Статья "Арт-терапия в дошкольном образовании
статья по психологии (подготовительная группа)

Шаповалова Людмила Александровна

Статья "Арт-терапия в дошкольном образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии арт терапии в работе с дошкольниками

Педагог - психолог  Людмила Шаповалова

 

В наших дошкольных группах мы активно используем технологии арт – терапии, такие как драматерапия, сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, библиотерапия. Так же нами используются разнообразные игровые технологии. Игра педагога с детьми дошкольниками - основной вид деятельности, направленный на усвоение ими общественного опыта.

Важную роль в коррекционной работе с детьми играет арт-терапия. Она сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, средствами художественной деятельности. Терапия искусством направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем, строится на вере в творческую основу личности.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый ребенок, это не требует наличия у него способностей к творчеству. Терапия искусством помогает устанавливать отношения между людьми, ребенок не только выражает себя, но и больше узнает о своих сверстниках.

Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием. Происходит развитие творческиех возможностей. Во время занятий арт-терапией ребенок может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: рисование, лепка, живопись, графика . Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также изотерапию, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, сказкотерапию.

Творческие занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Техники и приемы подбираются по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники, коррекционные занятия должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.

Способов создания изображений много: рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, нанесение изображения пальцами и ладонями, губками и перышками, размазывание пластилина по картону и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, выплеснув свои эмоции в изодеятельности.

Смысл психологической арт-терапевтической работы в том, что дети получают возможность выразить себя, могут делать то, что в обычной жизни им запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции. Высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее расслабленнее. Демонстративность и негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

В процессе восприятия подлинного произведения искусства, рождаются эмоциональные откровения полные неожиданности, новизны, творческого самораскрытия. Одновременно с обогащением эмоционального опыта при общении с искусством происходит также и освоение социально приемлемых способов эмоционального реагирования. Произведения искусства помогают проявлению назревающих душевных чувств, поднимают их на новую высоту. Очень сложно, а в некоторых случаях и опасно моделировать ситуации, позволяющие детям проявить всю гамму чувств, необходимую для их эмоционального развития, и в этом случае умело подобранные произведения позволят решить эту задачу. Чувство страха, глубокой печали и даже горя дети могут испытать вместе с героями художественного произведения. Общение ребенка с искусством оптимально предоставляет модели для дифференциации эмоциональных состояний, создает возможность удовлетворения эмоциональных потребностей широкого диапазона, побуждает к сопереживанию, развивает эмпатичность личности.

Отсюда вытекает еще один прием коррекционной работы – музыкотерапия. Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде.

Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Можно выделить следующие формы использования музыкотерапии:

1) на занятии в качестве фона;

2) при засыпании;

3) для выплеска энергии.

Самостоятельные упражнения с музыкальными инструментами помогают ребенку выразить свои чувства.

Высокие результаты в коррекционной работе, согласно результатам многочисленных исследований, показал метод сказкотерапии.

Сказкотерапия была признана научным миром в качестве метода коррекции эмоциональных нарушений в начале 1990-х годов. С тех пор она начала стремительно развиваться и завоевывать все большее признание специалистов, равно как и получать все более широкое распространение на практике. В настоящее время ее используют психологи, педагоги и врачи, что говорит о просторе возможностей метода.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

У детей сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания.

С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Соприкосновение со сказочным миром снижает уровень тревожности и агрессивности, способствует развитию позитивной коммуникации; «несет» стабилизацию эмоционального состояния, социально-психологического климата в семье, группе.

Кроме того, специалисты по нейролингвистическому программированию утверждают, что метафора, используемая в сказке, обеспечивает взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга. Известен факт о том, что левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое – за эмоции, творчество, фантазию. Феномен сказки в данном случае заключается в том, что при ее прослушивании работают оба полушария: левое следит за развитием событий, а правое – дает возможность погружения во внутренний мир, развивая воображение. В результате интенсивного взаимодействия между полушариями образуется большое количество нейронных связей, которые существенно влияют на способность к обучению и развитию интеллекта ребенка, повышению его моральной и эмоциональной устойчивости.

Использование арт - терапевтических технологий позволяет помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...

Курсы повышения квалификации "Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования.

ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров по программе дополнительного профессионального образования."...

Дошкольное образование - основа становления личности и образования ребенка. Важность дошкольного образования в жизни человека.

   Ранний возраст - это самый чувствительный период. Именно с раннего возраста происходит активное развитие. Это развитие характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, ...