Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера
тест
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №12»
Педагог — психолог: Путро Светлана Владимировна
Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера
Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как индивидуально, так и подгруппами не более 4-5 человек, которых рассаживают на расстоянии друг от друга. В качестве стимульного материала используются 8 цветных карандашей в стаканчике, 2 полоски белой бумаги и палитра.
Методика состоит из трех блоков.
Первый блок – подготовка таблицы, которая включает режимные моменты для диагностики (от 8 до 10 моментов). Последняя графа таблицы – актуальное состояние; оборудование места и подготовка стимульного материала (складывание палитры по количеству режимных моментов).
Возможные режимные моменты, которые можно использовать для диагностики: приход в Детский сад, завтрак, занятия с педагогом, занятия по ФИЗО, занятия по МУЗО, прогулка, обед, сон.
Второй блок – обследование.
- Работа с палитрой. Детям даётся инструкция: «Ребята, попробуем, как рисует каждый карандаш, цвета повторяться не должны. Когда закончите работу, лист отодвиньте в сторону, но так, чтобы вам было видно».
- Работа с полоской №1. Инструкция детям: «Ребята, закройте глаза и представьте себе, что сейчас…завтрак». Взрослый определяет 4-5 основных характерных для этого момента действий. При этом, не называя конкретных людей, блюда, задания. – «Какого цвета у тебя/вас сейчас настроение? Только не называй/те цвет, а просто представь его. Теперь открой/те глаза, и найди/те карандаш такого же или наиболее подходящего цвета, как твоё настроение. Нарисуй/те круг на этой полоске или черточку, затем полоску загни/те, карандаш положи/те на место». И так по всем режимным моментам. Цвета могут повторяться. После рассмотрения всех режимных моментов детям предлагается закрыть глаза и задаётся вопрос: «Какое у тебя сейчас настроение? Представь, какого оно цвета. Открой глаза, возьми карандаш и нарисуй его». Данное задание является отражением актуального состояния ребёнка.
- Работа с полоской №2. Ребёнку даётся инструкция: «Найди карандаш, который нравится тебе по цвету больше всего. Нарисуй им квадрат или черточку. После чего карандаш отложи в сторону (взрослый убирает карандаш со стола), теперь из оставшихся найди самый красивый и т.д. до последнего карандаша».
Третий блок – обработка результатов.
Сначала проводится индивидуальная обработка полосок №1 и №2. Каждому цвету на полоске №2 слева направо присваивается порядковый номер от 1 до 8. Затем соответствующие номера цветов переносятся на полоску №1.
Цвета под номерами:
1,2,3 – цвета эмоционального благополучия;
4,5,6 – эмоционально нейтральные;
7,8 – проецируют эмоциональное неблагополучие.
Полоска №1 оценивается лишь в том случае, если актуальное состояние ребёнка не раскрашено цветами 7,8.
Групповая обработка результатов заключается в составлении таблицы или протокола эмоционального благополучия ребёнка в Детском саду. Количество столбцов в таблице – по числу режимных моментов плюс актуальное состояние.
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Режимные моменты | Актуальное состояние ребёнка | |||||||
Прием | Завтрак | … | Сон | |||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
Сколько раз встречаются по каждому режимному моменту цвета 7 и 8 | ||||||||||
По итогам наблюдений составляется сводный протокол на начало и конец года, отражающий динамику эмоционального состояния детей группы.
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Режимные моменты | Актуальное состояние ребёнка | |||||||||||||||
Прием | Завтрак | … | Сон | |||||||||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |||||||||
Примечание: н.г. – начало года, к.г. – конец года.
В описательной части заключения по результатам обследования указывается общая картина эмоционального состояния группы – благополучная или неблагополучная. Эмоциональное благополучие определяется процентным соотношением повтора цветов под номерами 7 и 8 от общего количества цветов. Если это значение не превышает 15% от общего количества, эмоциональное состояние группы оценивается как благополучное. Если больше 15% - неблагополучное.
Например, исследуется группа в количестве 15 человек. Рассматривается 8 режимных моментов. Рассчитаем общее число используемых цветов: 8 умножаем на 15, получаем 120 цветных меток.
Подсчитываем общее количество встретившихся цветов под номерами 7 и 8 по всем режимным моментам. Допустим, сумма равна 16. Рассчитаем процент: 16 умножаем на 100% и произведение разделим на 120 цветных меток. Получаем 13%. Следовательно, эмоциональное состояние группы оценивается как благополучное.
Далее определяется состояние эмоционального благополучия каждого ребёнка. Расчет производится по вышеуказанному способу, но положительным эмоциональное состояние можно считать в том случае, если процентное значение не превышает 30%. При этом указываются конкретные цифровые коды детей с благополучным или неблагополучным эмоциональным состоянием.
Подобный расчет производится и по каждому режимному моменту, где значение более 15% указывает на эмоциональное неблагополучное состояние детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.
Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...
Цветовой тест М. Люшера. Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности
Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов....
Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера
Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как инди...
Презентация «Проективные методы диагностики»
Презентация «Проективные методы диагностики» на методическом объединении педагогов-психологов «Одаренные дети. Проективные методы диагностики» на базе МБДОУ ...
Выступление «Проективные методы диагностики»
Выступление «Проективные методы диагностики» на методическом объединении педагогов-психологов «Одаренные дети. Проективные методы диагностики» на базе МБДОУ ...
Диагностика эмоционального состояния дошкольников Цветовой тест М. Люшера
Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработ...
Проективные методики диагностики эмоционального состояния у детей дошкольного возраста.
Представлены основные проективные методики, используемые для оценки эмоционального состояния детей дошкольного возраста....