Консультация для родителей: "Как играть с ребёнком дома. Советы"
консультация по психологии

Мальцева Оксана Михайловна

Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок умел и любил игрушки. Консультация познакомит родителей с самыми главными принципами в играх с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultats_psih.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад»

Консультация для родителей младших дошкольников «Как играть с ребенком дома. Советы»

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок умел и любил играть. И не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. А как мы расстраиваемся, когда наш малыш, имея кучу игрушек, не хочет или не умеет играть с ними.

Детям нужны родители. Играйте с ребенком! Благодаря вам он научится играть с игрушками, во всякие умные и серьезные игры. Если вы играете с ребенком, он знает, что «играть интересно», что «маме (папе) со мной интересно», и соответственно повышается его самооценка и развивается любовь к игре. И потом, игра — это отличный способ хорошо узнать своего ребенка, раскрыть его интересы.

 Самый главный принцип в играх с ребенком: играющий с ним должен играть с удовольствием. Когда ребенок видит, что родитель играет с ним неохотно, он думает, что «игра это не так интересно, раз мама (папа) так это не любит» или еще хуже: «наверно, со мной играть неинтересно». Это совсем не то, что нам хотелось бы.

 Второй принцип: не надо быть занудой. Если ребенок построит нечто и говорит, что это вертолет, а этот вертолет не очень похож на вертолет в вашем понимании, не поправляйте его, не говорите, что он не похож, что надо добавить еще какую-то деталь. Просто сами постройте вертолет таким, как вы его себе представляете, и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное представление о том, как выглядит вертолет.

Если ребенок что-то делает неправильно, никогда не говорите «не так надо, а надо так», а попробуйте направить его действия наиболее ненавязчивым способом.

А еще не надо спрашивать без конца у ребенка: а это какого цвета, а сколько здесь карандашей — если он явно не хочет на это отвечать, хотя еще вчера вам все это говорил. В таком случае лучше сделать вид, что вы сами с собой разговариваете: «Наденем мишке желтые штанишки». Только когда он сам захочет отвечать, можете его расспросить обо всем на свете.

Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через некоторое время начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его. Когда появляется новая игра, а он хочет в нее поиграть не так, как там написано, позвольте ему поиграть по- своему.

 Третий принцип: фантазируйте. Если чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше попробовать немного этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую. Например, вы вместе играете в машинки и гаражи, а ребенок потерял интерес. А вы на подмогу: «Едет красная машинка и плачет — где же мой домик, где же мой домик». Уверена, что ребенок тут же живо заинтересуется, поставит в гараж не только машинки, но и расставит все остальные игрушки на места.

 Четвертый принцип: учите ребенка фантазировать. Даже из простых кубиков можно сделать теплоход, вообразить, будто это продукты для похода на Северный полюс или дрова для пикника в лесу.

И рисование тоже повод научить ребенка фантазировать: ребенок малюет желтым цветом. Он сам не знает, что рисует, я же радуюсь: «Ой, какой большой апельсин. Всем твоим друзьям хватит». В следующий раз синие мазки станут дождем или снегопадом и т. д. И ребенку нравится сознавать, что он не просто малюет, а действительно у него что-то реальное получается.

 Пятый принцип: хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Ребенку очень радостно сознавать, что то, что он делает, нравится маме и папе.

 Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ребенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т. д.

 Седьмой принцип: дайте ребенку то, что его интересует больше всего. Есть дети, у которых есть «мания». Ну, например, ребенок хочет играть только в машинки или только в куклы. Хорошо, включите фантазию. На машине можно «съездить» в Бразилию. С куклой можно «сходить» в зоопарк. Пусть в играх фигурирует его «мания», пусть он узнает о ней как можно больше.

 Восьмой принцип: игрушки надо аккуратно хранить. Если кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки, носки и прочее, то ребенок, заглянув в свой шкаф, точно не захочет играть, а если и вытащит этот хлам — покопается в нем, ничего толкового из него не извлечет и снова запихнет обратно.

Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно, и хорошее отношение к вещам начинается с хорошего отношения к игрушкам. Лучше потратить время и вместе с ребенком в форме игры навести порядок в комнате.

 Девятый принцип: почаще проводите «ревизию» — нужно убирать сломанные игрушки и убирать игры, из которых ребенок уже «вырос».

 Десятый принцип: разнообразие игр. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые развивают его как можно шире: и музыка, и искусство, и математика, и язык, и география... Объясняйте ребенку как можно больше понятий. Сами подумайте, какие способности вы хотели бы у него развить. Однако надо учитывать возрастные особенности ребенка. Не стоит вешать географическую карту, если вашему ребенку страшно интересно отлепить ее от стены. И не навязывайте то, что ему не нравится. Разнообразие игр, умение с ними оперировать — это залог успешного и разностороннего развития вашего ребенка. Самостоятельная игра... Не торопитесь и не переживайте, если ваш малыш не очень любит играть самостоятельно. Во-первых, он просто хочет быть с вами (у нас именно так — ребенок по нам, работающим родителям, скучает). Во-вторых, играть одному подчас не очень-то интересно. Но ребенок, которого вообще научили играть, обязательно научится играть и самостоятельно. Скоро вы все чаще сможете себе позволить сесть на диванчик и читать книжку, время от времени выглядывая из нее, чтобы подсказать, или подкинуть идею, как развить ту или иную игру, или просто похвалить.

Успехов вам!

Педагог — психолог: Мальцева О.М.

 МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад»

Консультация для родителей старшей группы на тему:

«Воспитание у детей внимания и усидчивости»

.
Ребёнку 3-6 лет нелегко быть внимательным и усидчивым. Это обусловлено возрастными особенностями. Ребёнок не рождается внимательным и усидчивым, эти качества необходимо в нём развивать с самого раннего детства. Ему не всегда удается дослушать сказку до конца, в течение десяти-пятнадцати минут заниматься каким-то одним делом, тем более, если появляются отвлекающие факторы, на которые сразу же переключается внимание ребёнка. Внимание и усидчивость тесно связаны друг с другом. Если ребёнок внимательный, то он может кропотливо заниматься одним делом. Если ребёнок усидчивый, то его внимание всегда будет собрано и не станет рассеиваться на посторонние вещи. 
Что такое внимание?
Внимание является психологической характеристикой, когда человек может выбирать нужную для себя информацию, при этом отсеивая всё лишнее. То есть с помощью внимания происходит своего рода фильтрация информации. Если человек невнимателен и постоянно отвлекается, то в его мозг поступает множество ненужных сигналов внешнего мира, что может привести в перегрузке мозга со всеми вытекающими отсюда последствиями. Относительно детей дошкольного возраста можно сказать, что они могут сосредотачивать внимание только на интересных для них вещах, играх, предметах. Если ребёнку интересно, то он дослушает сказку до конца, будет долго играть в одну и ту же игру, но если на горизонте появится что-то более интересное, то его внимание сразу же переключается. Например, ребёнок с интересом слушает рассказ мамы, открыв рот, но вот в комнату вбегает старший брат и начинает играть в машинки – всё, рассказ мамы потерял для него всякий интерес, и он уже присоединяется к брату, чтобы поиграть вместе. 
Каким бывает внимание?
В психологии выделяют три вида внимания. 
1. Непроизвольное внимание появляется с самого рождения ребёнка, когда он реагирует на какой-то внешний раздражитель: голос мамы, свет, резкий звук и так далее. 
2. Произвольное внимание определяется тем, что человек проявляет усилие, чтобы на чём-то сосредоточиться, прикладывает своё волевое усилие. Так как у детей-дошкольников волевой механизм развит ещё очень плохо, это и становится причиной рассеянности внимания. Ребёнок ещё не умеет организовать себя, чтобы не отвлекаться на другие предметы. Произвольное внимание играет большую роль в обучении, которое будет успешным, если школьник сможет усилием воли концентрироваться на рассказе педагога и определённой деятельности. Такой вид внимания обязательно необходимо тренировать и развивать.
3. Постпроизвольное  внимание предполагает не усилие воли, а интерес. Так, например, хороший педагог и воспитатель всегда пытается вызвать у детей именно постпроизвольное внимание, это не утомляет детей во время занятий, они хорошо воспринимают и усваивают учебный материал. Но для этого взрослому приходится немало постараться, чтобы придумать что-то такое, что бы могло вызвать большой интерес у ребёнка. Дошкольник может долгое время слушать сказку, если она для него очень интересна, ребёнок замирает, он ловит каждое слово – это и есть постпроизвольное внимание.

Качества внимания.
Выделяют несколько качеств внимания:
• Ёмкость - означает количество объектов, которые человек может охватить одновременно;
• Скорость переключения – показывает, насколько быстро человек может переключить своё внимание с одной вещи на другую;
• Устойчивость – предполагает способность необходимое время концентрировать своё внимание на одном предмете.
• Избирательность – означает способность отсеивать лишнее и воспринимать лишь необходимое;
• Распределение – это способность одновременно выполнять несколько дел;
• Произвольность представляет собой сосредоточение внимания, когда это требуется, прикладывая для этого усилие воли. 
Все эти три качества необходимо воспитывать в ребёнке с самого раннего детства. Если какое-то из этих качеств не развито или развито плохо, то это приводит к проблемам в обучении и другим трудностям. Так, при маленькой ёмкости внимания ребёнок не сможет концентрироваться на нескольких предметах, удерживая их в уме. При неустойчивости внимания ребёнок постоянно отвлекается. При плохой избирательности внимания ребёнку не удаётся сосредоточиться на том, что требует выполнение поставленной цели. 
Психологический аспект внимательности и рассеянности.
У внимательных и усидчивых детей отмечаются успехи в учёбе, их развитие на ступень выше своих рассеянных сверстников. Почему одни дети усидчивые, наблюдательные и умеют сосредотачиваться, а другие постоянно пребывают в рассеянности? На это вопрос помогает ответить психологическая точка зрения на данную проблему.
1) Каждый ребёнок индивидуален, он рождается с определёнными природными задатками и способностями. Одни дети более активны, другие – пассивны, одни – молчаливы, другие – болтливы. Это обусловлено во многом нервной системой ребёнка. Поэтому если малыш рождён рассеянным и неусидчивым, то его нельзя в этом упрекать, а стараться помочь развить эти качества. Но при этом стоит помнить, что у каждого ребёнка существует верхний предел своих возможностей, и требовать от него чего-то большего будет просто бесполезно. 
2) Значительное влияние на внимательность оказывает ещё и интеллектуальная активность, которая является врождённой. Чем ребёнок внимательнее, тем он и любознательнее. Но низкий уровень интеллектуальной активности ребёнка можно повысить, а помочь в этом могут грамотные педагоги, воспитатели и, конечно же, родители.
3) Парадокс, но иногда рассеянность совсем не означает невнимательность, а наоборот – высокую концентрацию внимания на каком-то одном деле, предмете. То есть ребёнок с головой погружается в занятие, не замечая ничего вокруг, при этом выглядя рассеянным. И это уже является крайностью, которая не может положительно влиять на становление личности и развитие ребёнка. В современном мире, достаточно много детей «страдают» таким вниманием, например, когда ребёнок отрывается от реального мира и погружается в мир виртуальных компьютерных игр, не замечая никого и ничего вокруг.
4) На уровень внимательности ребёнка влияет стиль воспитания. Некоторые родители в самых благородных целях чрезмерно опекают своего малыша, такая гиперопека подавляет детскую инициативность и волю, поэтому произвольного внимания от таких детей добиться весьма проблематично. При свободном стиле воспитания, когда ребёнок предоставлен сам себе и над ним нет контроля со стороны взрослых, организовать внимание также очень непросто. Поэтому некоторые родители слышат от педагогов и воспитателей, что их ребёнок способный, но невнимательный. 
5) Рассеянность внимания может быть обусловлена физиологическими факторами: заболеваниями, инфекциями, недостатком витаминов, неполноценным сном, неправильным режимом дня и т. п. Полезные игры и упражнения на развитие внимательности.
Вместо шляпы на ходу он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки.
Вот такой рассеянный с улицы Бассейной!
Если это стихотворение С. Маршака подходит для вашего ребёнка, то необходимо как можно раньше принимать меры и развивать у него внимание, усидчивость и наблюдательность. Следует начинать уже с раннего дошкольного возраста, когда рассеянность ещё не стала полноценной характеристикой личности. В противном случае невнимательному ребёнку будет трудно даваться учёба в школе, он будет совершать много ошибок по невнимательности. Если вы не желаете ребёнку такой участи, то всё в ваших руках. Ниже приведены самые простые игры и упражнения, которые помогут вам в развитии внимательности у вашего ребёнка. 

Педагог — психолог: Мальцева О.М.

                            МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад»

Консультация для воспитателей на тему:

«Один ребенок в семье».

Отец, мать, ребенок… . В наше время семья в таком составе не редкость. В связи с этим существует проблема воспитания в семье единственного ребенка.

 Успех тут во многом определяется взаимоотношением родителей и воспитателей.

Очень важно, что бы родители не только заботились о том, что бы ребенок сыт и одет, но и, самое главное старались быть ему друзьями. Душевная связь с малышом, постоянный с ним контакт – непременное условие дружеских отношений. Родительская мудрость состоит в том, что бы увидеть в своем ребенке будущего взрослого, знать, что и у малыша есть свои интересы, любимые занятия, игры и с этим нужно считаться.

А еще нам надо быть, открытыми с детьми, разговаривать с ними на равных. К этому особенно к чувствительны дети 6 – 7 лет. Однако не всегда мы становиться хорошими собеседниками, не всегда умеем слушать его, отвечать на тысячи «почему?». Не редко раздражаемся, когда ребенок задет много вопросов. Каждый день мы спрашиваем ребенка, что он ел, как вел себя в детском саду. А вот что нового дошкольник узнал сегодня, чем помог воспитателю, с кем и как играл, - об этом порой забываем спросить. Между тем, вы заметили, по дороге малыш пытается вам рассказать о том, как он провел свои день ( его  рисунок понравился детям, в группе появилась черепаха, хомячки, что они беленькие и пушистые с черными глазками как две бусинки, что кто – то заболел, что они играли в кукольном спектакле, что он участвовал и очень доволен сыгранной ролью. )

Всегда ли общение ребенка с родителями приносит ему радость ему?

К сожалению не всегда. Но почему? Давайте рассмотрим типичную ситуацию вечернего общения. После работы мама занята на кухне. У папы тоже свои дела. Что делает малыш?

Посидел у телевизора. Неинтересно. Полистал книгу ( сам читать не умеет). Побежал к маме: « почитай, пожалуйста»,- попроси папу, я занята. Но ведь папа тоже занят « Не приставай», но она уже сердится. Пошел играть сам, увлекся игрушками. Мама зовет его ужинать, ребенок не слышит. Брось тебе говорят:- это уже папа. За ужином ребенок плохо ест, мама нервничает, ругает его. Вот и вечер прошел. Ребенку пора спать. А сыном не позанимались (или с дочкой) не получилось общения с ним. «Не приставай, брось, получишь у меня» - такие слова не редко слышит малыш. Грубость – это болезнь, которой страдают многие родители. И если малыш заразился грубостью лечить его трудно. А может и лечит некого не нужно? Достаточно самому устоять, сдержать себя, не вызвать  ребенка на грубость? Может лучше вовлечь его в интересную игру, дать посильное задание. Очень важно помочь организовать собственную игру (деятельность). Быть с ним не просто рядом, а вместе.

Дошкольные годы ребенок много играет. Через игру он открывает для себя окружающий мир и открывает миру самого себя. В игре развиваются многие свойства личности, которые во многом определяют его настоящее и будущее развитие влияют на его поведение. И от того, какой будет игра ребенка в девстве, во многом зависит, каким человеком он вырастит. Об исключительном значений игры в жизни дошкольника говорила Н. Крупская: … «игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания». Её оценка детской игры актуальна и сегодня. К сожалению не все родители понимают роль игры в жизни ребенка, порой считать её несерьезным занятием (вот учеба – это да!).

И все таки игра это серьезно. Давайте повернемся к этой деятельности, и мы увидим самих себя. Потому что мы – родители, наша жизнь для них образец подражания. Наши поступки, наши дела, наше отношения с окружающими ребенок отражает в своей игре.  Тут он очень похож и на своего папу, и на свою маму.

Постараетесь стать сыну или дочери стать партнером в игре. Возвращайтесь иногда в мир детства, войдите в игру ребенка архитектором или врачом, шофером или поваром, и вы увидите, сколько радости будет в детских глазах. Часто малыши играют в детский сад и ребенок всегда берет на себя роль воспитателя. Но у воспитателя должны быть дети. Возьмите на себя роль ребенка и вы поймете как не просто выполнять все требования взрослых, лучше узнаете сына или дочь. Вместе испытайте радость общения. Иногда малышу важно не столько ваше активное участие в игре сколько поддержания его игрового интереса. Хорошим помощником может стать детская книга. Родители читают сказки, рассказы. Однако не всегда прочитанное оставляет след в душе ребенка. Причиной этого может быть то, что произведение не соответствует возрасту, неинтересно прочитано. А главное после прочитанного редко говорим о том, что прочитали, не интересуемся как воспринял он эту сказку. А ведь откровенный разговор после чтения, рассматривания иллюстраций, стимулирует его желание самому пережить то о чем узнал из книги. И тогда малыш с удовольствием изображает в игре смелого рыцаря и милую золушку, красную шапочку и лису Патрикеевну. Все дети очень любят спектакли. Им нравиться не только смотреть представления, но и самим участвовать быть артистами. Родители могут помочь ребенку изготовить не которые атрибуты к играм по содержания сказок (шапочки – маски, элементы одежды) и разыграть сказку по ролям. Удовольствие получает и ребенок и родитель. Для этой же цели можно использовать игрушки – самоделки, книжки серий «Малыш», «Театр» - вместе с ребенком вырезать игрушки, выкройки, склеить и вместе поиграть. Хочется обратить внимания родителей на то, что к играм ребенка следует относиться с большим вниманием, тактом и терпением. Надо постараться не быть равнодушным к плодам детской фантазии в игре, беречь и обогащать эту деятельность малыша.

Несколько рекомендаций

Если ребенок растет центром вселенной, то он просто не задумывается, что бывает по-другому. Родителям важно сохранять свое личное пространство и не делать ребенка смыслом жизни — тогда у него не будет шока от того, что в школе или детском саду не будут прыгать вокруг и удовлетворять каждое желание.

В современном мире есть огромное количество возможностей для социализации ребенка – секции, кружки, клубы раннего развития, детские сады, школы и даже простые детские площадки и игровые комнаты. Не имея большой семьи, малыш научится и делиться, и договариваться, и находить компромиссы, и уважать чужую собственность. Просто нужно уделять этому внимание.

Не важно, сколько детей растет в вашей семье – один или несколько, важно, сколько и какого внимания вы ему уделяете. Если вы нашли баланс, то никаких проблем у него не возникнет, даже если он будет расти без братьев и сестер.

Педагог — психолог: Мальцева О.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как играть с ребёнком дома."

В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Игра является средством для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей...

Консультация для родителей «Как играть с ребёнком дома, используя разные виды конструирования»

Конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный неповторимый мир....

Консультация для родителей "Музыкальные игры с ребёнком дома"

Консультация для родителей "Музыкальные игры с ребёнком дома"...

Консультация для родителей. Как играть с ребенком дома. Советы

Не можете выйти из дома из-за плохой погоды, карантина или другой причины? Не спишите занимать детей гаджетами....

Консультация для родителей. Как играть с ребенком дома. Советы

Консультация для родителей. Как играть с ребенком дома. Советы...