Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре
статья по психологии

Игра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие. Чтобы не упустить такого ребенка и вовремя оказать ему помощь, предложите воспитателям понаблюдать, какие игрушки используют дети в их группе, и проанализировать игровые сюжеты и роли детей в игре. Рассмотрим подробно признаки, по которым можно определить детей с психологическим неблагополучием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx286.68 КБ

Предварительный просмотр:

Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре

05 января 2019

Игра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие. Чтобы не упустить такого ребенка и вовремя оказать ему помощь, предложите воспитателям понаблюдать, какие игрушки используют дети в их группе, и проанализировать игровые сюжеты и роли детей в игре. Рассмотрим подробно признаки, по которым можно определить детей с психологическим неблагополучием.

 

 
ЧЕМ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЕЗНА ДЛЯ РЕБЕНКА

Ребенок преобразует пережитый опыт в игру, благодаря чему игра:

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/cbhbxa.jpg корректирует негативное эмоциональное состояние;

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/cbhbxa.jpg метафорически отражает значимые отношения;

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/cbhbxa.jpg выражает то, что по разным причинам не может быть выражено другими путями (например, запрещено, неосознанно, амбивалентно оценивается);

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/cbhbxa.jpg позволяет ребенку символически принять активную роль в событии, где он вынужден был быть пассивным;

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/cbhbxa.jpg служит способом исполнения желаний: в сюжете отыгрывается опыт или отношения, которые ребенок хотел бы иметь;

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/cbhbxa.jpg дает возможность быть другим, не таким, как в реальности;

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/cbhbxa.jpg может быть способом повторения и экологичного переживания отрицательного опыта за счет его вынесения вовне, многократного отыгрывания травмирующих эпизодов;

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/cbhbxa.jpg дает чувство контроля над чрезмерно интенсивными внутренними побуждениями.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЗНАКОВ 

 

1. ДЕМОНСТРИРУЕТ ВЫЧУРНОСТЬ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Обратите внимание на сюжет и игровые действия дошкольника. Он может играть в основном неигровыми предметами и чаще всего одними и теми же в течение нескольких месяцев или лет.

Первый признак проявляется и в однообразных простых действиях во время игры. Например, дошкольник долго вертит предмет, стучит им, что-то пересыпает, обнюхивает или облизывает.

Насторожить может и тот факт, что ребенок не воспроизводит обычные межличностные отношения в игре. Он часто играет в одиночку вымышленными игрушками, персонажами. Основная часть игры разворачивается в его воображении, и ее фактически невозможно додумать, понять. В такую игру нельзя включиться, потому что игровой мир ребенка имеет только ему ведомый смысл.

Пример. Ребенок играет в «черную дыру». Он сидит на одном месте и совершает странные движения. Во время игры он ни на какие игровые действия взрослого не реагирует, другой игры не хочет, продолжает играть по-своему.

Такие вычурные игры указывают на психическую патологию у ребенка, возможно шизофрению. Сходные нарушения игры характерны также детям с ранним детским аутизмом (РДА) и с расстройством аутистического спектра (РАС). В этом случае на первый план выступают не вычурность и странность игры, а ее стереотипность, отсутствие намерения и желания принять какие-либо изменения (другую игрушку, сюжет, место игры).

 

 

2. РЕГРЕССИРУЕТ В ИГРЕ

 

Основной диагностический критерий регресса в игре – не отставание игры от возрастных нормативов, а потеря уже приобретенных игровых навыков, сюжетов, умений, когда ребенок возвращается к играм более раннего возрастного периода. При регрессе дошкольник отказывается от речевого сопровождения игры, перестает играть в сюжетно-ролевые игры в пользу предметно-манипулятивной. Он утрачивает способность играть самостоятельно, без взрослого, или в компании ровесников. Он сокращает и упрощает репертуар спонтанных игр.

