Безобидные фразы, которые вредны для психики ребенка
материал по психологии

Зянгильдяева Марина Юрьевна

Занятие-тренинг с педагогами о словах, которые часто употребляются, но которые пагубно влияют на психику ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezobidnye_frazy_kotorye_vredny_dlya_psihiki_rebenka.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Безобидные фразы или фразы без обид?»

Цель: создание условий осознания и педагогами способов взаимодействия с детьми, применение продуктивных видов взаимодействия.

Задачи:

1. Определить виды сложных педагогических ситуаций.

2.Выделить способы продуктивного и непродуктивного взаимодействия с ребенком.

3.Мотивировать педагогов на применение продуктивных видов взаимодействия с ребенком.

Ход занятия

Начать наше занятие хочу со стихотворения Эдуарда Асадова:

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"

Я знаю, что в нашем коллективе умные, творческие, образованные педагоги. Часто мы наблюдаем за родителями, как они общаются с ребёнком, мы видим ошибки и перекосы. Но бывает, что и педагог может ошибаться. К сожалению, некоторые из них могут больно ранить неокрепшую психику.  

Сейчас для вас будет разыграна сценка, в которой будут показаны педагогические ситуации и некоторые способы общения с ребёнком. Сразу хочу предупредить вас, что это – не зарисовки с натуры и даже не собирательный образ, а творческий вымысел, все возможные совпадения совершенно случайны.

В процессе просмотр вам необходимо обратить внимание на те фразы, которые не являются безобидными для ребёнка.

Сценка:

Воспитатель. Дети, я приглашаю вас на интересное занятие!

Ребёнок прыгает… Маша! Я тебя тоже приглашаю! Компот убери из ушей, все дети уже сели!!!

Ребенок прыгает…Будешь скакать, спать положу и будешь спать до прихода родителей….

Ребенок прыгает за стол, перед ним лист бумаги и карандаш. Он крутится, смотрит то в одну, то в другую сторону.

Воспитатель: Не крутись!

Ребенок переворачивает листок, карандаш роняет.

Воспитатель: Ты глухая что ли? Замри.

Ребенок заползает под парту за карандашом.

Воспитатель: Маме твоей позвонить? Или папе рассказать?

Ребенок садится за парту и начинает рисовать на бумаге.

Воспитатель: С чего ты решила, что тебе разрешили начинать?

Ребенок: Я думала…

Воспитатель: Я думала… кто тебя спрашивает, что ты думала, когда тебе скажу, тогда и будешь думать. Думает она...мыслительница нашлась...

Ребенок перевернул листок и снова уронил карандаш.

Воспитатель: Как я от тебя устала.Ты меня достала...

Ребенок: Я не нарочно. Простите.  (полез под парту за карандашом).

Воспитатель. Будешь так себя вести пойдешь в ясли, будешь по новой учиться как надо себя вести!

Ребенок: Не надо….хнычет…не хочу!!!…не пойду!!!…

Воспитатель. Будешь орать – я тебя на прививку в медпункт отправлю…от вредности!

Ребенок: Неееет!!!

Воспитатель: Если ты сейчас не заткнешься, я тебя вообще на улицу выкину, а там дядя Петя с боооольшой метлооооой, будешь с ним подметать, а он сильно не любит когда дети орут!!!

Ребенок замолкает.

Воспитатель. Да неужели?! Ну и дети пошли… особенно ко мне, нет у меня что вывеска на группе специальная – все дауны ко мне?! «Даунята»… славные ребята…

Воспитатель. Ладно…Продолжаем наше занятие. Ой, на чем мы остановились...вот, все из-за тебя….забыла что хотела сказать..

Ребенок. Можно мне в туалет?

Воспитатель. Опять!??? Ты 10 минут назад ходила? У тебя что недержание? Ладно….иди...в последний раз! А то опять обоссышься...вся группа уже провоняла…

Ребенок бежит, запинается, роняет карандаши, запинается и падает.

Воспитатель. Ну...медведица кослапая… косорукая...косоногая…

Тебе волю дай, ты мне всю группу разнесешь….вся в папаню своего...который, кстати ремонт делать в группе делать не приходил!!!!И за садик все ещё не заплатил! И забрать тебя вчера забыл…вовремя…

Ребенок плачет .

Воспитатель: Да иди уже...вот мерзавка, ну все настроение мне испортила...ну как я теперь работать должна?!

Ребенок возвращается. Может меня психологу показать?

