказка - знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.

 -диагностическая сказка - помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.

-медитативная сказка - это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении.

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!

Это выражение знакомо каждому человеку с детства.

 Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок.Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

 Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения.

 Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив.

             К детям с ОВЗ относятся такие дети:

1. Дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны». Таких детей выявляет логопед, детей с тяжелым нарушением речи в нашем детском саду нет.

 2. Не слышащие или глухие и слабослышащие дети; незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием. Таких детей мы можем выявить сами.

3. К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды)

4. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог.

5. Умственно отсталые дети, дети с нарушением эмоционально-волевой сферы. Таких детей выявляет психолог и невропатолог.

    Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

   Дети ОВЗ с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят.

Сказкотерапия помогает не только лучше понять ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях, но и служит естественным способом сближения взрослого и малыша. А ведь для установления комфортного психологического климата в классе нет ничего важнее доверительных и близких отношений между воспитателем  и ребенком.

Можно выделить основные направления коррекционной работы при использовании сказкотерапии:

- формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость);

- развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;

- совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи;

- развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.

 У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и  знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Таким образом, если в образовательный процесс включить методику сказкотерапии, то воспитанники с ОВЗ достигнут тех уровней развития коммуникативных навыков, которые требуется в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом.

Список использованной литературы

Галушко И.Г., Галушко А.В., Лопатюк Е.А. Формирование положительного отношения к окружающему миру у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ; Насибуллина, А.Д. Сказкотерапия как средство коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте; Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 269-271.Хаустова М. Н., Попова Е. В., Насибуллина А. Д. Сказкотерапия как средство развития коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми

Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми, имеющими ранний детский аутизм(из опыта работы)Нашу Лекотеку посещают дети с разными нарушениями развития. Среди них хотелось бы выделить детей...

Сказкотерапия в работе с детьми

Работа музыкально-театральной студии "Экият"...

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Сказкотерапия в работе с детьми - логопатами

В данной статье рассматривается влияние сказкотерапии на развитие личности ребенка, показано, как осуществляется невидимая на первый взгляд работа над словом, а также даются рекомендации по проведению...

статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...