Регресс в игре может сопровождаться регрессом во взаимодействии с родителями. Ребенок возвращается к поведению, которое было свойственно ему в более ранний период развития.

Пример. Ребенок отказывается от бытовых навыков, которые он уже освоил, и не хочет общаться (снижается уровень речевого поведения). Или демонстрирует поведение привязанности – все время зовет своих родителей, бежит к ним, лезет на руки, не отпускает, преследует.

Такое поведение ребенка свидетельствует о его интенсивных переживаниях, которые он не может выразить словами. Основная функция регресса – защитная, возникает она в ответ на переживание чувства небезопасности и символизирует желание ребенка воссоединиться с матерью, быть защищенным. Состояние регресса возникает у детей, которые перенесли насилие или оказались свидетелями насильственного преступления, жесткого обращения с близким родственником, стихийного бедствия. Также интенсивные переживания могут возникнуть у дошкольников, которые были вынуждены быстро адаптироваться к значимым изменениям в жизни.

Справка. Регресс может вызвать смерть близкого человека, появление сиблинга, поступление ребенка в детский сад или школу.

 

 

3. НЕ ИГРАЕТ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Если она отсутствует у ребенка в этом возрасте, то можно говорить об отставании в развитии. Такой признак характерен для олигофрении, органических деменций и ЗПР разного генеза.

Не путайте со случаями, когда ребенок хочет играть в сюжетно-ролевые игры, но не умеет этого делать. Например, дошкольник не умеет сам развивать сюжет, не может присоединиться к сверстникам для игры, договориться о ролях, все время меняет сюжет так, чтобы игра была приятна ему, несмотря на другие намерения остальных игроков. Этот ребенок нуждается в помощи взрослого, чтобы установить игровой контакт с ровесником. В таких случаях сюжетно-ролевая игра есть, но ребенку трудно ее реализовать из-за невротических проблем.

 

4. НЕ СПОСОБЕН ДЛИТЕЛЬНО СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ИГРЕ

Когда ребенок не может удержать внимание на игре дольше пяти минут в дошкольном возрасте, то это служит одним из критериев синдрома дефицита внимания. Неспособность длительно сосредоточиться на игре может говорить и о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). При этом нужно обратить внимание и на другие признаки.

Определите, способен ребенок дождаться своей очереди в игре или нет. Проявляет ли он импульсивность, невнимательность к деталям, есть ли трудности с самоорганизацией. У ребенка с СДВГ проявляются и гиперкинетические симптомы: моторная неловкость, двигательная расторможенность. Совокупность всех этих признаков при СДВГ возникает у ребенка в возрасте до 7 лет. Особенно остро эта неврологическая проблема проявляется в период от 7 до 12 лет.

Справка. ММД не является болезнью, но требует учета в воспитании и обучении ребенка, поэтому диагностически важна.

 

5. ЗАСТРЕВАЕТ НА ОДНОЙ ЭМОЦИИ

 

Иногда ребенок после игры не может переключиться с того чувства, которое испытывал в ней. Чаще всего это заметно в агрессивных играх: война, нападения, преследование.

Пример. Ребенок играл в войну и после игры продолжил действия с той же эмоцией – начал нападать на родителя, крушить предметы. Не отвечал на слова окружающих взрослых, не успокаивался.

Такая ригидность эмоционального состояния характерна для детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Это вариант развития нервной системы, который постепенно корректируется по мере созревания мозга.

 

 

6. ИГРАЕТ С ВООБРАЖАЕМЫМ ДРУГОМ

 

Еще один признак психического неблагополучия – игры с воображаемым другом. Воображаемый друг стабилен, он присутствует в жизни ребенка ежедневно, участвует во всех его играх и бытовых делах, ждет его из детского сада. Друг, которого придумал ребенок, имеет устойчивые индивидуальные характеристики и исполняет поддерживающую роль в жизни дошкольника.

