Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Пудкова Наталья Вячеславовна

Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как индивидуально, так и подгруппами не более 4-5 человек, которых рассаживают на расстоянии друг от друга. В качестве стимульного материала используются 8 цветных карандашей в стаканчике, 2 полоски белой бумаги и палитра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_diagnostiki_-_gamma_lyushera.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера

Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как индивидуально, так и подгруппами не более 4-5 человек, которых рассаживают на расстоянии друг от друга. В качестве стимульного материала используются 8 цветных карандашей в стаканчике, 2 полоски белой бумаги и палитра.

Методика состоит из трех блоков.

Первый блок – подготовка таблицы, которая включает режимные моменты для диагностики (от 8 до 10 моментов). Последняя графа таблицы – актуальное состояние; оборудование места и подготовка стимульного материала (складывание палитры по количеству режимных моментов).

Возможные режимные моменты, которые можно использовать для диагностики: приход в Детский сад, завтрак, занятия с педагогом, занятия по ФИЗО, занятия по МУЗО, прогулка, обед, сон.

Второй блок – обследование.

  1. Работа с палитрой. Детям даётся инструкция: «Ребята, попробуем, как рисует каждый карандаш, цвета повторяться не должны. Когда закончите работу, лист отодвиньте в сторону, но так, чтобы вам было видно».
  2. Работа с полоской №1. Инструкция детям: «Ребята, закройте глаза и представьте себе, что сейчас…завтрак». Взрослый определяет 4-5 основных характерных для этого момента действий. При этом, не называя конкретных людей, блюда, задания. – «Какого цвета у тебя/вас сейчас настроение? Только не называй/те цвет, а просто представь его. Теперь открой/те глаза, и найди/те карандаш такого же или наиболее подходящего цвета, как твоё настроение. Нарисуй/те круг на этой полоске или черточку, затем полоску загни/те, карандаш положи/те на место». И так по всем режимным моментам. Цвета могут повторяться. После рассмотрения всех режимных моментов детям предлагается закрыть глаза и задаётся вопрос: «Какое у тебя сейчас настроение? Представь, какого оно цвета. Открой глаза, возьми карандаш и нарисуй его». Данное задание является отражением актуального состояния ребёнка.
  3. Работа с полоской №2. Ребёнку даётся инструкция: «Найди карандаш, который нравится тебе по цвету больше всего. Нарисуй им квадрат или черточку. После чего карандаш отложи в сторону (взрослый убирает карандаш со стола), теперь из оставшихся найди самый красивый и т.д. до последнего карандаша».

Третий блок – обработка результатов.

Сначала проводится индивидуальная обработка полосок №1 и №2. Каждому цвету на полоске №2 слева направо присваивается порядковый номер от 1 до 8. Затем соответствующие номера цветов переносятся на полоску №1.

Цвета под номерами:

1,2,3 – цвета эмоционального благополучия;

4,5,6 – эмоционально нейтральные;

7,8 – проецируют эмоциональное неблагополучие.

Полоска №1 оценивается лишь в том случае, если актуальное состояние ребёнка не раскрашено цветами 7,8.

Групповая обработка результатов заключается в составлении таблицы или протокола эмоционального благополучия ребёнка в Детском саду. Количество столбцов в таблице – по числу режимных моментов плюс актуальное состояние.

п/п

Ф.И. ребёнка

Режимные моменты

Актуальное состояние ребёнка

Прием

Завтрак

Сон

1

2

3

Сколько раз встречаются по каждому режимному моменту цвета 7 и 8

По итогам наблюдений составляется сводный протокол на начало и конец года, отражающий динамику эмоционального состояния детей группы.

п/п

Ф.И. ребёнка

Режимные моменты

Актуальное состояние ребёнка

Прием

Завтрак

Сон

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Примечание: н.г. – начало года, к.г. – конец года.

В описательной части заключения по результатам обследования указывается общая картина эмоционального состояния группы – благополучная или неблагополучная. Эмоциональное благополучие определяется  процентным соотношением повтора цветов под номерами 7 и 8 от общего количества цветов. Если это значение не превышает 15% от общего количества, эмоциональное состояние группы оценивается как благополучное. Если больше 15% - неблагополучное.

Например, исследуется группа в количестве 15 человек. Рассматривается 8 режимных моментов. Рассчитаем общее число используемых цветов: 8 умножаем на 15, получаем 120 цветных меток.

Подсчитываем общее количество встретившихся цветов под номерами 7 и 8 по всем режимным моментам. Допустим, сумма равна 16. Рассчитаем процент: 16 умножаем на 100% и произведение разделим на 120 цветных меток. Получаем 13%. Следовательно, эмоциональное состояние группы оценивается как благополучное.

Далее определяется состояние эмоционального благополучия каждого ребёнка. Расчет производится по вышеуказанному способу, но положительным эмоциональное состояние можно считать в том случае, если процентное значение не превышает 30%. При этом указываются конкретные цифровые коды детей с благополучным или неблагополучным эмоциональным состоянием.

Подобный расчет производится и по каждому режимному моменту, где значение более 15% указывает на эмоциональное неблагополучное состояние детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Цветовой тест М. Люшера. Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов....

Презентация «Проективные методы диагностики»

Презентация «Проективные методы диагностики»  на методическом объединении  педагогов-психологов «Одаренные дети. Проективные методы диагностики»  на базе МБДОУ ...

Выступление «Проективные методы диагностики»

Выступление «Проективные методы диагностики»  на методическом объединении  педагогов-психологов «Одаренные дети. Проективные методы диагностики»  на базе МБДОУ ...

Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера

Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как инди...

Диагностика эмоционального состояния дошкольников Цветовой тест М. Люшера

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработ...

Проективные методики диагностики эмоционального состояния у детей дошкольного возраста.

Представлены основные проективные методики, используемые для оценки эмоционального состояния детей дошкольного возраста....