"Лекотека как форма инклюзивного воспитания"
материал по психологии

Зеленева Марина Эдуардовна

В докладе освещаются вопросы инклюзивного образования детей на примере группы кратковременного пребывания "Лекотека" на базе филиала "Дружба" МБДОУ "Первомаский детский сад".

Показаны цель,задачи,структура занятий,расписание занятий, а также принципы работы этой группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekoteka_kak_forma_inklyuzivnogo_vospitaniya.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

       Доклад на тему:

«Лекотека как форма инклюзивного образования»

Подготовила: воспитатель филиала «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад»

Зеленева М.Э.

2020 год

Инклюзивное образование— один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

Идея инклюзии не нова: в большинстве развитых стран мира существует приоритет такого вида образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Значимость такого рода образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, закрепление возможности каждого ребенка обучаться в зависимости от его потребностей при создании специальных условий в том общеобразовательном или дошкольном учреждении, которое предпочтут родители, отмечают все сторонники инклюзивного образовательного процесса.

К сожалению, в силу специфики развития современного российского общества полноценного инклюзивного образования в нашем государстве пока нет.

Имеются отдельные инновационные и экспериментальные модели инклюзивного образования, к которым можно отнести создание лекотеки для детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии.

В нашем ДОУ С 2013 года функционирует структурное подразделение «Лекотека».

Цель работы Лекотеки: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и психологической поддержки его семьи.

Задачи  подразделяются на две группы: общие и частные.

Общие задачи:

• выявление уровня актуального развития данной категории детей;

• развитие коммуникативных способностей;

•улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития, аффективной сферы;

• формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном пространстве;

 • формирование зоны ближайшего развития ребёнка;

• помощь семье в адаптации к инвалидности ребёнка.

Частные задачи:

• оказание коррекционно-педагогической помощи ребёнку;

• нормализация детско-родительских отношений;

• обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми;

• обеспечение преемственности в сопровождении детей в учреждениях образования.

Структура занятий в лекотеке такова: дети приходят на занятия вместе с родителями и выбирают подходящую для них форму посещения.

Такой подход к инклюзивному образованию позволяет подобрать индивидуальный образовательный маршрут каждому ребенку в зависимости от его потенциальных возможностей и зоны актуального развития. Продолжительность занятий также зависит от возможностей и состояния здоровья детей.

Расписание занятий на весь учебный год согласовывается с родителями воспитанников и специалистами, работающими в лекотеке. При необходимости могут  привлекаться и другие специалисты для сопровождения ребенка. Динамику развития ребенка, посещающего такие занятия, отслеживают все педагоги, работающие с этой категорией детей, и по результатам диагностики вносят коррективы в индивидуальную образовательную программу.

Для развития способностей детей родители получают домой на непродолжительный срок специальные игры и игрушки, затем обмениваются ими с другими семьями. Специфику применения игровых предметов или самих игр родитель может посмотреть на занятии, которое посещает совместно со своим ребенком. Если этой информации недостаточно, он может записаться на консультацию.

Использование специальных коррекционных методов и приемов, совместные занятия с детьми общеразвивающих групп дают возможность полноценного общения и вовлечения в различные виды деятельности не только детей с особыми образовательными потребностями, но и их родителей, что тоже играет немаловажную роль, поскольку последние довольно часто неадекватно оценивают своего ребенка, не понимают истинной причины его затруднений.

Очень важно дать детям достаточное время на адаптацию к условиям детского сада: помещению, обществу других детей и педагогов. Основной формой проведения занятий в условиях лекотеки должна стать игра: стимуляция и поддержка игровой ситуации позволяют детям усваивать новую информацию, развивать коммуникабельность, способствовать развитию и регуляции эмоционально-волевой сферы.

Работа с  детьми с особыми образовательными потребностями делится на несколько этапов.

  1. Установление контакта. Дети с ранним детским аутизмом (РДА) крайне трудно установить  контакт с окружающими людьми. Иногда на установление контакта у таких детей уходит несколько месяцев.

На первом этапе работы ребёнку с РДА необходимо дать некоторое время на адаптацию, предоставить возможность самостоятельно обследовать помещение для занятий и удостовериться в его безопасности. Желательно убрать из поля видимости и досягаемости ребёнка предметы и игрушки, которые помешают работе специалиста. Если в кабинете находятся шкафы, то лучше закрыть их на ключ. При первой встрече необходимо избегать прямого взгляда на ребёнка, резких движений.

 Желательно общаться с ребёнком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбуждён, даже шёпотом. Не следует обращаться к ребёнку с прямыми вопросами и настаивать на продолжении выполнения задания в случае отказа. Ребёнок, прежде всего, должен привыкнуть к психологу и удостовериться в его безопасности.

Если возникает трудность в установлении контакта с ребёнком с ДЦП и другими двигательными нарушениями, наши специалисты может попросят родителя поиграть с ребёнком и постепенно самим включиться в игру. Большинство детей с ДЦП часто компенсируют двигательные нарушения интеллектуальным развитием. Поэтому любая игровая деятельность должна быть направлена на развитие познавательной сферы ребёнка.

  1. Развитие коммуникативных навыков. У детей с РДА, как правило, не выработаны способы общения с окружающими. Для формирования навыков речевого общения нами используется техника «комментирования» действий ребёнка, помогающая создавать и пополнять его пассивный словарь. Причём, если ребёнок не говорит совсем, то комментарии должны состоять из одного слова на каждое действие.

