Рабочая программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»
рабочая программа по психологии

Кравченко Юлия Ивановна

Рабочая программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_intellekt_i_tvorch_sposobnostey_1.docx132.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9  г.о. ЛОБНЯ

141733, Московская область, г. Лобня, проезд Шадунца д.1

                                 т. 8 (495) 577-54-73       e-mail:lobn_sh9@mosreg.ru

_____________________________________________________________________________

Утверждаю Директор

МБОУ СОШ №9

 _____________И.И.Кырма

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию интеллектуальных и творческих

способностей детей

старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»

 (на основе программы Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления).

Составитель:

Педагог-психолог

Кравченко Ю.И.

Лобня 2022-2023

Актуальность программы

Данная программа предполагает развитие творческого мышления, чтобы подготовить ребенка к реальным жизненным ситуациям, которые требуют гибкости мышления.

Дивергентное мышление – это вид мышления, который характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободой в решении проблем. Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития, иначе оно просто угасает. Предложенная программа включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей. Рассчитана для детей 6(5,5)-7 лет и предназначена для развития общих свойств творческого мышления:

  1. Беглость – это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов.
  2. Гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.
  3. Оригинальность – это способность придумывать умные, уникальные или необычные идеи и решения.
  4. Способность к детальной разработке – это способность расширять/развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты, рисунки.

Хотя многие упражнения и задания достаточно известны, ценность их состоит в том, что они подобраны и построены таким образом, что позволяют в совокупности эффективно развивать творческое мышление.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, время кризисов и социальных перемен, нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В современном динамичном мире творческое мышление считается высшей ценностью. Ведь нестандартность мышления лежит в основе почти всех изобретений, научных открытий, она приводит к рождению идей, двигающих человечество вперед. Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение нестандартно разрешать складывающиеся ситуации не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социальной жизни человека, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Творческое мышление может рассматриваться также как одно из важнейших профессиональных качеств и стать залогом успешной карьеры. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Результаты анализа взаимосвязей творческого мышления и интеллекта с возрастом указывают на то, что творческое мышление является онтогенетическим предшественником интеллекта. Полноценное развитие интеллекта возможно только в том случае, если в раннем возрасте в равной мере формируются стандартные социокультурные навыки и развиваются творческие способности. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка, и уровень развития интеллекта в старших возрастах до некоторой степени зависит от развития творческого мышления в младших возрастах.

Творческое мышление становится одной из основ преемственности дошкольного и школьного обучения. Развитие творческого мышления – главнейший залог формирования у ребенка полноценной психологической готовности к школе. Дети с развитым творческим мышлением легче включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Они не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Такие дети жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем избирательны и критичны, прежде всего, к самим себе.

Творческий процесс окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового, открытии неизвестного. Творческая мотивация стимулирует развитие любознательности, поддерживает у ребенка интерес к школе как источнику знаний, необходимых для творчества.

Творческое (дивергентное) мышление характеризуется преодолением мыслительных шаблонов, стереотипов, снятием ограничений, большой свободой в решении проблем. Оно направлено на порождение новых идей и самовыражение ребенка. Исследования психологов показывают, что усвоение человеческого опыта без его творческого использования в интересах самовыражения заглушает в ребенке познавательную потребность.

На занятиях по развитию творческого мышления у ребенка появляется возможность овладеть культурно обусловленными способами творческого самовыражения. Постигая социальные нормы, ребенок привыкает жить в системе оценок типа «хорошо - плохо», «правильно - неправильно». Таким образом, ребенок оказывается в системе запретов на те или иные переживания, на субъективную оценку событий своей жизни — это может стать причиной возникновения внутренних конфликтов. Взрослые, помогая детям освоиться в новой социальной роли, обучают их эмоциональным реакциям на различные жизненные события, и система оценок расширяется (прибавляется «допустимо») или отменяется вовсе («получилось вот так»). Занятия по развитию творческого мышления создают условия для выражения ребенком собственных чувств, и именно переживания выступают индикаторами событий его жизни. Такие занятия обогащают ребенка опытом преодоления шаблонов и стереотипов.

В то же время, анализ показывает, что развитие творческого мышления в условиях ДОУ происходит эпизодически, в рамках работы по некоторым разделам программы (изодеятельность, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим). Детям на данных занятиях предлагаются отдельные игры и упражнения на развитие творческих мыслительных способностей. При этом работа в данном направлении по результатам наблюдений и бесед вызывает у педагогов затруднения. Развитие творческого мышления, однако, будет успешным только в случае систематической целенаправленной работы по специальным программам и технологиям. Поэтому программы по развитию творческих способностей детей чрезвычайно актуальны.

Педагогическая целесообразность программы – в доступности реализации содержания и освоении программного материала детьми старшего дошкольного возраста (с различными способностями к творческой деятельности), а также в гибкости и универсальности самой системы работы. Курс не является закрытым, каждое задание в нем – это своего рода целое направление в развитии творчества. Дополнительные задания и игры, являющиеся важной составляющей курса, предоставляют педагогам благоприятную возможность помочь детям 6-7 лет в раскрытии и развитии их творческого потенциала.

Используя программу, педагоги могут конструировать различные формы работы с детьми (групповые, индивидуальные занятия, кружковая работа по развитию творческого мышления, воображения, одаренности). Благодаря разнообразной тематике занятия «Курса развития творческого мышления» сочетаются с другими видами занятий: художественно-творческими (изобразительная деятельность, театральная деятельность), познавательными (развитие речи, подготовка к обучению грамоте) и др.

Цели и задачи реализации

Основную цель лучше всего объяснить через противопоставление творческого дивергентного мышления и традиционного конвергентного мышления. Воспитатели обычно предлагают детям проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы воспитанников оцениваются по следующим основным критериям:

  1. Точность ответа;
  2. Подробность ответа;
  3. Скорость выполнения задания;
  4. Аккуратность.