Воображаемый друг не признак психотического процесса, но сигнализирует о значительной эмоциональной проблематике ребенка. Он указывает на обедненность личностных ресурсов ребенка в повседневной жизни: ему не хватает средств, которые позволяют совладать с характерным для данного периода жизни уровнем психологической нагрузки.

Такие игры свойственны детям, которые испытывают нехватку общения с родителями и сверстниками, перегружены развивающими занятиями, переживают родительскую конфликтность или развод. Чаще всего воображаемый друг появляется у ребенка в старшем дошкольном возрасте, в период интенсивного развития фантазии.

 

 

7. ПОСТОЯННО ПРОЯВЛЯЕТ АГРЕССИЮ В ИГРЕ

Если ребенок вне зависимости от сюжета игры проявляет в ней косвенную и прямую агрессивность, то у него повышенный уровень агрессии. Он не умеет и не может выразить агрессивные импульсы вне игры.

К косвенной агрессивности относят командный тон ребенка, отказ принимать условия другого игрока, настойчивую борьбу за то, чтобы все сделать по-своему. Также в эту группу включают негативные оценки другому, отказ осуществлять заботу, предписанную игровой ролью, – не накормлю, не спасу, не вылечу. Ребенок обращается с персонажем так, чтобы его негативные чувства усилились – стало больнее, опаснее. О прямой агрессивности можно говорить, если дошкольник ругается, обзывается, толкается, дерется, отбирает чужое.

Агрессивность типична для детей из гиперсоциализирующих семей, в которых следование этикету важнее детских переживаний. В таких семьях нельзя злиться, шуметь, что-то бросать; можно и нужно быть вежливым, послушным, всем делиться. Также она может быть показателем нарушений в развитии или невротических проблем у ребенка. Выплеск агрессии в игре может быть и отражением семейной атмосферы. У родителей ребенка возможен открытый конфликт между собой или с другими членами семьи. В этом случае агрессия в игре менее устойчива, это скорее способ решения проблемы, чем ожесточенное отношение к игрокам и персонажам, поворот сюжета в негативную сторону.

 

8. ТРАВМИРУЕТ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ

 

Ребенок, играя без взрослого, может постоянно травмироваться. Например, ронять на себя тяжелые предметы, чем-то царапаться, падать и ударяться на ровном месте. Такое поведение сигнализирует о сепарационной тревоге – ребенок беспокоится из-за разлуки с родителем, отказывается от самостоятельности в действиях. Только рядом с родителями он ощущает себя в безопасности и испытывает потребность в их присутствии.

Справка. Взрослые обычно замечают самотравмирование ребенка в игре, если оно носит устойчивый характер: «не может играть один», «с ним сразу что-то случается», «он как слепой».

Самотравмирование свойственно детям с нарушениями привязанности. Это может происходить, если родители дистанцированы от ребенка, больше заняты работой или другими детьми.

Возможно, родители допускают такие ситуации в общении, когда угрожают дошкольнику не любить его или покинуть, если он не будет их слушаться: «я тебя такого не люблю», «отдам тебя тете», «не слушаешься – тогда мама уйдет», «вернем в магазин», «возьмем другого мальчика вместо тебя». В ответ на их слова ребенок дает такую реакцию.

 

 

9. ПОВТОРЯЕТ ОДИН И ТОТ ЖЕ СЮЖЕТ

 

Сюжет игры символически отражает значимые переживания ребенка о себе и мире. В игре дошкольник отображает какие-то фрагменты социальной действительности: семейные отношения, разрешение конфликтов, установление близких отношений, обучение, торговлю.

Повторяющийся сюжет игры диагностичен: в нем ребенок воссоздает сотрудничество, конкуренцию, стремление быть важным для других, утолить голод (потребность в чем-то извне). Обратите внимание на сюжеты, которые повторяются не реже, чем раз в три дня на протяжении не менее трех месяцев. Определите по таблице – приложение 2, какие свои переживая ребенок неосознанно проигрывает в игре.