Если у ребёнка с РДА присутствует речь, то она, как правило, фонетически неправильна (ритм, интонация и т. д.), также отмечается монотонность речи или высокий тон. И даже если проблемы с речью у ребёнка несущественны, то ему крайне трудно начать и поддерживать беседу с другими.

Поэтому одна из важнейших наших задач, социализация такого ребёнка.

Мы наблюдаем, что у детей с ДЦП формируются существенные трудности в процессе коммуникации. Основная проблема — это сложность нахождения партнёра по общению. Часто у детей с ДЦП формируется осознание собственной не типичности, что может затруднить взаимодействие ребёнка с социальной средой. Это мешает выражению собственных чувств и мыслей и снижает мотивацию вступления в коммуникацию. Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей с ДЦП предполагает поиск «сильных» сторон, развитие самостоятельности и инициативности в общении.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы. Дети с РДА обычно не умеют распознавать и выражать свои эмоции. Тем более им трудно понимать по мимике эмоции других людей. Для развития понимания эмоций используются различные игры, такие как «настроения», «зеркало». Очень важным моментом является то, что при демонстрации ребёнку той или иной эмоции мимика взрослого должна быть выразительной

Дети с ДЦП и другими двигательными нарушениями, как правило, не имеют трудностей в проявлении и понимании эмоций. Для этого мы используем такие игры и методические материалы, как «настроение», «зеркало», «кто что чувствует», «карты эмоций» и т.д. Отличительной особенностью, характерной практически для всех детей с ДЦП, является повышенная утомляемость, ребёнок быстро устаёт, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Поэтому очень важно во время занятий следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся и вовремя прекращать взаимодействие.

4. Развитие личностно-социальной сферы. Часто создаётся впечатление, что дети с РДА игнорируют существование окружающих их людей — даже своих родителей. У них отсутствуют или заметно ограничены игры со сверстниками. Навыки самообслуживания у детей с РДА отсутствуют или их развитие крайне задерживается. Им трудно научиться самим одеваться, пользоваться туалетом и есть без посторонней помощи. Эти дети плохо распознают обычную опасность, и за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не получили серьёзных травм. Особенности психологической работы с детьми в условиях Лекотеки с детьми с РДА желательно использовать игры с чётко установленными правилами. Причём любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями. Это помогает ребёнку на подсознательном уровне усваивать социальные правила и границы. И самое главное, несмотря на особенности общения, ребёнок с РДА должен бывать в коллективе.

Детям с ДЦП и другими двигательными нарушениями, как правило, характерен психологический инфантилизм. Его проявления выражаются в преобладании деятельности, осуществляемой по мотивам удовольствия, склонности к фантазированию и мечтательности. Большинство детей, имеющих указанное отклонение в развитии пассивны и нерешительны. Они боятся темноты, пустой комнаты, закрытой двери. Чтобы у ребёнка сформировалось адекватное отношение к себе и к миру, рекомендуем родителям и близким отказаться от излишней опеки по отношению к нему.

В заключении хочу сказать: От того, как воспринимает ребёнка семья, общество — как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чём-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию, — и будет зависеть развитие его личностных качеств. Поэтому основной упор в работе с детьми с ОВЗ мы делаем на формирование самосознания ребёнка, развитие у него инициативности, и коммуникабельности.

Список использованной литературы

1.Александрова Л. Ю.

Преодоление задержки речевого развития детей в условиях инклюзивного

образования / Лада Юрьевна Александрова, Светлана Витальевна Ваторопина

// Детский сад: теория и практика. - 2015 - № 6 - С. 100-107

2.Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). — М.: 2007. — 112 с. (2)32. Зырянова С.И. о социализации детей с особыми образовательными потребностями/ С.И. Зырянова // Дошкольная педагогика.-2010.- № 6.- С.43-54

3.Левченко И. Ю., Киселёва Н. А. Психологическое изучение

детей с нарушениями развития. — М.: Издательство «Книголюб»,

2008. — 160 с.

4.Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрос-

лых. — СПб.: «Речь», 2007. — 276 с

5. Хрестоматия для родителей детей с ограниченными возмож-

ностями здоровья / сост. О. Ю. Пискун, Т. В. Волошина. — Новосибирск:

Изд. НГПУ, 2009. — 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное воспитание и образование в детском саду. Разные дети.

Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования.Задачи:1.Ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование»2.Основные  условия реализации инклюзи...

Буклеты для родителей и воспитателей по инклюзивному воспитанию.

Этот материал будет полезен воспитателям для использования его в своей работе ....

Статья "Средовая концентрация как основа успешности реализации инклюзивного воспитания в МБДОУ»"

Статья Средовая концентрация как основа успешности реализации инклюзивного воспитания в МБДОУ»...

Статья"Физкультурно-оздоровительная работа как – одна из форм инклюзивного образования, реализуемая в проекте «Мы вместе».

Дошкольный возраст самоценный период жизни в этом возрасте у ребёнка формируются основы характера, собственное отношение ко всему происходящему, проявляются первые черты личностного поведения, во мног...

Лекотека - новая форма дошкольного образования

На современном этапе развития социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями, лекотека признана одним из эффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психического ...