Тест Люшера
учебно-методический материал по психологии

Голобородько Татьяна Викторовна

Диагностика эмоционального состояния дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interpretatsiya_testa_lyushera.docx28.74 КБ
PDF icon test_lyushera.pdf543.1 КБ

Предварительный просмотр:

Данная методика может быть использована:

- при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в саду, в школе;

- при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к будущему школьному обучению;

- при диагностике ситуации в семье;

- для выявления отношений ребенка в школу в период адаптации;

- для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Результаты многочисленных исследований подтверждают тот факт, что дети воспринимают цвета иначе, чем взрослые, статистические распределения цветовых выборов детей значительно отличаются от таковых у взрослых (Г. Клар, 1976). Следовательно, необходимо говорить, что интерпретационные таблицы в том виде, в котором они приводятся в многочисленных пособиях по использованию теста Люшера, не могут быть применены для оценки эмоционально-личностной сферы ребенка. В то же время сам выбор цвета у отдельного ребенка в значительной степени постоянный до тех пор, пока четко не меняются характеристики личности. С возрастными изменениями выбор цвета у детей все больше уподобляется выбору взрослого.

На данный момент не существует каких-либо значительных исследований по использованию теста Люшера с детьми в возрасте до 7-8 лет, не получены статистически оправданные выборки по преимуществу тех или иных выборов цветов детьми в зависимости от тех или иных факторов. Аналогично цветовые выборы в детском возрасте не могут быть применимы даже некоторые количественные оценки, разработанные к настоящему времени для взрослых (показатель суммарного отклонения, "вегетативный коэффициент" и т. П). Точно так же для детей "не подходят" даже такие качественные характеристики как "рабочая группа", "актуальные проблемы личности", напряженность внутриличностных конфликтов, тревоги и компенсации.

В то же время, исходя из основного постулата М. Люшера, на котором основывается сам тест, о постоянном, независимом от исследуемого (в данном случае ребенка) значения цветов, мы считаем возможным использовать для детей общие символические значения отдельных цветов, их личностные характеристики, полученные с помощью шкал личностного дифференциала (Эткинд, 1983; Тимофеев, Филимоненко, 1990, Руководство по использованию теста Люшера, 1996). Еще раз подчеркнем, что данные символические значения и характеристики цветов могут отображать только общие тенденции и направленности и не более того.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные: № 1 - синий. Символизирует спокойствие, состояние покоя, потребность в отдыхе, эмоциональную стабильность и радость, душевное расположение, гармонию. Личностные характеристики цвета: честность, справедливость, невозмутимость, доброта и добросовестность.

№ 2 - зеленый. Символизирует волевое усилие, напряжение и настойчивость, высокий уровень притязаний и самоуверенность, стремление к самовыражению, успеху и власти, деловитость, настойчивость и упорство в достижении целей, упрямство, энергичную защиту своих позиций. Самостоятельность, невозмутимость, черствость.

№ 3 - красный. Символизирует силу воли, активность, подходит в ряде случаев к агрессивности, стремлению к успеху через борьбу, наступательность и властность, потребность действовать и тратить силы, лидерство и инициативность, возбуждение. Личностные характеристики: чуткость, решительность, энергичность, напряженность, дружелюбие, уверенность общительность, раздражительность, привлекательность, деятельность.

№ 4 - желтый. Символизирует активность, стремление к общению и восприимчивость ко всему новому, оптимизм, радость и веселье, расслабленность и раскованность, оригинальность и стремление к расширению своих возможностей. К личностным характеристикам относятся: болтливость, естественность, открытость, общительность, энергичность.

Дополнительные: № 5 - фиолетовый. Символическое значение: уязвимость, эмоциональная выразительность, чувствительность, интуитивное понимание, очарование и мечтательность, увлечение и фантазии. Личностные характеристики: несправедливость, неискренность, эгоистичность, самостоятельность.

№ 6 - коричневый. Олицетворяет комфорт телесных ощущений, стремление к уюту и покою, физическую легкость и сенсорную удовлетворенность. Для коричневого цвета были получены следующие личностные характеристики, как уступчивость, зависимость, спокойствие, добросовестность и расслабленность.

№ 7 - черный. Символизирует в первую очередь отрицание, окончание чего-нибудь и отказ, отречение и неприятие, протест против чего - или кого-либо. В предельной форме символизирует небытие. Личностные характеристики черного цвета: непривлекательность, молчаливость и замкнутость, упрямство, эгоистичность, независимость, враждебность.

№ 0 - серый. Символизирует нейтральность и "бесцветность", неучастие, социальную отгороженность, свободу от обязательств, неуравновешенность, вялость и расслабленность, неуверенность, несамостоятельность и пассивность.

Хотя мы уже сказали, что все существующие нормы не совсем подходят для интерпретации детских цветовых выборов, все же считаем нужным указать некоторые общие особенности, которые мы знаем из опыта, которые иногда "работают" в работе с детьми!

М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций: первая позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

Второй позиция показывает цель, к которой стремится исследуемый;

3-я и четвёртая позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

Пятый и шестой позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы данным цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как нарушение в данной ситуации;

Седьмой и восьмой позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить любую потребность, мотив, настроение.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и зеленый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта - субъективная направленность «внутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «снаружи». Сочетание цветов № 1 и 4 ( синего и желтого) усиливает представление зависимости от среды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности и «снаружи» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «внутрь», автономности, упрямства стремлению «снаружи».

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) - потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности; № 2 (зеленый) - потребность в самоутверждении; № 3 (красный) - потребность активно действовать и добиваться успеха; № 4 (желтый) - потребность в перспективе, надеждах к лучшему, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й - 5-й позициях, считается, что эти цели в определенной степени удовлетворяются; если они в 6-й - 8-й позициях, имеет место какой-нибудь конфликт, тревожность , неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Тот цвет, который отклоняется исследуемым может рассматриваться как источник стресса. Например, если отклоняется синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветовой тест Люшера

Наличие столь многочисленного числа фактов о взаимосвязи цвета и психики, казалось бы, не оставляет сомнений в правомерности и обоснованности цветовых методов психодиагностики. Вместе с тем, критики д...

Цветовой тест М. Люшера. Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов....

Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера

Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как инди...

Цветовой тест Люшера

Педагог-психолог...

Диагностика эмоционального состояния дошкольников Цветовой тест М. Люшера

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработ...

Восьмицветовой тест Люшера.

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов....

Цветовой тест Люшера

Тест для определения эмоционального состояния родителей...