Таким образом, развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, но и надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление, так как в рамках рыночной экономики оно как нельзя лучше способствует развитию предприимчивости и успешности решения проблем во всех жизненных сферах.  

Цель программы – развитие творческого дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1. Развитие таких творческих мыслительных способностей как беглость, гибкость, оригинальность, способность к разработке идей;

2. Формирование независимости мышления, т.е. умения находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы;

3. Развитие целеустремленности и настойчивости при поиске решения проблем, стремления доводить начатое дело до конца;

4. Развитие умения сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.

Назначение

Все основные упражнения и задания можно выполнять как с помощью письменной речи, так и рисунков, что позволяет детям, не умеющим читать и писать воплощать и сообщать психологу и окружающим свои творческие идеи. Возможна запись идей на магнитофонную пленку. Задания позволяют детям выразить себя и с помощью драматической деятельности, и через создание различных работ.

Отличительные особенности программы

Основу программы составили задания «Курса развития творческого мышления» Гатанова Ю.Б. (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Резнулли). Автор отмечает, что особенность такого подхода к развитию креативности состоит в системности: происходит развитие не только отдельных творческих способностей, но и творческого мышления как целостной психической структуры.

Курс развития творческого мышления составлен на основе известной теоретической модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда, его подходов к развитию творческого мышления, а также на основе наиболее популярных и эффективных развивающих программ Дж.Резнулли.

Курс состоит из упражнений и заданий, предназначенных для развития тех или иных творческих мыслительных способностей. Все упражнения также классифицируются согласно «Модели структуры интеллекта» Дж.Гилфорда по типам информации и способам ее организации.

Типы содержания информации:

1. Образное содержание состоит из информации в конкретной образной форме (в зрительной, в слуховой и т.п.):

2. Символическое содержание включает в себя информацию в виде знаков, обозначающих что-либо (числа, ноты, коды и т.п.);

3. Семантическое содержание – это информация, состоящая из идей, мыслей и понятий, и передаваемая обычно с помощью слов;

4. Поведенческое содержание – информация, отражающая процесс межличностного общения: мотивы, потребности, настроения, мысли.

Способы организации информации:

I. Единицы – относительно самостоятельные элементы информации или сведения, носящие единичный характер;

II. Классы – совокупность различной информации, собранной вместе в силу ее какого-нибудь общего свойства;

III. Отношения – это непосредственно характер связей и отношения между объектами и единицами информации;

IV. Системы – это совокупность объектов или элементов информации, имеющих общие свойства и определенный характер связей между собой;

V. Трансформации – это любые изменения информации, ее преобразования, модификации;

VI. Импликации – это объекты, явления и информация, выходящие за пределы имеющихся объектов, явлений и информаций, но связанные с ними и предполагаемые ими.

Таким образом, программа включает в себя:

I. Семантические и (или) образные единицы

- придумывание слов и картинок на определенные слова,

- фантазии на темы своих занятий в различную погоду.

Символические и (или) образные единицы

- беседы о причинах различных настроений,

- пантомимы «Угадай настроение».

II.  Образные и (или) семантические классы

- придумывание необычных городов, стран, планет,

- придумывание детских телепередач, шоу.

III. Семантические отношения

- дополнение строф к стихотворениям,

- сочинение стихов.

IV.  Образные системы

- рисование по точкам,

- игры типа «Геоконт»,

- придумывание фантастических животных путем комбинирования различных частей тела, деталей.

V.  Семантические трансформации

- сочинение сказок на новый лад,

- сочинение продолжений историй.

Образные трансформации

- придумывание фантастических животных с необычными свойствами,

- коллективное «музыкальное рисование» необычных существ,

- «оживление букв» – придумывание глаголов, начинающихся с определенной буквы.

VI.  Символические импликации

- украшение тортов, коробок к различным праздникам,

- придумывание необычных праздников,

- разработка вариантов праздничных открыток, этикеток, оберток и т.п.

Семантические импликации

- придумывание историй на основе определенной последовательности рисунков,

- сочинение историй по юмористическим картинкам, комиксам,

- придумывание историй с неоднократной сменой порядка картинок.

Образные импликации

- придумывание спецодежды к необычным, фантастическим профессиям,

- придумывание нарядов для сказочных героев,

- придумывание маскарадных костюмов.

VII.  Образные разработки деталей

- дорисовывание геометрических фигур,

- дорисовывание букв, цифр – «прятки»,

- коллажи из геометрических фигур,

- составление картин из ограниченного числа элементов,

- придумывание способов необычного использования обычных предметов,

- коллажи из бросового материала.

Символические разработки деталей

- изображение на рисунках различных эмоциональных состояний;

- угадывание настроений по части изображения,

- пантомимы «Угадай мое настроение».

Курс состоит из 32 занятий. При этом большинство тем прорабатывается дважды, но на разных занятиях (серии «А» и «Б»), с разным стимульным материалом, с использованием разных методов и приемов. Таким образом, курс представляет собой 17 занятий серии «А» и 15 занятий серии «Б». Предложенный в рамках курса порядок выполнения заданий не является жестким. Возможно изменение их очередности на свое усмотрение. Однако приступать к выполнению заданий серии Б следует только после того, как выполнена предварительно вся серия А. Дети должны выполнять серию Б на более высоком уровне, уже имея опыт работы с подобными заданиями. В результате появляется возможность для сравнения детских работ и возможность увидеть творческое развитие детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 6 (5,5) до 7 лет.

Срок реализации образовательной программы – 1 год.

Формы занятий. Занятия проводятся с группой детей. Оптимальный состав группы – 6-8 человек, относительно однородных по своим способностям, но использующих разные способы решения творческих задач.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Структура занятий:

I. Вводная часть

1. Приветствие. Цель – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – игры-приветствия, игры с именами и т.п.

II. Основная

1. Разминка.  Цель – введение в тему занятия. Основное содержание – игры словесные, рисование и т.п. (непродолжительные по времени) по теме занятия.