 

 

10. НАЗОЙЛИВО ПРЕСЛЕДУЕТ ДРУГИХ ДЕТЕЙ

 

На психологическое неблагополучие указывает стремление ребенка присоединиться к каждому играющему ребенку без разбора. В таких случаях дошкольник не реагирует на отказы, игнорирует все сигналы о том, что с ним не хотят играть. Взрослые характеризуют таких детей утомительными, навязчивыми, надоедливыми, прилипчивыми.

Пример. Мама пришла с ребенком на детскую площадку, где гуляют другие дети. Мальчик навязчиво пытается играть с ними, подсаживается, что-то спрашивает. Детям это не нравится, и они начинают сторониться. Мальчик опять к ним подходит. Дети начинают убегать от него, мальчик бегает по площадке за ними. Мама пытается его остановить, увести с площадки, но он не реагирует на ее слова.

Назойливость характерна для детей, которые воспитываются в социально неблагополучных семьях, где детская потребность в общении и игре никому не интересна. В этом случае ребенок пытается реализовать неудовлетворенную коммуникативную потребность в детском саду.

Навязчивые дети могут быть и у родителей, которые не умеют или не считают нужным установить границы, научить ребенка слышать и воспринимать отказ. Они не используют прямые запреты и слова «нет», «нельзя», считая это необязательным или болезненным для ребенка. В результате ребенок не способен воспринимать требование другого человека о сохранении границ.

Важно. Родители, которые не устанавливают границы для ребенка, на самом деле избегают принятия на себя всей полноты родительской роли.

Преследовать других детей может и ребенок, который находится в созависимости с родителем, когда пожелания другого не высказываются, а должны быть угаданы. В этом случае дошкольник часто не способен различать ситуации по типу «надо сделать самому» – «надо сделать с кем-то», что проявляется и в игре, и в других видах деятельности.

 

 

11. ИГРАЕТ ТОЛЬКО С ГАДЖЕТОМ

 

Этот признак будет очевиден больше родителям, чем воспитателям. Если электронная игра вызывает у ребенка больше положительных чувств, чем любая другая, и он предпочитает ее взаимодействию с ровесниками и членами семьи, можно говорить об игровой зависимости. Ребенок не может самостоятельно завершить игру или отказаться от нее, а запрет на игру приводит к негативным переживаниям.

Зависимый от электронных игр ребенок всегда эмоционально неблагополучен. Он имеет неудовлетворенные потребности в сенсорном разнообразии, общении, психологической безопасности, последовательном воспитании.

 

  1. Демонстрирует вычурность игровых действий
  2. Регрессирует в игре
  3. Не играет в сюжетно-ролевые игры
  4. Не способен длительно сосредоточиться на игре
  5. Застревает на одной эмоции
  6. Играет с воображаемым другом
  7. Постоянно проявляет агрессию в игре
  8. Травмирует себя во время самостоятельной игры
  9. Повторяет один и тот же сюжет
  10. Назойливо преследует других детей
  11. Играет только с гаджетом

+

Диагностическая памятка «Нарушения игры и психологический статус ребенка»

  • Аутичное: партнер не нужен
    Психическая или неврологическая патология
    Стереотипный сюжет (РДА, РАС), вычурный сюжет (шизофрения)

Невротическая (психогенная, обратимая) проблематика
Разнообразные сюжеты, символическое использование игрушек, имитация элементов социальной действительности при неумении установить и поддержать контакт с ровесником, неспособность играть без взрослого

Норма Возраст до трех лет

  • Агрессивное
    Психическая или неврологическая патология
    Агрессия стабильна (не менее трех месяцев), тотальна (в разных играх, с разными партнерами) – ранние проявления расстройства личности (психопатии). Если это сочетается с отсутствием сюжетно-ролевой игры у ребенка старше трех лет – нарушения интеллекта