Воспитатель: Тебе уже никакой психолог не поможет, одна дорога в тюрьму.

Уважаемы воспитатели, дальше мы работаем следующим образом. Вы вспоминаете фразу, называете ее, обосновывая, почему она может быть обидной, а я буду записывать только ее негативное значения.

  1. Не крутись! (Ограничивает движение)
  2. Ты глухой что ли? (унижение личности)
  3. Замри!(Ограничивает движение)
  4. Маме твоей позвонить? Или папе рассказать?(Пугают отвержением родителей)
  5. С чего ты решил, что тебе разрешили начинать? (Ставит под сомнение самовыражение и инициативу)
  6. Я думал, кто тебя спрашивает, что ты думал, когда тебе скажу, тогда и будешь делать.(Ставит под сомнение самовыражение и инициативу)
  7. Как я от тебя устала.(Отвержение)
  8. Будешь так себя вести уведу к малышам.(Изоляция, отвержение).
  9. Дай тебе волю, ты всю группу разнесешь.( Негативный образ будущего)
  10. Тебе никакой психолог не поможет, одна дорога в тюрьму.( Негативный образ будущего).

…………………………………………………………………..

2. Получается, что и говорить-то ничего не осталось…Но ведь молчать и не реагировать на некоторые ситуации не просто нежелательно, а вредно. Давайте подумаем, как можно заменить обидные фразы.

Давайте подумаем вместе, как можно сказать иначе, применить продуктивный способ общения.

Карточки:

        Не крутись!

Ты глухой что ли?

        Замри.

Маме твоей позвонить? Или папе рассказать?

С чего ты решил, что тебе разрешили начинать?

Я думал, кто тебя спрашивает, что ты думал, когда тебе скажу, тогда и будешь делать.

        Как я от тебя устала.

        Будешь так себя вести уведу к малышам.

        Дай тебе волю, ты всю группу разнесешь.

        Тебе никакой психолог не поможет, одна дорога в тюрьму.

        Что с тебя взять, у тебя и родители умом не блещут.

        Скажи родителям, чтобы завтра они одели тебе нормальную футболку, эта тебе  мала.

        Все уже съели кашу, ты один сидишь копаешься.

        У тебя не руки, а крюки.

        Отойдите от него пусть один посидит.

        Мне без разницы, что ты хочешь, делай как я сказала.

        Ты так орешь, что у меня уже голова трещит.

        Будешь баловаться в другую группу отведу.

        На кого ты похож? Измазался как поросенок.

        Не будешь есть останешься маленьким.

        

3.Мы с вами обсудили непродуктивные способы общения, подумали, как можно перефразировать негативно действующие на психику детей наши высказывания.

Нужно еще помнить о том, что можно сказать хорошие слова, но с какой жуткой интонацией. Иногда самые обычные слова могут быть страшными, если их говорить с нескрываемым раздражением и даже ненавистью.

А сейчас давайте попробуем провести эксперимент-экспромт. Один из вас будет ребенком, а другой воспиталем. Воспитатель – воспитывает, а ребенок…не хочет быть воспитуемым…Кто хочет быть ребенком? А кто воспитателем?

Обсудить, что поменялось. Как изменился сюжет.

А ведь люди чаще всего ругаются и сердятся вовсе не потому, что они плохие, а просто от того, что устали, жизнь такая сложная, проблем вокруг и внутри множество. А еще, расстроились, не выспались, не могут справиться с бесконечно повторяющейся ситуацией. Просто в какой-то момент вышли из себя – доброго, хорошего, мудрого и уверенного и забыли дорогу обратно…Иногда даже самые маленькие дети, чувствуя наше настроение, подходят, подползают, обнимают, жалеют нас таких…сердитых и недовольных….

А возвращаться к себе настоящему, хорошему и доброму надо, обязательно, потому что, если мы говорим такие обидные слова и даже не чувствуем, что они обидные, значит что-то очень важное мы потеряли в себе.

Я предлагаю вам сейчас сделать одно очень интересное упражнение, которое поможет вернуть себе спокойное, уверенное и мудрое состояние.

Упражнение релаксация «Я ‒ капитан»

Займите удобное положение, закройте глаза, расслабьтесь тем способом, который вам ближе и приятнее. Дышите ровно, глубоко, медленно... Как во сне... Когда вы почувствуете, что ваше тело полностью расслабилось, напряжение исчезло, ‒ сконцентрируйтесь. Представьте себе комнату: длинную-длинную, пустую и светлую...

