Эмоциональные потребности ребенка дошкольного возраста
статья по психологии

Педагог-психолог Санду Оксана Ивановна

Эмоциональные потребности являются базовыми человеческими потребностями,

такими же важными и нисколько не менее значимыми, чем потребность в пище, сне, комфорте и тд.

Осознание и удовлетворение базовых эмоциональных потребностей необходимо для нормального психического развития ребенка,

для формирования осознанности, уверенности в себе, доверия к миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnye_potrebnosti_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональные потребности ребенка дошкольного возраста 

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Что такое эмоциональные потребности?

Эмоциональные потребности являются базовыми человеческими потребностями, такими же важными и нисколько не менее значимыми, чем потребность в пище, сне, комфорте и тд.

Осознание и удовлетворение базовых эмоциональных потребностей необходимо для нормального психического развития ребенка, для формирования осознанности, уверенности в себе, доверия к миру. Неудовлетворение их, напротив, приводит к закрытости, формированию деструктивных убеждений и установок, страху перед миром. 

Какие же они эмоциональные потребности ребенка дошкольного возраста

  • Потребность в любви

Самый лучший способ выразить ребенку свою любовь – сделать следующее: обнять ребенка, держа его на руках, погладить по голове (физический контакт); интересоваться его деятельностью, рассказывать о своей работе (выражение заинтересованности).

  • Потребности чувствовать себя желанным

Если ребенок постоянно ругают, ограничивают, игнорируют, то это может лишить дошкольника ощущения того, что его любят.

  • Потребность в получении положительных эмоций

Многие родители желают ускорить развитие своих детей, но этим обуславливают им только отрицательный опыт через всевозможные разочарования, Для ребенка естественны проявления любопытства, потребность в исследовании, это следует признавать и направлять. Если поддерживать занятия дошкольника и избегать излишней критики и ограничений, то он получит положительный жизненный опыт, который поднимет его веру в свои способности.

  • Потребность в уважении

Каким бы маленьким не был ребенок, он нуждается в том, чтобы его уважали наравне со взрослым. У ребенка, чувствующего себя недооцененным, развивается отрицательная самооценка, что, в свою очередь, тормозит развитие личности.

  • Потребность быть связанным с взрослым

В каждом ребенке врожденный страх быть покинутым, отверженным со стороны взрослого. Это как инстинкт самосохранения, с помощью которого он пытается связать себя со взрослыми. Родители могут помочь ребенку преодолеть этот страх, подготовив его к расставанию. Дошкольнику следует сообщать, когда собираются уходить взрослые, когда они вернутся.

  • Потребность в защищенности

Для большинства родителей физическая опасность, которая может подстерегать ребенка, довольно хорошо ощущается, и обычно они умею предостеречь ребенка от них. Намного чаще родители оставляют без внимания эмоциональны риски. Основная опасность для душевного здоровья дошкольника – переживание неудач и провалов. Безопасность, в которой ребенок нуждается, приходит от знания того, что его признают и ценят за то, что он делает, за то, какой он.

  • Потребность в открытии врожденных способностей.

Родитель не должен через жизнь ребенка пытаться осуществить свои несбывшиеся детские мечты, принуждая его действовать в той же области, где он сам успеха не добился. Надо помочь ребенку найти его настоящие интересы и укрепить его веру в свои способности.

  • Потребность в руководстве и обучении.

Большая часть проблем детей возникает из – за того, что они не знают, как «дела делаются». Жизненный опыт взрослые, их навыки и знания являются для ребенка очень ценными.

  • Потребность решать сложные задания

Для эмоционального созревания каждый ребенок нуждается в возможности решения своих жизненных задач. Полезно позволять самому ребенку прилагать усилия каждый раз, когда он желает что – то получить или достичь какой-то цели.

  • Потребность в свободе

Ребенок нуждается в свободе, чтобы научиться действовать самостоятельно. Многие родители ограничивают свободу дошкольника, так как боятся сопровождающего свободу риска. Правильным было бы учитывать принцип равновесия : чем больше ребенок проявляет чувство ответственности, тем больше свободы можно ему предоставить.

  • Потребность в юморе и положительном отношение к жизни

Для нормального развития ребенок нуждается в оптимизме и юморе. С помощью чувства юмора и положительного отношения к жизни взрослые помогают детям безболезненно справляться с трудностями, формируя в них богатого эмоциями человека.

  • Потребность в творческом выражении

Раскрытие своих талантов и поиск своего призвания должны осуществляться как самостоятельно, так и с помощью взрослых. Со стороны родителей важно создать благоприятную среду: например, записать ребенка в центр детского развития. Важно следить за склонностями и талантами ребенка и помогать им раскрыться. 

Педагог-психолог

Санду О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра, как средство формирования речи и эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, с отклонениями в развитии.

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с проблемами в развитии, посещающих  детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие...

Консультация для родителей ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.Сопровождая практи...

Статья "Семья как важнейшее условие обеспечения эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста"

Статья будет полезна для родителей, стремящихся воспитать гармонично-развитую личность. Поможет выстроить систему поведения в отношении своего ребенка....

Понятие, сущность и специфика эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

В данной статье широко раскрыты понятия "эмоции" и "эмоциональная сфера" старших дошкольников. Автором отмечена важность и необходимость общения ребенка с социумом для полноценного формирования его эм...

Статья "Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста"

В этой чстатье раскрываются особенности эмоционального мира ребенка дошкольного возраста...

Театральная деятельность ребенка как фактор развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

В данной статье приводится анализ динамики развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста в исследованиях психологов. Акцентируется внимание на сложностях развития эмоциональной сферы и кин...