Невротическая (психогенная, обратимая) проблематика
Агрессия устойчива, но непостоянна, возникает в игре при определенных условиях, не заданных сюжетом игры. Например, после наказания, в болезни, с сиблингом, только в присутствии родителей или, наоборот, когда их нет

Норма
Отдельные эпизоды, обусловленные игровым сюжетом и ролью; нет ущерба другому/себе/игрушке. Например: стреляет из пистолета, преследует врага в этой игре, но в другой неагрессивен

  • Ригидное: застревание на одном переживании или на одном сюжете

Психическая или неврологическая патология
Застревание на возникшем в игре переживании – ММД.При отсутствии сюжетно-ролевой игры у ребенка старше трех лет – интеллектуальный дефект

Невротическая (психогенная, обратимая) проблематика
Повторяющийся сюжет негативного символического значения (катастрофа, преступник и полицейский, ремонт или лечение, побег, уединение, воздвижение оград, сексуальная тематика).Электронная игра в ущерб другим играм и видам деятельности, неспособность самостоятельно завершить ее, позитивные чувства от игры, негативные от запрета или невозможности играть

Норма
Игра с воображаемым другом. Длительность повторяющейся игры – не более двух месяцев; как правило, повторяющийся сюжет связан со значимым событием (например, болезнь, переезд, изменение состава семьи, поступление в учреждение) или с приобретением новой игрушки, диктующей такой сюжет (например, набор доктора – игры в лечение)

  • Неустойчивое, одна игра длится не более пяти минут
    Психическая или неврологическая патология
    СДВГ: импульсивность, гиперкинетический синдром (старше шести лет)

Невротическая (психогенная, обратимая) проблематика
Игра длится дольше в случае, если к ребенку присоединяется родитель и (или) другие дети

Норма
Возраст до шести лет

  • Назойливое, прилипчивое
    Психическая или неврологическая патология
    Гиперэмоциональность, поведение без учета контекста ситуации и реакций партнера по общению, сниженная критичность к себе – нарушения интеллекта.

В сочетании со сниженной способностью адаптироваться к ординарным обстоятельствам жизни – расстройство личности (психопатия)

Невротическая (психогенная, обратимая) проблематика
Депривированная потребность в общении:
активные попытки общения с каждым оказавшимся рядом человеком;
инициирование контакта;
быстрый и подробный рассказ о себе;
попытки оказаться в центре ситуации;
получить одобрение.
Поиск негативного внимания (очевидно запрещенные действия, которые повлекут за собой внимание взрослых), неразборчивость, отсутствие интереса к партнеру, кроме использования его как фона для того, чтобы высказаться

Норма

Возраст до трех лет. Единичные эпизоды навязчивости в ответ на ситуации нехватки общения в семье (например, после командировки одного из родителей, больницы, отдыха без детей-ровесников)

 

 Шпаргалка «Отражение переживаний ребенка в сюжете игры»

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/oq6cdc.jpg

Автор: Александра Фокина,
доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, член Федерации психологов-консультантов России, к. п. н.

Источник:

https://e.stvospitatel.ru/article.aspx?aid=694166


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Признаки, по которым можно определить, что ребенок начал употреблять наркотики.

• Резкие перепады в настроении ребенка: беспричинное возбуждение, апатия, смех без повода или сонливость. • Изменение ритма сна ребенка: в течение дня он сонлив, вял, медлителен, а после вечерней...

Консультация "11 признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре"

   Если внимательно наблюдать за игрой ребенка, можно диагностировать его психологическое неблагополучие, не прибегая к другим методам исследования....

Консультация педагога-психолога 11 признаков психологического неблагополучия в игре ребенка

Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игреИгра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие....

Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре

Игра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие. Чтобы не упустить такого ребенка и вовремя оказать ему помощь, предложите восп...

"Признаки психологического неблагополучия ребенка"

Признаки психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре....

Консультация "Признаки, по которым можно определить, что по отношению к ребёнку осуществляется насилие"

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей...