Консультация для родителей "Воспитание с помощью сказки"
консультация по психологии

Уланова Наталья Валерьевна

Консультация для родителей "Воспитание с помощью сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_s_pomoshchyu_skazki.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание с помощью сказки

(Консультация для родителей)

Подготовила педагог-психолог МДОУ Майнского детского сада №5 «Теремок»  Уланова Н.В.

Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

  1. Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного

социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в

фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

  1. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного

существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых,

именно поэтому многие тренеры и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.

Упражнения-игры по сказкотерапии

Упражнение-игра №1 «Серый волк и золотая рыбка»

Это упражнение можно назвать и по-другому: «Встреча героев из разных сказок».

Группа из трѐх (не более человек) получает простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, их имена записываются на доске и утверждаются. Можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нѐм, «показал» его... Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.

После того, как герои утверждены, ведущий даѐт задание №2: рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи. Как правило, рассказывает один человек, а остальные помогают ему наводящими вопросами и просьбами уточнить. На роль рассказчика «вызывается», таким образом, один человек. Если Вы хотите, чтобы в придумывании сказки участвовали все дети, тогда сказки записываются в тетрадку, придумываются как сочинение в тишине и только затем

«озвучиваются», читаются по очереди вслух.

Эта игра рассчитана на детей от 10-11 лет. Однако, если Вы играете со своим ребѐнком, в кругу семьи, то возрастных ограничений нет.

Упражнение-игра №2 «Семь волшебных слов»

В самом простом варианте этой игры фигурируют не семь, а всего три слова. С этого упрощѐнного варианта лучше всего начинать знакомство с этой техникой сказкотерапии.

Игрокам даѐтся задание: придумать сообща семь (три) слова, которые, по их мнению, должны обязательно встречаться в настоящих сказках. Эти слова записываются на доску (на большой ватманский лист), а затем каждый придумывает сказку с этими словами.

Если в Вашей семье есть навык рассказывать и придумывать сказки сообща, то сказка придумывается совместными усилиями - это всегда интереснее.

Упражнение-игра №3 «Сказка-шиворот-навыворот»

Это очень старый и уважаемый всеми психологами (даже не сказкотерапевтами) приѐм развития воображения.

Выбирается известная всем и не очень сложная сказка с чѐтким сюжетом, в общем, хрестоматийная сказка. Задание: рассказать эту сказку так, чтобы в ней было всѐ наоборот. Например, Маленький волчонок живѐт с папой в лесу. И в один прекрасный день он посылает своего папу в город - навестить дедушку, который нисколько не заболел, а наоборот, собирается жениться в пятый раз. Волчонок предупреждает папу, что в городе - опасно и просит ни в коем случае не разговаривать с особой по кличке Красная шапочка. Но наивный папа-волк встречает Красную шапочку, та узнаѐт у него адрес дедушки и спешит по адресу. ...

Сказки «наоборот» круто замешаны на карнавальной смеховой культуре - на низовом юморе и двусмысленных шутках - такова природа юмора-наоборот. Поэтому в эту игру лучше всего играть подросткам и совершенно взрослым людям.

Упражнение-игра № 4 «Начинка для пирога»

Ведущий (их может быть в этой игре - два) «выпекают два коржа», то есть произносят первую и последнюю фразу будущей сказки. Это должны быть абсолютно «не сказочные» безумные фразы, абсурдные.

Например:

Первый        корж:        «В        среду        вечером        по        дороге        ведущей        из        города        в        садовое товарищество шѐл странный человек в одной лыже, хотя на дворе стоял август»

Второй корж: «Тѐтушка Полли выглянула в окно и загадочно хмыкнула. На поляне, где стояла тарелка с пришельцами опять росли еѐ любимые маргаритки        »

Если речь идѐт о детях, то зачин и концовка могут быть проще и короче. Типа: Корж Первый

По улице ехал грузовик Корж второй

так у Деда Мороза выросла зелѐная борода. Корж Первый

На острове в Тихом Океане произошло извержение вулкана, который спал тысячу лет.

Корж второй

Поэтому наш кот поехал на всѐ лето в деревню к бабушке.

Разумеется, Вы уже догадались, что задача всех игроков - придумать то, что будет поставлено в середину - между этими двумя фразами. Приготовить начинку для сказочного пирога.

Методы работы со сказкой, используемые педагогами

  1. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

Формула для составления вопросов следующая:

  1. что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.
  2. что было бы, если...? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.
  3. Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?
  1.    Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, напрмер: в сказке царевна-несмеяна ставится задача - почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а учителю позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.
  2. Рассказывание сказки. Решаются задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого. Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему. Рассказывание сказок может быть:
  1. рассказчик педагог от 3 лица - группе детей
  2. Рассказчик педагог - одному ребенку
  3. рассказывание известной сказки группой детей по кругу
  4. рассказывание известной и придумывание к ней продолжения
  5. рассказчик педагог от первого лица - группе детей
  6. рассказывание сказки от 1 лица детьми
  7. рассказывание сказки от имени различных персонажей.
  1. Сочинение сказки. Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки , быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в "полной волшебной сказке" тесно связаны со становлением личности человека. Кроме того, в каждой конкретной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы.

7 сказочных этапов (алгоритм построения сюжета): 1)Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме

  1. расставание с родительским домом
  2. Выбор пути, проверка на доброе сердце 4)Борьба и победа
  1. Возвращение домой, трудности обратного пути
  2. Прибытие домой
  3. Свадьба, коронование.

Для воспитательных целей используются разные виды сказок, в зависимости от выбранной цели. Психотерапевтическими сказками должны заниматься только специалисты. Все остальные сказки можно смело использовать для развития обучения        и        воспитания        ребѐнка        родителями. На ночь, перед сном лучше всего читать медитативные сказки, которые нет необходимости обсуждать, успокаивающие возбуждѐнную психику ребѐнка.

Для познавательных и развивающих целей лучше всего использовать любые народные художественные сказки с ярким сюжетом и большим количеством событий, формирующие у ребѐнка представление о мире, о моделях поведения, о взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром.

Для        обучения        используются        дидактические        сказки.        Сюжет        этих        сказок определѐн достаточно узкой тематикой, ограничен количеством персонажей, но насыщен игровыми моментами со специальными заданиями для ребѐнка. Лучше всего в эти сказки играть, используя соответствующую атрибутику или в песочнице.

Итак, пересказывание и интерпретация сказок позволяет максимально освободить творческое начало в человеке, осознать свой прошлый опыт, обогатить его восприятие, получить новые знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки»

Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки» ...

Консультация "Как с помощью сказки развивать речь ребенка"

Как с помощью сказки развивать речь ребенка...

Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки "

Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлеч...

Консультация для родителей " Развитии речи детей дошкольного возраста с помощью сказки"

    Уважаемые родители! Я хочу рассказать вам, как сказка помогает развивать связную речь детей и дать несколько рекомендаций по грамотному содействию восп...

Консультация для родителей«Развитие творческого воображения при помощи сказки»

Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлеч...

Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью сказки».

laquo;Развитие речи детей с помощью сказки». «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, илюди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камен...