Готовимся к школе
консультация по психологии (подготовительная группа)

Как правило, дети, поступающие в первый класс, умеют считать, читать, и казалось бы, они полно­стью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников обнаруживают трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных пра­вил и понятий, в установлении и обо­сновании причинно-следственных свя­зей. Одна из распространенных при­чин такого положения - недостаточ­ное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

Большая часть будущих школьников владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме про­граммы детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников по­казывает, что многие не умеют: выделять главное, планировать, видеть скрытый смысл текста и др., решать логические задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovimsya_k_shkole.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к школе:

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста

Как правило, дети, поступающие в первый класс, умеют считать, читать, и казалось бы, они полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников обнаруживают трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения - недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

Большая часть будущих школьников владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программы детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников показывает, что многие не умеют: выделять главное, планировать, видеть скрытый смысл текста и др., решать логические задачи.

Поэтому чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности и тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе - абстрактному мышлению.

Начиная занятия со своим ребенком, родители должны выбирать игры и упражнения в порядке нарастания сложности, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка и сложность которых вполне соответствует возможностям ребенка. Доступность заданий и успешное его выполнение придадут ребенку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.

Регулярные занятия с ребенком по развитию мышления не только существенно повысят интерес к интеллектуальным задачам, доставят удовольствие от их выполнения, но и подготовят к обучению в школе. Что немаловажно, занятия сближают родителей и ребенка.

Каждый раз ход игры потребует от дошкольника развернутых речевых высказываний. При выполнении некоторых заданий особенно активно задействованы внимание и память.

Игры для развития мышления

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов: топор и молоток; скрипка и пианино; книга и тетрадь; вода и молоко; муха и бабочка; дом и избушка; стулья и стол; шалость и драка; город и деревня; щекотать и гладить.

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел топор? А молоток?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить: «Похожи топор и молоток или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?» Проанализируйте ответы ребенка.

«Закончи слово» (скорость мышления)

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По...» - так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: по-, на-, за-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

«Соотношение понятий»

Предложите вниманию ребенка картинки, где изображены четыре стадии развития ветвей дерева - от зимы до осени. Попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.

Игры на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

«Найди лишнее слово»

Читайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является лишним:

•  Храбрый, злой, смелый, отважный.

•  Яблоко, слива, огурец, груша.

•  Молоко, творог, сметана, хлеб.

•  Час, минута, лето, секунда.

•  Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

«Найди лишнюю картинку»

Подберите серию рисунков, среди которых каждые три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый - лишний.

Предложите ребенку первые четыре рисунка и попросите один лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?» Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Игра на развитие гибкости ума

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

• деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...); спорт; звери; транспорт; овощи; фрукты.

Игра на развитие словесно-логического мышления

«Определи понятие»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов.

1.  Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить.

2.  Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

3.  Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, колючий.

4.  Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, вертеться, складывать, толкать.

5.  Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, шершавый.

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово. Например, слово "велосипед". Как бы ты объяснил, что это?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Школа будущего первоклассника. Готовимся к школе ВМЕСТЕ.

Ребенок идет в школу – в первый раз в первый класс. Он радуется, что уже большой, и собирается учиться только на одни пятерки. А вот родители испытывают смешанные чувства.Конечно, они гордятся с...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

Конспект НОД по формированию элементарных  математических представлений для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».Цель: Учить составлять арифметические зад...

Консультация для родителей «Скоро в школу!» Когда можно считать ребенка готовым к школе?

Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому то...

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...