Консультация для родителей "Воспитание с помощью сказки"
консультация по психологии
Консультация для родителей "Воспитание с помощью сказки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание с помощью сказки
(Консультация для родителей)
Подготовила педагог-психолог МДОУ Майнского детского сада №5 «Теремок» Уланова Н.В.
Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.
- Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного
социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в
фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
- Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного
существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых,
именно поэтому многие тренеры и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
Упражнения-игры по сказкотерапии
Упражнение-игра №1 «Серый волк и золотая рыбка»
Это упражнение можно назвать и по-другому: «Встреча героев из разных сказок».
Группа из трѐх (не более человек) получает простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, их имена записываются на доске и утверждаются. Можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нѐм, «показал» его... Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.
После того, как герои утверждены, ведущий даѐт задание №2: рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи. Как правило, рассказывает один человек, а остальные помогают ему наводящими вопросами и просьбами уточнить. На роль рассказчика «вызывается», таким образом, один человек. Если Вы хотите, чтобы в придумывании сказки участвовали все дети, тогда сказки записываются в тетрадку, придумываются как сочинение в тишине и только затем
«озвучиваются», читаются по очереди вслух.
Эта игра рассчитана на детей от 10-11 лет. Однако, если Вы играете со своим ребѐнком, в кругу семьи, то возрастных ограничений нет.
Упражнение-игра №2 «Семь волшебных слов»
В самом простом варианте этой игры фигурируют не семь, а всего три слова. С этого упрощѐнного варианта лучше всего начинать знакомство с этой техникой сказкотерапии.
Игрокам даѐтся задание: придумать сообща семь (три) слова, которые, по их мнению, должны обязательно встречаться в настоящих сказках. Эти слова записываются на доску (на большой ватманский лист), а затем каждый придумывает сказку с этими словами.
Если в Вашей семье есть навык рассказывать и придумывать сказки сообща, то сказка придумывается совместными усилиями - это всегда интереснее.
Упражнение-игра №3 «Сказка-шиворот-навыворот»
Это очень старый и уважаемый всеми психологами (даже не сказкотерапевтами) приѐм развития воображения.
Выбирается известная всем и не очень сложная сказка с чѐтким сюжетом, в общем, хрестоматийная сказка. Задание: рассказать эту сказку так, чтобы в ней было всѐ наоборот. Например, Маленький волчонок живѐт с папой в лесу. И в один прекрасный день он посылает своего папу в город - навестить дедушку, который нисколько не заболел, а наоборот, собирается жениться в пятый раз. Волчонок предупреждает папу, что в городе - опасно и просит ни в коем случае не разговаривать с особой по кличке Красная шапочка. Но наивный папа-волк встречает Красную шапочку, та узнаѐт у него адрес дедушки и спешит по адресу. ...
Сказки «наоборот» круто замешаны на карнавальной смеховой культуре - на низовом юморе и двусмысленных шутках - такова природа юмора-наоборот. Поэтому в эту игру лучше всего играть подросткам и совершенно взрослым людям.
Упражнение-игра № 4 «Начинка для пирога»
Ведущий (их может быть в этой игре - два) «выпекают два коржа», то есть произносят первую и последнюю фразу будущей сказки. Это должны быть абсолютно «не сказочные» безумные фразы, абсурдные.
Например:
Первый корж: «В среду вечером по дороге ведущей из города в садовое товарищество шѐл странный человек в одной лыже, хотя на дворе стоял август»
Второй корж: «Тѐтушка Полли выглянула в окно и загадочно хмыкнула. На поляне, где стояла тарелка с пришельцами опять росли еѐ любимые маргаритки »
Если речь идѐт о детях, то зачин и концовка могут быть проще и короче. Типа: Корж Первый
По улице ехал грузовик Корж второй
так у Деда Мороза выросла зелѐная борода. Корж Первый
На острове в Тихом Океане произошло извержение вулкана, который спал тысячу лет.
Корж второй
Поэтому наш кот поехал на всѐ лето в деревню к бабушке.
Разумеется, Вы уже догадались, что задача всех игроков - придумать то, что будет поставлено в середину - между этими двумя фразами. Приготовить начинку для сказочного пирога.
Методы работы со сказкой, используемые педагогами
- Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.
Формула для составления вопросов следующая:
- что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.
- что было бы, если...? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.
- Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?
- Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, напрмер: в сказке царевна-несмеяна ставится задача - почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а учителю позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.
- Рассказывание сказки. Решаются задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого. Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему. Рассказывание сказок может быть:
- рассказчик педагог от 3 лица - группе детей
- Рассказчик педагог - одному ребенку
- рассказывание известной сказки группой детей по кругу
- рассказывание известной и придумывание к ней продолжения
- рассказчик педагог от первого лица - группе детей
- рассказывание сказки от 1 лица детьми
- рассказывание сказки от имени различных персонажей.
- Сочинение сказки. Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки , быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в "полной волшебной сказке" тесно связаны со становлением личности человека. Кроме того, в каждой конкретной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы.
7 сказочных этапов (алгоритм построения сюжета): 1)Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме
- расставание с родительским домом
- Выбор пути, проверка на доброе сердце 4)Борьба и победа
- Возвращение домой, трудности обратного пути
- Прибытие домой
- Свадьба, коронование.
Для воспитательных целей используются разные виды сказок, в зависимости от выбранной цели. Психотерапевтическими сказками должны заниматься только специалисты. Все остальные сказки можно смело использовать для развития обучения и воспитания ребѐнка родителями. На ночь, перед сном лучше всего читать медитативные сказки, которые нет необходимости обсуждать, успокаивающие возбуждѐнную психику ребѐнка.
Для познавательных и развивающих целей лучше всего использовать любые народные художественные сказки с ярким сюжетом и большим количеством событий, формирующие у ребѐнка представление о мире, о моделях поведения, о взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром.
Для обучения используются дидактические сказки. Сюжет этих сказок определѐн достаточно узкой тематикой, ограничен количеством персонажей, но насыщен игровыми моментами со специальными заданиями для ребѐнка. Лучше всего в эти сказки играть, используя соответствующую атрибутику или в песочнице.
Итак, пересказывание и интерпретация сказок позволяет максимально освободить творческое начало в человеке, осознать свой прошлый опыт, обогатить его восприятие, получить новые знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-317112-1634206610.jpg)
Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки»
Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки» ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-402390-1416046883.jpg)
Консультация "Как с помощью сказки развивать речь ребенка"
Как с помощью сказки развивать речь ребенка...
Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки "
Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлеч...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-889667-1486308875.jpg)
Консультация для родителей " Развитии речи детей дошкольного возраста с помощью сказки"
Уважаемые родители! Я хочу рассказать вам, как сказка помогает развивать связную речь детей и дать несколько рекомендаций по грамотному содействию восп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/26/picture-941329-1503733109.jpg)
Консультация для родителей«Развитие творческого воображения при помощи сказки»
Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлеч...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/06/picture-1066240-1538850738.jpg)
Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью сказки».
laquo;Развитие речи детей с помощью сказки». «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, илюди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камен...