Инклюзивное воспитание и образование в детском саду. Разные дети.
консультация (средняя группа) на тему

Шайхилисламова Розалия Альбертовна

Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования.

Задачи:

1.Ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование»

2.Основные  условия реализации инклюзивного воспитания и образования.

3.  Формирование  знаний родителей о гендерном развитии и воспитании детей.

4. Сплочение родительского коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit._sobranie.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №32 «Сказка» ЗМР РТ

Групповое родительское собрание

Воспитатель:  Шайхилисламова  Розалия Альбертовна

Тема: Инклюзивное воспитание и образование в детском саду. Разные дети.

Место проведения: МБДОУ №32 «Сказка», группа №9.

Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования.

Задачи:

1.Ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование»

2.Основные  условия реализации инклюзивного воспитания и образования.

3.  Формирование  знаний родителей о гендерном развитии и воспитании детей.

4. Сплочение родительского коллектива.

Предварительная работа: Рисование с детьми на тему «Наша дружная группа» на родительское собрание, выставка на тему «Такие разные дети»,  стендовые статьи, консультации, положения об инклюзивном образовании и воспитании, анкетирование родителей.  

Ход родительского собрания

     Воспитатель группы встречает родителей в группе, предлагает ознакомиться с выставкой детских рисунков «Разные дети», «Наша дружная группа», и выставкой консультацией, статей, положений об инклюзивном воспитании и образовании. В группе организовано:  круглый стол, на столах лежат красные и синие кружочки для игры «Ромашка», спокойное музыкальное сопровождение.

        Вступительное слово педагога:

        Добрый вечер, уважаемые родители! Разрешите открыть наше родительское собрание, посвященное инклюзивному воспитанию и образованию. Мы рады, что вы пришли на наше собрание. Чувствуйте себя свободно и активно  работайте вместе с нами.

Но сначала я вам предлагаю поиграть в увлекательную игру, которая называется «Ромашка». (Проводится игра)

Группе родителей предлагается сделать 2 ромашки, для мальчиков и девочек, на лепестках которой будут написаны качества мальчиков и девочек.

1.Девочки более послушны, чем мальчики

2.С рождения готовы сглаживать любые неприятности, инстинкт выживания у них очень развит.

3.Они более спокойны, эмоциональны, у них большая сопротивляемость стрессам.

4. В игре любят изображать взаимоотношения взрослых.

5.Предпочитают, чтобы им говорили или указывали на то, что они добились результатов в чем-то конкретном.

6.Девочки более работоспособны, чем мальчики.

7.Начинают позже ходить, позже говорить, чем девочки.

8.Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается почти до 2 лет.

9. Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого «эмоционального» полушария).

1.Мальчики больше хотят отличиться

2.Мальчики более изобретательны, чем девочки

3.Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух
4.Они более подвижны. Травмы у мальчиков случаются в 2 раза чаще.

5.Более агрессивны, раздражительны, беспокойны, возбудимы, не уверенны в себе, чем девчонки.

6.Стремятся к независимости.

7.Не любят игры, в которых чем больше народу, тем лучше.

8. Испытывают стеснения при        похвале в присутствии других детей, родителей.

9.Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого «логического»  полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

Я хочу прочитать вам стих:

Самая главная неба ошибка –

Это болезнь неповинных детей…

В боль превращая святую улыбку,

В мире становится вмиг холодней…

Как это так и за что наказанье?

Детские слёзы – страшней палача…

Не посылайте на них испытанья,

Те, кто решают судьбу сгоряча…

Ангелы, Боги с небесной пропиской,

Я обращаюсь от всех матерей:

К детям болезнь не пускайте и близко.

Счастье родителей – счастье детей!

        Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации особенных детей. Многие из них, конечно, посещают специальные коррекционные дошкольные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения  и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Особенные дети оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном дошкольном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.

         Я хотела бы услышать ваши мнения насчет инклюзивного воспитания и образования. (Обмен мнениями)

        - я боюсь конфликтов между обычными детьми и ребенком-инвалидом.

- я не уверен в том, что мой ребенок сможет принять ребенка-инвалида.

        - мне не понятно для чего соединять разных детей?

        - я не против, если в нашей группе будет особенный ребенок, но мне не понятно, как будет осуществляться процесс обучения, не будет ли воспитатель больше занят этим ребенком, а наши дети останутся без должного внимания.

        - я считаю, что в нашем саду и в нашей группе нет условий для пребывания и обучения такого ребенка, ведь согласитесь, для этих детей нужны особые условия. Но я согласна с тем, что эти дети должны общаться с обычными детьми, но для этого нужно менять условия, а кем это будет финансироваться?

          Воспитатель: уважаемые родители, благодарим за ваши мнения. Это искренние мнения, в которых много правды. Нам понятны ваши сомнения и тревоги и сегодня мы вместе постараемся ответить на ваши вопросы.

Основная часть

Воспитатель: для начала давайте поймем, что же это такое «инклюзивное воспитание и образование» и чем же оно отличается от «обычного».

Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и учиться. При этом система адаптируется к потребностям ребенка.

Инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только тогда,  когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса:  это родители, воспитатели, психолог, логопед, врачи, администрация дошкольного учреждении. Когда  особенный ребенок  попадает в обычный детский сад, то должны быть созданы определенные условия.

Одно из первых условий – это специально подготовленные для работы с этими детьми педагоги. Следующие условие пребывания особенного ребенка  в обычном детском саду – это особый медицинский контроль,  как за таким ребенком, так и за всеми детьми группы. Медицинская поддержка должна быть оказана всем воспитанникам без исключения. Помимо особого медицинского контроля инклюзивное воспитание и образование предполагает и поддержку психолога. Психологическая поддержка, как и медицинская, должна быть направленна не только на такого ребенка, но и на детей всей группы. В психологической поддержке нуждаются так же педагоги. Психолог должен помочь «особому» ребенку успешно включиться в детский коллектив. Слово представляется психологу нашего дошкольного учреждения.

Выступление педагога-психолога.                                                                          

Добрый вечер, уважаемые родители! Прежде всего, хотелось бы определиться с понятием « дети с ограниченными возможностями здоровья». Кто же такие – эти дети с ОВЗ? К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.                                                                                                            

В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:                                                                                                        

- дети с нарушениями слуха ( не слышащие и слабослышащие )                        

- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)                                  

- дети с тяжелыми нарушениями речи                                                                                  

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата                                                          

-дети с задержкой психического развития                                                                        

-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом)                                                                                                                    

-дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения ( например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие  с задержкой психического развития и др. )                                                                                                                      

Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет мне хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка-инвалида как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими.                                        

«Обычные» дети учатся быть терпимыми друг к другу, доброжелательными. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Формируется  ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в трудную ситуацию. Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте другого. Это содействует развитию толерантности.                                                                                                                                                                                                                                                                                            Воспитатель: большое спасибо вам за ваше выступление.

3.  Формирование  знаний родителей о гендерном развитии и воспитании детей.

    Голубая ленточка на одеяле у мальчиков, розовая у девочек. С самого раннего детства мы, взрослые, сознательно или нет, готовим ребёнка к выполнению половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. В девочках воспитываем нежность, мягкость, душевность. Мальчикам чаще прощаем озорство и непоседливость. Ребёнок, в свою очередь, через подражание взрослым учится быть мальчиком или девочкой.

Мужчина и женщина – как день и ночь, как небо и Земля, как огонь и лёд. Мы все такие разные в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведём себя в одной же ситуации, воспринимаем окружающий мир.

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности.

         Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

        Пол – это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивидуальность мальчика или девочки, мужчины и женщины. Издавна пол является настолько фундаментальной, пронизывающей всё бытиё человека характеристикой, что половые различия принимались за нечто само собой разумеющееся, раз и навсегда всем данное от природой.

Пол ребёнка зависит от отца, и пол будущего ребёнка определяется в момент зачатия, и ничто не может его изменить. Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина, анатомо-физиологические различия между девочками и мальчиками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, лёгкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития, заикание, неврозы.

Поло ролевое воспитание детей называется ещё – гендерным воспитанием. Биологический и социальный пол – гендер.

       Гендер – социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с людьми.

Гендер называется социальным полом, т.к. человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях.

С момента рождения ребёнка начинается его воспитание. Ребёнка учат, что значит быть девочкой или мальчиком, мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие причёски носить, т.е., с момента рождения начинается гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье. Безусловно, важным фактором в процессе формирования полоролевого поведения ребёнка является семья, в частности пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек – с матерями и бабушками. Огромную роль здесь играют семейные традиции. Мальчику объясняют, что он – будущий мужчина, значит, как папа, должен быть сильным, защищать слабых. В полной семье мальчики подражают папе, а девочки стремятся быть похожими на маму. Отсутствие папы в неполной семье или второстепенная роль отца в полной могут негативно повлиять на характер мальчика. В таких случаях необходимо обеспечить ребёнку полноценное общение с дедушкой, другими родственниками-мужчинами.

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.                                                                                                                    

        Заключение

        Педагог: наше родительское собрание подходит к концу. Давайте будем подводить итоги.

        Когда вы узнали больше об инклюзивном воспитании и образовании сомнений, я надеюсь, стало меньше. Сегодня мы с вами находимся только в начале пути становления инклюзивного воспитания и образования, качество которого зависит  от нас. Каждый из нас должен сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ОВЗ.  

         Я, как воспитатель,  помогаю детям с ограниченными возможностями здоровья подготовиться к самостоятельной и полноценной жизни, а здоровым детям – сформировать толерантное отношение к «особенным» детям.

Уважаемые родители, огромное вам спасибо за активную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и обучения в детском саду для детей от 5 до 6 лет (группа общеразвивающей направленности)

Пояснительная записка        Рабочая программа разработана для старшей группы МКДОУ «Заводской детский сад» Солнышко» на основе «Программы воспитания и обучения в де...

Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».

Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у ...

Статья: «Разные возможности – равные права». неделя инклюзивного образования в детском саду.

Статья в газету о проведении недели инклюзивного образования в детском саду....

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Групповое родительское собрание. Тема: Инклюзивное воспитание и образование в детском саду. Разные дети.

Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования....