« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
консультация по психологии

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.

Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Слово «конфликт» - означает столкновение, борьба, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

В основе любого конфликта лежит ситуация, которая содержит: противоречивые позиции сторон по какому-то вопросу; противоположные задачи или средства; расхождение интересов, желаний, стремлений оппонентов.

Консультация для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty-konsultatsiya_dlya_roditeley._panteleeva_o._yu.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

педагога-психолога ГБДОУ д/с № 202

Пантелеевой О.Ю.

« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.

Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Слово «конфликт» - означает столкновение, борьба, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

В основе любого конфликта лежит ситуация, которая содержит: противоречивые позиции сторон по какому-то вопросу; противоположные задачи или средства; расхождение интересов, желаний, стремлений оппонентов.

Участниками конфликта могут быть:

  • Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, старший воспитатель).
  • Педагоги (воспитатели, воспитатели со специализацией, специалисты (учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.)).
  • Родители

 Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:

1. Воспитатель — воспитатель

Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.

2. Старший воспитатель — воспитатель

Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.

3. Заведующий — старший воспитатель

Причины: Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.

4. Администрация — воспитатель

Причины: Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

5. Родитель — Администрация

Причины: Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.

6. Воспитатель — родитель

Причины: Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон  о событии ( родитель получил информацию от ребенка, воспитатель был сам свидетелем происшествия), некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения родителей и т.д.

Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.

По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, не избежав конфликта. По мнению психологов, это связано с незнанием воспитателей психологических особенностей личности родителей.

Поскольку профессиональное общение в системе «воспитатель - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, назрела необходимость обучения педагогов навыкам конструктивного решения возникающих проблем.

Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.

Конфликт может  выполнять 2 функции: негативные и позитивные.

Отрицательные стороны конфликта:

  • разрушает здоровье;
  •  вызывает стресс, психотравмы;
  • разрушает межличностные отношения,  семьи,  личности;
  • формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.

Положительные стороны конфликта:

  • дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;
  • найти новые пути решения;
  • учит формам общения,  умению  налаживать  отношения;
  • оказывает содействие личностному, профессиональному росту  и  развивает волевую  саморегуляцию;
  • развивает познавательные  черты  ума,  скорость реакции,  принятие решений.

Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации:

  • Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.

Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.

  • Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.

Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.

  • Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.

Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.

  • Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.

Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.

  • Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.

Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:

  1. Возникновение конфликта.
  2. Осознание данной ситуации, как конфликтной хотя бы одной из сторон.
  3. Конфликтное поведение.
  4. Исход конфликта.

Жизнь - игра командная…

Здесь важно найти способ, форму взаимодействия с другими людьми, в которой этот баланс возможен: как удовлетворяя свои личные потребности, не переступать за границу личной территории других людей.

Если вы ощущаете в себе негативную реакцию на другого, не торопитесь действовать, проверьте сначала, правильно ли вы услышали собеседника и то, что он имеет в виду. Он звучит так: « Правильно ли я понял, что вы имеете в виду, что….»

Неразрешимые конфликты часто происходят из-за того, что каждый не столько хочет найти решение для ситуации и компромисс, сколько хочет продемонстрировать свою позицию по данному вопросу.

Что делать, когда вас оскорбили и унизили?

Я предлагаю вам упражнения для того, чтобы вы сами построили собственную эффективную реакцию в ответ на унижающую критику.

В связи с тем, что унижающая критика носит разрушительный характер для критикуемого, первой ответной реакцией является восстановление физиологических процессов в организме. Прежде всего проверяется дыхание и сердцебиение.

Из обычных средств самовосстановления можно рекомендовать:

  • Глубокий вдох и резкий выдох
  • Встряхивание лица и тела
  • Энергичное поглаживание лица рукой ( похожее на сбрасывание с себя воды при умывании).

     Следующим шагом является проверка и восстановление психологической жизненности, то есть нормальной самооценки и принятия себя.

Проговорите про себя следующий текст:

  • Я имею полное право жить;
  • Я имею полное право быть таким, как я есть;
  • Я имею право ошибаться;
  • Я имею право чувствовать то, что я чувствую смущение, страх, радость и др.;
  • Я имею полное право защищать себя, если меня оскорбляют.

Восстановление самооценки часто возможно через обращение к тому, за что я действительно себя ценю, уважаю, чем горжусь. Например: « Я ценю себя за свое терпение», « я горжусь своим умением понимать других людей» и т.д.

Любой конфликт разрешаем, есть люди, которые не стремятся к сотрудничеству. И тогда с ними можно только расставаться или отходить на большую дистанцию. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.

« Мудрость заключается в том, чтобы уметь изменять то, что изменить можно, уметь смириться с тем, что изменить нельзя, и уметь отличить одно от другого». Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации.

Человек попадет в различные жизненные ситуации. И конфликты тоже часто становятся нашими сопровождающими в жизни. Как реагировать на такие ситуации?

В случае  конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:

1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:

  • Насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки ожесточений одной или обеих сторон?
  • Достижению, каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?
  • С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, “нервозность” — вы столкнулись?
  • Что важнее для дела — возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение?

2. Понимание другого - проявлять эмпатию к собеседнику;

Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.

3. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.

4. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.

Миролюбие — ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.

Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

5.Прибегнуть к мнению третьего,  авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

Психологические  рекомендации в предконфликтной и конфликтной ситуации.

  • Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые  обиды,  конфликты.
  • Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон.
  • Чаще задавать вопрос: " Правильно ли  я Вас понял (поняла)?", это  поможет избежать умственных барьеров.
  • Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
  • Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив  себя на его место.
  • Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов,  не употреблять неутешительных  эпитетов. Резкость вызывает резкость.
  • Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
  • Быть готовым преодолеть самолюбие, амбиции, признать собственную неправоту в тех или других вопросах и позициях. В конфликте всегда виноваты обе стороны, но на примирение идет тот,  кто нравственнее, мудрее, сильнее духом.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации

1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с родителем по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником ( авторитетное лицо)  или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

3. Согласовать процедуру переговоров.  Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: договоре о сотрудничестве и т.д. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума.

П - положительное отношение.

Р - рациональное мышление.

С - сотрудничество.

Т - терпимость к людям.

Уместно и повышает результативность данной работы использование активных форм работы с коллективом (игры, упражнения и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...

Практикум для педагогов «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

На фоне  повышения общего уровня конфликтности современного общества отдельного внимания заслуживает готовность и способность педагога использовать конфликтологические знания, умения и навыки в п...

Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

Для разрешения конфликтных отношений между воспитателем и родителями недостаточно дать теоретические знания по управлению конфликтами, необходимо отрабатывать на практике способы выхода из конфликтных...

« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...

Семинар- практикум с педагогами ДОУ «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

Слово «конфликт» происходит от латинского (confliktus) и обозначает столкновение. Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и прете...