2. Физкультминутка (по возможности перекликающаяся с темой занятия). Цель: снятие нервно-мышечного напряжения. Предусматривается выполнение действий под рифмовки, подвижные игры.

3. Работа с листами из “Альбома заданий”.

III. Завершающая

1. Рефлексия. Цель: анализ работ, обобщение впечатлений детей.

2. Прощание.  Цель: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Предусматривается проведение игр на сплочение группы, исполнение песен и т.п.

Режим занятий. Продолжительность одного занятия – 25-30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. При необходимости (большом интересе к теме или, наоборот, при затруднениях детей) возможно проведение дополнительных занятий.

Ожидаемые результаты освоения программы

Дети будут уметь:

- вырабатывать максимально большое количество идей в ответ на проблемную ситуацию;

- выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных;

- находить новые стратегии решения, устанавливать необычные ассоциативные связи, переходить в мышлении и поведении от явлений одного класса к другим, в том числе, далеким по содержанию;

- творчески разрабатывать идеи (детализация выполненного рисунка, умение наполнить собственный рассказ интересными деталями и подробностями, глубина проникновения в решаемую проблему);

Дети будут способны проявлять следующие отношения:

- доводить начатое дело до конца, проявлять при поиске решения проблем целеустремленность и настойчивость;

- сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.

Способы проверки результатов освоения программы:

Основной принцип качественной результативности проведенных занятий состоит в отслеживании продвижения ребенка в выполнении творческих заданий по отношению к самому себе, но не в сравнении с успехами других детей.

Количественные показатели результативности работы получаются по итогам применения психодиагностических методик. Для оценки изменений, происходящих в творческом, интеллектуальном и личностном развитии детей, используются следующие диагностические методики:

Исследуемые параметры

Метод, методика

Развитие дивергентного мышления и его когнитивно - интеллектуальные факторы (беглости, гибкости, оригинальности, разработанности)

«Тест Дивергентного Мышления» (Ф.Вильямс) – диагностика детей (приложение 1)

Личностно-индивидуальные творческие факторы (способность пойти на риск, сложность, любознательность, воображение)

Свободное наблюдение воспитателей за детьми на занятиях и в свободной деятельности

Диагностические методики предъявляются дважды, до и после обучения ребенка по программе. Повышение показателей, характеризующих творческие способности ребенка, таких, как беглость, оригинальность, разработанность идеи, а также повышение уровня развития личностно-индивидуальных творческих факторов, являются критериями эффективности реализации содержания программы. Освоение детьми способов, приемов, способствующих активизации творческого мышления, выработка у них умения учитывать факторы, повышающие продуктивность умственной деятельности, решать новые проблемы также являются результатами обучения по предлагаемой программе.

Участие детей в конкурсах, мероприятиях разного уровня

В рамках реализации данной программы педагог-психолог активно участвует вместе с детьми в различных конкурсах, смотрах, фестивалях и так далее. Дети активно принимают участие в мероприятиях, проводимых в рамках образовательного учреждения, муниципального и областного уровней.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Раздел

Тема

Содержание занятия

Август-сентябрь

Проведение диагностики по изучению уровня готовности детей к обучению в школе (методика Сазоновой А.В.). С детьми с высоким и средним уровнем проводится углубленная диагностика по программе («Тест Дивергентного Мышления» (Ф.Вильямс) для отбора в подгруппу для дальнейших занятий

Октябрь

Вводное занятие

Вводное занятие

На примере ответов на вопросы рассказать, что основная цель уроков научить учащихся творчески мыслить, находить множество ответов и решений.

Выполнение основного задания:  «Рассуждение о вещах», игра

Раздумья о словах

При слове «быстрый» я думаю о...

Попросить детей нарисовать или написать на листе все, что им представляется, все слова которые им придут в голову, когда они слышат слово «быстрый». Демонстрация детских работ. Рефлексия, игра.

При слове «праздник» я думаю о...

От точки к точке

От точки к точке

Индивидуальная работа на листе, точки в 4-х вариантах. Начальная точка меняется. Возможна штриховка, раскраска рисунка. Название. Презентация каждым ребенком. Рефлексия, игра

От точки к точке

Ноябрь

Истории из сказки

«Красная шапочка»

Используя литературу изготовить героев сказки «Красная шапочка», разукрасить, склеить пальчиковые куклы. Основное задание заключается в том, чтобы придумать новое окончание к сказке. Подсказать детям, что они могут изменить характер персонажей. Возможна работа в парах, группой. Представление по сценарию. Рефлексия.

«Колобок»

Настроение

От чего ты становищься счастливым?

Нарисовать на листе или написать все то, что делает их счастливыми. Презентация работ. Рефлексия. «Поздравлялки» тем, чьи ответы больше всего вызвали восторг, игра

От чего ты становишься грустным?

Праздник

Укрась торты для праздников

Предложить нарисовать и разукрасить 4-е больших торта (для мамы и остальные – кому захочется). Предложить разукрасить или украсить коробку к празднику. Позволить детям поделиться идеями. Выставка работ с комментариями. Рефлексия

Декабрь

Укрась коробку

Укрась коробку

Рассказ по картинкам

Рассказ по картинкам

Предложить детям сюжетные картинки юмористического характера. Составление рассказа. Презентация. «Поздравлялки» самому оригинальному рассказу, игра

Рассказ по картинкам

Рассказ по картинкам

Январь

Что ты видишь?

Что ты видишь?

На листе у каждого круг и под ним вертикальный узкий прямоугольник. Это основа рисунка. Попросить пририсовать то, что они считают нужным. Раскрасить, придумать название. Презентация. Рефлексия

Что ты видишь?

Что ты видишь?

Нарисуй лица

Можешь ли ты изобразить разные настроения?

Предложить детям нарисовать на листе шесть различных настроений – счастливое, печальное, сердитое, остальные придумать самостоятельно. Презентация с указанием, в какой ситуации бывает такое настроение. «Поздравлялка» самым понравившимся рисункам, игра

Февраль

Можешь ли дорисовать эти лица?

Можешь ли дорисовать эти лица?

Одежда

Одень этого человека в спецодежду

Предложить детям лист, на котором имеется контур человеческой фигуры. Придумать какую и одеть его в спецснаряжение, необходимое в работе.

Дать название рисунку, поделиться друг с другом своими идеями и расскажут, что понравилось в рисунке партнера. Рефлексия, игра

Помоги замаскироваться

О чем ты думаешь?

В солнечные дни я думаю о…

Попросить детей написать или нарисовать то, что они хотели бы делать в воображаемое время, для этого нужно продолжить предложение «В солнечные дни я думаю о ...», или «В дождливые дни я думаю о…».. Презентация работ. «Поздравлялки» понравившимся работам, игра

В дождливые дни я думаю о…

Март

Забавы с геометрическим фигурами

Забавы с геометрическим фигурами

На листе предложить четыре разных круга. Добавить четыре линии так, чтобы получились разные рисунки. Не повторять рисунки, которые уже были на доске. Пусть дадут названия рисункам. Если захотят, можно рисовать на обратной стороне листа. Поделиться в парах своими идеями. Если появятся новые идеи, их можно изобразить на доске. Игра

Забавы с геометрическим фигурами

Если бы я писал книгу

Если бы я писал книгу

Пусть дети представят, что они сочиняют истории о необычных животных. Необходимо нарисовать их такими как хотят дети, чтобы они обладали какими-нибудь уникальными для таких животных способностями. «Поздравлялки» с выставкой работ

Новая жизнь старых вещей

Новая жизнь старых вещей

Попросить написать или нарисовать вещи, которые каким-то образом могут быть использованы еще, что для этого нужно сделать. Вещей можно предлагать столько, сколько придет в голову. Когда закончат выполнять задание, обсудить с классом, как еще можно использовать предложенные предметы. Игра

Сочинение стихов

Можешь ли ты закончить это рифмой

Попросить придумать все слова, которые будут рифмоваться со словом «розы». Сочинить вместе с детьми короткое стихотворение. Попросить написать стихи, используя следующие строки: «На ветру качались розы», «По небу летел дракон», «В той избушке жил Федот». При затруднении использовать всем классом «мозговой штурм».  Презентация работ, рефлексия

Апрель

Активные буквы

Что делает дядя Б?

На листе три варианта любой буквы. Дорисовать к буквам детали так, чтобы было видно, что буквы «делают действие», начинающиеся с этой буквы. Презентация. Рефлексия, игра

Только для детей

Что может произойти только с детьми?

Попросить ребят нарисовать или написать, что может произойти что могут делать только дети в нашем реальном мире. Презентация каждым ребенком. Коллективное обсуждение. «Поздравлялки» всем детям. Игра

Магическая дверь

Магическая дверь

Попросить ребят нарисовать и описать сказочную волшебную страну, придуманную самостоятельно. В помощь им можно составить список всех идей о волшебной стране. Презентация на демонстрационном стенде. «Поздравлялки» самым интересным работам. Рефлексия. Игра

Май

Повторная диагностика согласно содержанию программы

Приложения

Занятие 1. Вводное.

Цель:  показать детям разницу между конвергентным и дивергентным мышлением, используя необходимые для этого вопросы.

Противопоставить ответы на вопросы «В каком городе вы живете?» и «На чем можно добраться до школы?». Принять участие самому в обсуждении, давая и фантастические ответы на 2-й вопрос, тем самым помогая понять, что нет ответов неправильных. На примере ответов пояснить, что основная цель уроков научить учащихся творчески мыслить, находить множество ответов и решений.

Основное задание:  «Рассуждение о вещах». Предложить ребятам назвать необычные идеи об использовании предложенной ими вещи, все записать на доске. Поощрять как можно больше предложений. Найти с ребятами самый оригинальный ответ, поздравить автора «поздравлялкой».

Игра.  «Забавные человечки». Прощалка.

Занятие 2. Раздумья о словах.

Цели:  развитие беглости мышления;

осознание детьми того, что люди по разному реагируют на одну и ту же ситуацию.

Приветствие.

Разминка.

Произнести слово «мягкий», спросить у каждого ребенка о чем он думает, что ему первое пришло в голову, когда он слышит его. Также со словом « красивый», записать на доске ответы – показать множество вариантов, хотя слово одно.

Основное задание.  Попросить детей нарисовать или написать на листе все, что им предстваляется, все слова которые им придут в голову, когда они слышат слово «быстрый». Демонстрация детских работ. Рефлексия.

Игра  «Бубенчики». Прощалка.

Занятие 3.  От точки к точке.

Цели:  развитие гибкости при работе с образной информацией;

развитие способности творить в условиях значительных ограничений.

Приветствие.

Разминка.

Дети в этом возрасте уже имеют опыт рисования с опорой на точки. Для напоминания использовать рисунок на доске (на усмотрение ведущего) с пронумерованным ходом соединений. Желающий соединяет. Обсуждение, на что похоже. Затем работа на 16 точках (4 – в ряд) у доски. Обсуждение, что видят, глядя на рисунок, придумать общее название.

Основное задание.  Индивидуальная работа на листе, точки в 4-х вариантах. Начальная точка меняется. Возможна штриховка, раскраска рисунка. Название. Презентация каждым ребенком. Рефлексия. «Поздравлялка» лучшим работам.

Игра.  «Непобедимые гномики». Прощалка.

Занятие 4-5.  Истории и сказки.

Цели:  развитие вербальной беглости;

развитие способности придумывать альтернативные окончания для историй и сказок.

Материалы и инструменты: ножницы, клей, цветные карандаши или фломастеры, литература, как делаются куклы.

Приветствие.

Разминка.

Напомнить какую-нибудь сказку (например «Волк и семеро козлят»). Предложить придумать другое окончание. Стимулировать различные варианты. Попросить детей придумать счастливое, грустное или забавное продолжение.

Основное задание.  Используя литературу изготовить героев сказки «Красная шапочка», разукрасить, склеить пальчиковые куклы. Основное задание заключается в том, чтобы придумать новое окончание к сказке. Подсказать детям, что они могут изменить характер персонажей. Возможна работа в парах, группой. Представление по сценарию. Рефлексия.

Игра. «Брызгалочки». Прощалка.

Занятие 6.  Настроение.

Цели:  развитие беглости и гибкости ответов;

осознание учащимися того, что разные ситуации могут создавать одно и тоже настроение.

Приветствие.

Разминка.

Прочесть небольшую историю (например «Денискины рассказы» Драгунского) или стихотворение, которое вызывает определенное настроение. При обсуждении учесть, что у детей разные впечатления от услышанного.

Основное задание. Нарисовать на листе или написать все то, что делает их счастливыми. Презентация работ. Рефлексия. «Поздравлялки» тем, чьи ответы больше всего вызвали восторг.

Игра.  «Прыжки сидя». Прощалка.

Занятие 7.  Праздник.

Цели:  развитие символической беглости и гибкости;

развитие умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей.

Приветствие.

Разминка.

Беседа о праздниках, как украшают столы тортом. Вспомнить и написать на доске праздники и даты, которые можно было бы отметить с праздничным тортом на столе. Чтобы дети начали предлагать нестандартные ответы, спросить, как можно отметить покупку щенка. Как украсить торт по поводу этого знаменательного события

Основное задание.  Предложить нарисовать и разукрасить 4-е больших торта (для мамы и остальные – кому захочется). Позвольте детям поделиться идеями. Выставка работ с комментариями. Рефлексия.

Игра.  «Молодцы». Прощалка.

Занятие 8.  Рассказ по картинкам.

Цели:  развитие воображения и вербальной оригинальности;

развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков.

Приветствие.

Разминка.

Предложить детям на рассмотрение какой-нибудь юмористический рисунок. Не оставляйте надписи под ним. Предложите ребятам всем вместе придумать историю по этому рисунку. Возможно деление на две команды. Презентация рассказа.

Основное задание.  Предложить детям сюжетные картинки юмористического характера. Составление рассказа. Презентация. «Поздравлялки» самому оригинальному рассказу.

Игра.  «Страшный медведь». Прощалка.

Занятие 9.  Что ты видишь?

Цели:  развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности;

развитие способности создавать рисунки с помощью разработки деталей исходных изображений.

Приветствие.

Разминка.

Нарисовать на доске маленький прямоугольник и под ним большой кружок. Попросить одного ученика добавить к нарисованному несколько деталей так, чтобы получился имеющий какой-то смысл рисунок. Рассказать что это. Дать название. Еще одному ребенку дать такую возможность.

Основное задание.  На листе у каждого круг и под ним вертикальный узкий прямоугольник. Это основа рисунка. Попросить пририсовать то, что они считают нужным. Раскрасить, придумать название. Презентация. Рефлексия.

Игра.  «Как всем весело, а одному грустно». Прощалка.

Занятие 10.  Нарисуй лица

Цель:  развитие символической беглости и гибкости; развитие способности к разработке деталей.

Приветствие.  Разминка.

Приготовить рисунки и фотографии людей, находящихся в разном настроении. Спросить у детей какие они эти лица: счастливые или несчастные, грустные или веселые. Поговорить с детьми, что и как нужно изменить на картинке, чтобы лицо стало грустным. Разделить доску на две части, сделать две надписи «грустный» и «веселый». Желающий изображает соответствующее настроение, на доске рисуются детьми характерные признаки настроения. Отметить различия в том, как дети выражают свои эмоции.

Основное задание.  Предложить детям нарисовать на листе шесть различных настроений – счастливое, печальное, сердитое, остальные придумать самостоятельно. Презентация с указанием, в какой ситуации бывает такое настроение. «Поздравлялка» самым понравившимся рисункам.

Игра.  «Воробышек и Баба-Яга». Прощалка.

Занятие 11.  Одежда.

Цели:  развитие способности усовершенствовать объект с помощью разработки деталей;

развитие наблюдения и воображения.

Приветствие.

Разминка.

Спросить ребят, знают ли они такие профессии, в которых людям необходима специальная одежда. Поговорить о том, как одеваются водолазы, пожарные Космонавты, зачем, для какой цели они это делают. А какие еще профессии имеют свои костюмы?

Основное задание.  Предложить детям лист, на котором имеется контур человеческой фигуры. Скажите, что человек на рисунке имеет очень необычную работу. Придумайте какую и оденьте его в спецснаряжение, необходимое в работе.

Дать название рисунку, поделиться друг с другом своими идеями и расскажут, что понравилось в рисунке партнера. Рефлексия.

Игра.  «Раскрывшейся бутон». Прощалка.

Занятие 12.  О чем ты думаешь?

Цели:  развитие образной беглости и гибкости;

осознание детьми того, что одно и то же событие может иметь разное значение для людей.

Приветствие.

Разминка.

Попросите каждого ребенка представить, что сейчас на улице солнечный день и время года, которое ему больше всего нравиться, а также любое время суток – по его желанию.

Основное задание.  Когда дети все это представят, попросите их написать или нарисовать то, что они хотели бы делать в это воображаемое время, для этого нужно продолжить предложение «В солнечные дни я думаю о ...». Презентация работ. «Поздравлялки» понравившимся работам.

Игра.  «Поиски Бабы-Яги». Прощалка.

Занятие 13.  Забавы с геометрическими фигурами.

Цели:  развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей;

развитие умения создавать имеющий смысл объект из нескольких элементов, которые сами по себе не имеют никакого значения.

Приветствие.

Разминка.

Нарисуйте на доске круг и стрелу, направленную вверх, спросите на что похоже, что видят. Принимайте любой ответ. Затем круг, две линии в виде раскрытого клюва и одна линия подпирает круг снизу, спросить на что похоже. Затем попросите нарисовать четыре прямые линии любой длины к следующему кругу. Снова обсудить на что похоже.

Основное задание.  На листе предложить четыре разных круга. Добавить четыре линии так, чтобы получились разные рисунки. Не повторяйте рисунки, которые уже были на доске. Пусть дадут названия рисункам. Если захотят, можно рисовать на обратной стороне листа. Поделитесь в парах своими идеями. Если появятся новью идеи, их можно изобразить на доске.

Игра.  «Топотушки Бабы-Яги».

Занятие 14.  Если бы я писал книгу.

Цели: развитие способности трансформировать характеристики знакомых объектов;

развитие невербальной оригинальности и гибкости.

Приветствие.

Разминка.

Объяснить детям, что авторы детских книг часто наделяют обычных животных необычными чертами и особенностями. И поэтому они становятся такими запоминающимися. Попросить детей перечислить известных им сказочных героев с необычными чертами. Нарисовать на доске какого-либо животного и попросить дорисовать или изменить в ней что-либо так, чтобы оно стало обладать выдающимися особенностями. Дать кличку животному.

Основное задание.  Пусть дети представят, что они сочиняют истории о необычных животных. Нарисуйте их такими как вы хотите, чтобы они обладали какими-нибудь уникальными для таких животных способностями. «Поздравлялки» с выставкой работ.

Игра.  «Баба-Яга злится». Прощалка.

Занятие 15.  Новая жизнь старых вещей.

Цели: формирование умения придумывать способы необычного использования обычных предметов;

формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое.

Приветствие.

Разминка.

Провести с детьми «мозговой штурм» на тему «Как можно использовать ненужные вещи» (молочные пакеты, спичечные коробки и.т. д.) Объяснить детям, что если немного поработать со старой вещью, например, изменить форму, размер то можно создать что-то полезное или красивое.

Основное задание.  Попросить написать или нарисовать вещи, которые каким-то образом могут быть использованы еще, что для этого нужно сделать. Вещей можно предлагать столько, сколько придет в голову. Когда закончат выполнять задание, обсудить с классом, как еще можно использовать предложенные предметы. Объяснить, что во время совместного обсуждения они смогут придумать больше способов решения задачи.

Игра.  «Четыре стихии».

Занятие 16.  Сочинение стихов.

Цели:  развитие вербальной гибкости;

развитие умения придумывать простые рифмы.

Приветствие. Разминка.

Выберите стихи, которые больше всего, на ваш взгляд, соответствуют возрасту ваших ребят. Стихи должны быть не сложные (в которых слова рифмуются в каждой строчке). Обратить внимание детей на то, как рифмуются слова.

Основное задание.  Попросить придумать все слова, которые будут рифмоваться со словом «розы». Предложенные слова написать на доске. После этого скажите, что в стихотворениях часто присутствует какой-нибудь главный персонаж, например, «Здесь, у старой елки, на меня напали волки». Сочинить вместе с детьми короткое стихотворение. Попросить написать стихи, используя следующие строки: «На ветру качались розы», «По небу летел дракон», «В той избушке жил Федот». При затруднении использовать всем классом «мозговой штурм». После завершения пусть каждый прочтет свои стихи. Можно устроить выставку для родителей.

Игра.  «Запретный номер». Прощалка.

Занятие 17.  Активные буквы.

Цели:  умения придумывать глаголы, начинающиеся с определенной буквы; развитие умения создавать характерные образы активных букв.

Приветствие.

Разминка.

Написать букву «К» на доске и попросить ребят угадать, что вы собираетесь сделать. Скажите, что это действие будет начинаться на букву «К». Изобразите свое действие (например, копаете или кидаете) пантомимой. Пусть кто-нибудь из ребят изобразит перед классом другое действие, остальные угадывают. Продолжить эту игру, использую другие буквы.

Основное задание.  На листе три варианта любой буквы. Дорисовать к буквам детали так, чтобы было видно, что буквы «делают действие», начинающиеся с этой буквы. Презентация. Рефлексия.

Игра.  «Испорченный телефон».

Занятие 18 – 19.  Только для детей.

Цели:  развитие вербальной гибкости и беглости;

умение проводить классификацию предметов и действий; развитие умения представлять мысли в структурированной форме.

Приветствие.

Разминка.

Попросить детей закрыть глаза и представить себе страну, где живут только дети. Нужно описать то, что они могут обнаружить в этой стране, и как все это будет выглядеть. Затем пусть дети перечислят то, чего нельзя будет найти на этой планете, так как эти вещи предназначены только для взрослых.

Основное задание.  Попросить ребят нарисовать или написать, что может произойти что могут делать только дети в нашем реальном мире. Презентация каждым ребенком. Коллективное обсуждение. «Поздравлялки» всем детям.

Игра – по желанию детей.

Занятие 20.  Магическая дверь.

Цели: развитие воображения и образного мышления;

формирование умений планирования;

развитие способности к детальной разработке выбранной темы.

Приветствие.

Разминка.

Поговорить с детьми о произведениях, в которых были волшебные страны («Алиса в стране чудес», «Волшебник изумрудного города» и др.). Подчеркнуть различия между волшебными, магическими мирами и нашей повседневной жизнью. Обсудите это.

Основное занятие.  Попросите ребят нарисовать и описать сказочную волшебную страну, придуманную самостоятельно. Результативность работ будет во многом зависеть не только от их воображения, но и от того, насколько вам удастся «зажечь» ребят этой идеей. В помощь им можно составить список всех идей о волшебной стране. Презентация на демонстрационном стенде. «Поздравлялки» самым интересным работам. Рефлексия.

Игра.  «Запретный номер». Прощалка.

Игры

Забавные человечки

Мы познакомимся с маленькими волшебными человечками и будем с ними играть. Этих человечков зовут гномиками. Они такие же маленькие, как и вы. Есть у них длинная-предлинная борода, покажите какая? На ногах у гномиков деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат деревянные каблучки? На головах у гномиков забавные колпачки с колокольчиками. Живут гномики в лесной пещере. Все побежали к стене и стали возле нее. Здесь, в пещере гномики любят играть со своим дедушкой в хлопушки. (Действия по сигналу). Еще гномики любят ходить гуськом, друг за другом: пяточку к носочку, пяточку к носочку. Чем быстрее я буду хлопать, тем быстрее идут гуськом гномики. Начали! Прибежали на полянку. Хорошо в лесу!

Бубенчики

Стали гномики хвастаться, у кого звонче колокольчики на шапочках звенят. Головкой влево мотнули, наклонили ее подальше к плечику, чуть покачали головкой, услышали: «динь-динь-динь». Теперь вправо головкой склонились, к плечику наклонились, послушали другим ушком «дзинь-ля-ля». Теперь головку вперед склонили, стараются гномики подбородочком курточки своей коснуться, опять чуть покачали головками, послушали: «дили-лили-линь». Назад головку опрокинули, послушали: «динь-дон, динь-дон». Очень весело стало гномикам, давай они головками крутить влево, вправо. У всех колокольчики звонко поют, не понять, у кого лучше.

Непобедимые гномики

Затеяли гномики силами мериться: кто кого одолеет. Стали кружком вокруг озера (показать, где озеро), друг другу на плечики обе руки положили, ножки расставили, крепко в пол уперлись ножками, напряглись всем телом, силой от земли налились, и давай друг друга руками вниз давить. Ножки не движутся, спинка твердая, животик напрягся. Ух, какие сильные все гномики, непобедимые. Устали бороться!

Брызгалочки

Решили гномики друг в друга брызгать. Резко по воде ладошкой – хлоп! (Показать движения). Обрызгались гномики с ног до головы, промокли. Стали друг другу лицо вытирать ладошечкой нежно, ласково, а теперь – плечики, ручки, спинку, грудку. Работа в парах. Остатки воды с себя стряхнули гномики сами – раз! – и встряхнулись гномики всем телом: Подпрыгнули чуть-чуть и встряхнулись.

Прыжки сидя

Давайте лучше на попе прыгать, кто быстрее до меня допрыгает? Ручками не помогать, только на попе прыгать. Если очень трудно, можно ручками себе помочь. Вот как прыгают гномики. Очень смешно! Давай гномики смеяться, шалить, брыкаться. Кто громче, кто веселей? Руками сзади уперлись и брык ножками: левой, правой. Здорово повеселились! Пойдемте домой.

Молодцы

А тут ветер подул, такой сильный. Никак не дает подняться. Прямо к земле валит. Ну-ка, встали гномики на четвереньки, так легче против ветра подняться. Встали, ножки пошире, устойчивее, чуть вперед наклонились, голову ручками прикрываем и идем против ветра. Гномики хитрые – то одним боком, то другим, так и дошли до леса. Молодцы!

Страшный медведь

А вот и тропинка! Вышли гномики на тропинку. Какая узенькая! А посреди медведь разлегся и спит, храпит. Что делать? Давайте снимем свои шапочки, чтобы не звенели бубенчики и тихонечко на цыпочках мимо мишки пройдем. Если я увижу, что мишка просыпается, то сразу скажу «ку-ку». Значит опасность, гномики должны застыть и не шевелиться. А когда рукой махну – опять можно идти. Понятно? Пошли.

Дети крадучись, останавливаясь и застывая на звук, перешагивая через мишку уходят с тропинки, бегом бегут в пещеру.

Когда всем весело, а одному грустно

Дедушка-гномик очень грустный, невеселый. Он потерял свою волшебную шапочку с бубенцом. Что же будем делать, дети? Развеселим дедушку, вместе потанцуем. Все берутся за руки, водят простейший хоровод, напевают песенку:

Хоровод, хоровод,

Пляшет маленький народ,

Танцевать, дзинь-ля-ля ,

Дзинь-ля-ля,

Мы готовы целый год!

        До свидания, славные гномики.

Воробышек и Баба-Яга

Игра в волшебный платочек (закрываем-открываем глаза). Гуси-лебеди наш платочек унесли. Глядите, воробышек сюда летит. От гусей отбивается. Позовем его рукой. Машем нежно, чтобы воробышек не испугался. Понял воробышек, полетел к нам (показать, как летит). Прилетел воробышек, чтобы рассказать, что летит сюда Баба-Яга. Летит в ступе, помелом-метлой помогает (показать как размахивает в разные стороны). Руки крепко метлу схватили, спина твердая, ноги – костяные, метлой машет – влево, вправо, хочет ребятишек схватить.

Раскрывшийся бутон

Давайте перехитрим Бабу-ягу, притворимся цветком. Станем по кругу тесно, возьмемся за руки наклонимся, руки вытянем в круг вниз-вперед – вот мы бутон цветка. Будем раскрываться: ручки – лепестки, спинки – стебельки. Медленно выпрямляемся, наклоняемся спинкой назад, ручки отводим назад мягко, нежно. Ветерок дунул – мы покачались влево, вправо, ручками влево-вправо.

Поиски Бабы-Яги

Вот Баба-Яга нас ищет, злится, прыгает – грубая, корявая, как кусок деревяшки, сучок от ветки. Ноги кривые – костяные, руки – палки, пальцы растопырены, как когти. И ходить не ходит, а прыгает, туда-сюда наклоняется. Все нас ищет.

Топотушки Бабы-Яги

Не нашла Баба-Яга никого. Стала топать ногами от злости. Раз! Два! Три! Противные ребятишки. Раз, два, три, четыре, пять! Вот я вас! Разошлась Баба-Яга. Все сильнее и сильнее топает ногами, быстрее-быстрее. А теперь все медленнее и медленнее. Еле-еле. Устала, упала, руки-ноги повисли как макароны.

Литература

1. Белобрыкина О.А.. Речь и общение.- Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998;

2. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. Первый год обучения.-СПб.-ИМАТОН., 1996;

3. Гатанов Ю.Б. Развиваю логику и сообразительность.- СПб: Издательство «Питер», 2000;

4. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление. Тесты и методики.-М.: Прометей; Книголюб, 2003;

5. Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003;

6. Ильина М.В. Развитие невербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003;

7. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999;

8. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления. 5 – 6 лет.- Ярославль: Академия развития, 2004;

9. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления. 6 – 7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2004;

10. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль: Академия развития, 1996;

11. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль: Академия развития, 1996;

12. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004;

13. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб: Речь, 2003;

14. Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления.- М.: Глобус, 2007.

Методическое обеспечение

Организационные условия:

 Наличие просторного кабинета.

 Наличие мебели: столов, стульев.

 Магнитно-маркерная доска, маркер, магниты.

Дидактическое обеспечение:

1. Комплект программы Гатанова Ю.Б. «Курс развития творческого мышления (первый год обучения)». - СПб.: ИМАТОН, 1996

А) методическое руководство

Б) альбом заданий для детей (или ксерокопии)

2. Диагностические методики Ф.Вильямса «Тест Дивергентного Мышления», «Шкала Вильямса»

3. Иллюстрации к книгам:

 П.П.Ершов. « Конек-горбунок»,

 К.И.Чуковский. «Доктор Айболит»,

 Э.Успенский. «Чебурашка»,

 «Соломенный бычок» (украинская сказка),

 Ф.С.Атянин. «Серебряное озеро»,

 Л.П.Васильева-Гангнус. «Азбука вежливости»,

 Г.Х.Андерсен. «Снежная Королева»,

 Волков. «Волшебник Изумрудного города».

4. Дидактические игры:

 «Геоконт»,

 «Чудо-звери»,

 «Театр настроений»,

 «Веселая путаница».

5. Аудиозаписи медленной и быстрой музыки.

Технические средства:

 Магнитофон

 Компьютер, принтер для распечатки протоколов диагностики и др.

Художественные материалы:

Цветные карандаши, простые карандаши

Приложение 1

Тест дивергентного (творческого мышления) Ф.Вильямса

I. ИНСТРУКЦИЯ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Тестирование проводится в групповой форме, желательно, чтобы во время тестирования дети седели за столом или партой по одному. Для детей детского сада тестирование следует проводить в малых группах по 5 – 10 человек. Далее приводятся незаполненные бланки тестовой тетради, необходимые для проведения тестирования. Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А – 4, на каждом листе бумаги изображено по 4 квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи. Проводится ограниченно по времени: 25 минут для младших классов (1 – 3 и детей детского сада). В младших классах и дошкольных группах дети могут называть подписи к рисункам. А учителя или ассистенты могут записывать их.

Перед началом тестирования нужно прочитать инструкцию к тесту дивергентного мышления: Предлагается 12 рисунков. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20 (25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работая в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадратика на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите его в строчке под картинкой (или скажите мне). Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл. Старайтесь работать быстро, но без лишней спешки. Если у вас появились вопросы, задай их сейчас. Начинайте работать над рисунками».

II. ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

- беглость (Б)

- гибкость (Г)

- оригинальность (О)

- разработанность (Р)

- название (Н)

1. Беглость – продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания. Основание: творческие личности работают продуктивно, с этим связанна более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок). Максимальный балл -12

2. Гибкость – число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка. Четыре возможные категории: - живое (Ж) – человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животные, насекомое, рыба, птица и т. д.- механическое, предметное (М) – лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д. - символическое (С) – буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д. - видовое, жанровое (В) – город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д. Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой. Максимальный балл-11

3. Оригинальность – местоположение (внутри – снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок. Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры. Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру –стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1 балл – рисунок только снаружи.

2 балла – рисунок только внутри.

3 балла – рисунок как снаружи, так и внутри.

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам. Максимальный балл - 36

4. Разработанность – симметрия – ассиметрия, где расположены детали, делающий рисунок ассиметричным.

0 баллов – симметрично внутреннее и внешнее пространство.

1 балл – ассиметрично вне замкнутого контура.

2 балла – ассиметрично внутри замкнутого контура.

3 балла – ассиметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и ассиметрично изображение внутри контура. Общий сырой бал по разработанности (Р) – сумма баллов по фактору разработанности по всем рисункам. Максимальный балл - 36

5. Название – богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0 баллов – название не дано.

1 балл – название, состоящее из одного слова без определения.

2 балла – словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

3 балла – образное название, выражающее большее, чем показано на рисунке, т. е. скрытый смысл.

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок. Максимальный балл-36

Общий суммарный сырой результат получится при суммировании баллов по всем факторам Б+Г+О+Р+Н. Максимально возможный общий суммарный показатель за весь тест – 131 балл.

Стимульный материал

https://pandia.ru/text/80/354/images/image001_12.jpg

        https://pandia.ru/text/80/354/images/image002_4.jpg

https://pandia.ru/text/80/354/images/image003_3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель внедрения КИК  не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных средств развития, оснащение предметно - развивающей среды, способствующей расши...

Создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в центре нравственно-патриотического воспитания.

Учитывая приоритетное направление нашего детского сада (военно-патриотическое воспитание), большое внимание уделяю созданию центра патриотического воспитания «Моя Родина – мой дом», «Под надёжной защи...

«РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА «ЛЕГО»

Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципе общения и игры.Одним из средств акт...

Развитие речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование творческих способностей и развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством реализации театрализованной деятельности, по русско-народной сказке на новый лад «Волк и семе...

Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей "Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...

РМО «Развитие воображения и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования»

Развитие творческих способностей дошкольников через внедрение современных технологий...

Методическая разработка на тему: «Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»»

Ментальная арифметика – это методика быстрого устного счета (быстрее калькулятора), основанная на вычислении на специальных счетах – соробан. [12] Счеты имеют и второе название – аба...