Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре
презентация

Игра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие. Чтобы не упустить такого ребенка и вовремя оказать ему помощь, предложите воспитателям понаблюдать, какие игрушки используют дети в их группе, и проанализировать игровые сюжеты и роли детей в игре. Рассмотрим подробно признаки, по которым можно определить детей с психологическим неблагополучием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_detskaya_igra_kak_diagnosticheskoe_sredstvo_-_kopiya.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад «Феденька» Детская игра как диагностическое средство психического развития детей дошкольного возраста

Слайд 2

Виды игр: сюжетно-ролевые (ролевые, режиссерские ); игры с правилами ( словесные, дидактические, подвижные, настольно-печатные, музыкально-ритмические и т. д. ); игры-развлечения ; - игры-драматизации; развивающие игры; - компьютерные игры. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника и важнейшее средство его развития и воспитания

Слайд 3

Первый этап: (ранний возраст, 1 -3 г. ) *совместные игровые действия со взрослым; * манипулятивные игры; * предметная деятельность; * начало самостоятельной игры; * игры с предметами-заместителями; *музыкальные упражнения. Особенности : многократное повторение игровых действий. Этапы развития игровой деятельности дошкольника

Слайд 4

Второй этап: (игры детей 4 г. ж. ) * бытовые игры; *сюжетно-ролевые игры; *строительные игры; *дидактические игры; * настольно-печатные игры; *музыкальные игры. *игры с воображаемыми предметами и персонажами ; Особенности: самостоятельная постановка игровых задач и реализация их, изменение первоначального назначения игрушки

Слайд 5

Третий этап: (игры детей 5 г. ж. ) *игры с правилами ; * игры-драматизации ; * театрализованные игры; * обучающие игры; *музыкально-ритмические игры; Особенности : обозначение в игре действия словом; взаимодействие в среде сверстников, начало умений договариваться, приобретает новый социальный опыт, создают игровую среду .

Слайд 6

Четвертый этап (игры детей 6 -7 г. ж. ) *сюжетно-ролевые игры по задуманному плану; * игры-хороводы ; *творческие игры с постройками; * игры со сказочным сюжетом; * игры-фантазии; * интеллектуальные игры Особенности : самостоятельность в выборе темы игры, сверстников для ролей, подготовка предметной среды, перенос полученных знаний в игру, сопровождение игры диалогом и монологами .

Слайд 7

1. ДЕМОНСТРИРУЕТ ВЫЧУРНОСТЬ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ Первый признак проявляется в однообразных простых действиях во время игры, ребенок не воспроизводит обычные межличностные отношения в игре . В такую игру нельзя включиться, потому что игровой мир ребенка имеет только ему ведомый смысл. Сходные нарушения игры характерны также детям с ранним детским аутизмом (РДА) и с расстройством аутистического спектра (РАС). Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре

Слайд 8

Основной диагностический критерий регресса в игре – не отставание игры от возрастных нормативов. При регрессе дошкольник отказывается от речевого сопровождения игры, перестает играть в сюжетно-ролевые игры в пользу предметно- манипулятивной . Он утрачивает способность играть самостоятельно, без взрослого, или в компании ровесников . Такое поведение ребенка свидетельствует о его интенсивных переживаниях, которые он не может выразить словами (адаптация, смерть близкого человека, депривация потребностей ребенка и др.) 2. РЕГРЕССИРУЕТ В ИГРЕ

Слайд 9

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Если она отсутствует у ребенка в этом возрасте, то можно говорить об отставании в развитии . Не стоит путать со случаями, когда ребенок хочет играть в сюжетно-ролевые игры, но не умеет этого делать. Этот ребенок нуждается в помощи взрослого, чтобы установить игровой контакт с ровесником. Взрослому необходимо научить ребенка играть, создать условия для развития сюжета, принятия на себя роли. 3. НЕ ИГРАЕТ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Слайд 10

Неспособность длительно сосредоточиться на игре может говорить и о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). У ребенка с СДВГ проявляются и гиперкинетические симптомы: моторная неловкость, двигательная расторможенность. Совокупность всех этих признаков при СДВГ возникает у ребенка в возрасте до 7 лет . СДВГ не является болезнью, но требует учета в воспитании и обучении ребенка, поэтому диагностически важна. 4 . НЕ СПОСОБЕН ДЛИТЕЛЬНО СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ИГРЕ

Слайд 11

Иногда ребенок после игры не может переключиться с того чувства, которое испытывал в ней. Чаще всего это заметно в агрессивных играх: война, нападения, преследование. Такая ригидность эмоционального состояния характерна для детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Это вариант развития нервной системы, который постепенно корректируется по мере созревания мозга. 5. ЗАСТРЕВАЕТ НА ОДНОЙ ЭМОЦИИ

Слайд 12

Еще один признак психического неблагополучия – игры с воображаемым другом. Воображаемый друг не признак психотического процесса, но сигнализирует о значительной эмоциональной проблематике ребенка. Он указывает на обделенность личностных ресурсов ребенка в повседневной жизни. Такие игры свойственны детям, которые испытывают нехватку общения с родителями и сверстниками, перегружены развивающими занятиями, переживают родительскую конфликтность или развод. Чаще всего воображаемый друг появляется у ребенка в старшем дошкольном возрасте, в период интенсивного развития фантазии. 6. ИГРАЕТ С ВООБРАЖАЕМЫМ ДРУГОМ

Слайд 13

Ребенок вне зависимости от сюжета игры проявляет в ней косвенную и прямую агрессивность. К косвенной агрессивности относят командный тон ребенка, отказ принимать условия другого игрока, настойчивую борьбу за то, чтобы все сделать по-своему. О прямой агрессивности можно говорить, если дошкольник ругается, обзывается, толкается, дерется, отбирает чужое. Выплеск агрессии в игре может быть отражением семейной атмосферы. У родителей ребенка возможен открытый конфликт между собой или с другими членами семьи. Также она может быть показателем нарушений в развитии или невротических проблем у ребенка. 7. ПОСТОЯННО ПРОЯВЛЯЕТ АГРЕССИЮ В ИГРЕ

Слайд 14

Ребенок, играя без взрослого, может постоянно травмироваться. Такое поведение сигнализирует о сепарационной тревоге – ребенок беспокоится из-за разлуки с родителем, отказывается от самостоятельности в действиях. Возможно, родители допускают такие ситуации в общении, когда угрожают дошкольнику не любить его или покинуть, если он не будет их слушаться: «я тебя такого не люблю», «отдам тебя тете», «не слушаешься – тогда мама уйдет», «вернем в магазин», «возьмем другого мальчика вместо тебя». В ответ на их слова ребенок дает такую реакцию . Самотравмирование свойственно детям с нарушениями привязанности. Это может происходить, если родители дистанцированы от ребенка, больше заняты работой или другими детьми. 8 . ТРАВМИРУЕТ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ

Слайд 15

Сюжет игры символически отражает значимые переживания ребенка о себе и мире. В игре дошкольник отображает какие-то фрагменты социальной действительности: семейные отношения, разрешение конфликтов, установление близких отношений, обучение, торговлю. Повторяющийся сюжет игры диагностичен : в нем ребенок воссоздает сотрудничество, конкуренцию, стремление быть важным для других, утолить голод (потребность в чем-то извне). 9 . ПОВТОРЯЕТ ОДИН И ТОТ ЖЕ СЮЖЕТ

Слайд 16

На психологическое неблагополучие указывает стремление ребенка присоединиться к каждому играющему ребенку без разбора. В таких случаях дошкольник не реагирует на отказы, игнорирует все сигналы о том, что с ним не хотят играть. Взрослые характеризуют таких детей утомительными, навязчивыми, надоедливыми, прилипчивыми. Назойливость характерна для детей, которые воспитываются в социально неблагополучных семьях, где детская потребность в общении и игре никому не интересна. В этом случае ребенок пытается реализовать неудовлетворенную коммуникативную потребность в детском саду. Навязчивые дети могут быть и у родителей, которые не умеют или не считают нужным установить границы, научить ребенка слышать и воспринимать отказ. Они не используют прямые запреты и слова «нет», «нельзя», считая это необязательным или болезненным для ребенка. В результате ребенок не способен воспринимать требование другого человека о сохранении границ. 10 . НАЗОЙЛИВО ПРЕСЛЕДУЕТ ДРУГИХ ДЕТЕЙ

Слайд 17

Если электронная игра вызывает у ребенка больше положительных чувств, чем любая другая, и он предпочитает ее взаимодействию с ровесниками и членами семьи, можно говорить об игровой зависимости. Ребенок не может самостоятельно завершить игру или отказаться от нее, а запрет на игру приводит к негативным переживаниям. Зависимый от электронных игр ребенок всегда эмоционально неблагополучен. Он имеет неудовлетворенные потребности в сенсорном разнообразии, общении, психологической безопасности, последовательном воспитании . 11 . ИГРАЕТ ТОЛЬКО С ГАДЖЕТОМ

Слайд 18

Шпаргалка «Отражение переживаний ребенка в сюжете игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Признаки, по которым можно определить, что ребенок начал употреблять наркотики.

• Резкие перепады в настроении ребенка: беспричинное возбуждение, апатия, смех без повода или сонливость. • Изменение ритма сна ребенка: в течение дня он сонлив, вял, медлителен, а после вечерней...

Консультация "11 признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре"

   Если внимательно наблюдать за игрой ребенка, можно диагностировать его психологическое неблагополучие, не прибегая к другим методам исследования....

Консультация педагога-психолога 11 признаков психологического неблагополучия в игре ребенка

Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игреИгра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие....

"Признаки психологического неблагополучия ребенка"

Признаки психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре....

Консультация "Признаки, по которым можно определить, что по отношению к ребёнку осуществляется насилие"

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей...

Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре

Игра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие. Чтобы не упустить такого ребенка и вовремя оказать ему помощь, предложите восп...