В углу комнаты из отверстия сверху свешивается кинолента... Она ползет и опускается все ниже и ниже..., достает до пола. Вы берете ленту в руки... и подносите к глазам... Смотрите на свет... Вы видите на этом кусочке ленты только что пережитые вами чувства и ощущения. И понимаете, что здесь, на этой пленке, фильмы, в которых запечатлена ваша жизнь...

И вы задумываетесь, откуда идет эта лента... И начинаете искать. Вы замечаете в углу комнаты лестницу, она круто идет наверх... Вы поднимаетесь по ней, ваши ноги ощущают твердость ступеней, их крутизну... Но вы настойчиво идете вверх, там ‒ отверстие в потолке, через которое льется яркий солнечный свет...

Вы оказываетесь на крыше и входите в помещение... В углу небольшой комнаты в кресле сидит человек и снимает кинокамерой фильм. Он встает и уходит... Вы садитесь на его место в кресло... и обнаруживаете, что это фильм о вашей жизни... Вот ваше детство...

давно забытые эпизоды... И вы узнаете их и понимаете, какой взгляд на жизнь вы приняли из-за них... Теперь вам ясно, почему вы так думаете о жизни и как те события, которые вам пришлось пережить в детстве, окрашивают вашу жизнь...

Но вы знаете и другое: это случилось в прошлом... Теперь вы выросли и почувствовали себя сильным человеком, способным самостоятельно решать, какой будут ваша жизнь и ваши отношения с людьми... вы понимаете, что режиссер вашей жизни ‒ вы сами. И вы вольны изменить свою жизнь... вы напишете новые страницы книги своей жизни. И они теперь будут зависеть только от вас.

Режиссер ‒ вы! Вы можете вернуться назад и мысленно вырезать кадр из фильма... Вы можете и другое, самое важное ‒ снимать дальше новый фильм...

Вы замечаете еще одну дверь... открываете ее... И видите перед собой безбрежное синее море... Вы чувствуете много света и солнца...Вы слышите свежий морской ветерок... И видите перед собой белый прекрасный корабль... Вы вступаете на палубу этого корабля... И чувствуете, как она раскачивается на волнах... Вы замечаете две или три мачты... Вы смотрите на них... И на паруса, наполненные ветром... Корабль чистый и красивый... И все здесь вам нравится... И происходит нечто удивительное: вы слышите голос: «Корабль ‒ твой...». Это ваш к о- рабль... И вы можете сами выбирать, что делать.... Вы становитесь за штурвал... Вы стали капитаном этого корабля... Вы ведете его к своей цели через шторм, бурю, навстречу солнцу, навстречу людям... Берите на себя ответственность за свой курс. Ведите свой корабль уверенно... Имя вашего корабля ‒ жизнь

Вы спокойны. А когда вы спокойны ‒ вы красивы, когда вы красивы ‒ вас любят... Когда вас любят ‒ вы счастливы... Вы спокойны...Вы уверенны... Вы свободны... Вы ‒ хозяин своей жизни.

Сделайте глубокий вдох, выдох и медленно открывайте глаза, возвращаясь обратно.

4.Рефлексия занятия.

Что понравилось?

Что хотелось бы добавить?

Что было трудно?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Просвещение для педагогов: "Безобидные фразы, которые не должны говорить воспитатели".

Подобные высказывания оказывают сильное воспитательное воздействие, но отрицательное. Когда ребенок слышит их, чувствует себя отверженным, ненужным. Такое воздействие нарушает психическое равнове...

Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям

В данном материале собраны примеры фраз, которые кажутся воспитателям безобидными, а на самом деле негативно влияют на детей и рекомендации, чем их заменить, которые...

Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям

Через всю свою  жизнь мы проносим  образ того, кто первый  ввел в новый мир- воспитатель. Шли годы, мы росли, менялось наше мироощущение, набирался бесценный багаж знаний. Жизнь ст...

Консультация на тему: "Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям"

Одним из важнейших признаков, позволяющим воспитанникам «классифицировать» своих воспитателей, является их речевое поведение. Иногда, мы не замечаем, что говоря ту или иную фраз...

Безобидные фразы, которые воспитатель не должен говорить детям

Статья содержит рекомендации для воспитателей ДОУ, которые помогут им правильно построить общение с детьми....

Памятка педагогу "Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям"

Памятка педагогу "Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям"...