Театрализованная игра, как средство формирования речи и эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, с отклонениями в развитии.
методическая разработка по теме

Ковальская Наталия Вячеславовна

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с проблемами в развитии, посещающих  детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие в их развитии и как следствие этого - развитие интеллекта, психических процессов, которые в свою очередь влияют на развитие эмоционально-волевой сферы, а, следовательно, и всей личности в целом.Дети, посещающих как логопедическую группу, так и с задержкой психического развития, ощущают трудности в речевом развитии в силу своих физиологических особенностей.Театрализованная деятельность способствует повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей э м п а т и и, творческих способностей, воображения, все это повышает уровень развития эмоциональной сферы ребенка...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель: Ковальская Н.В.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИИ

    Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с проблемами в развитии, посещающих  детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие в их развитии и как следствие этого - развитие интеллекта, психических процессов, которые в свою очередь влияют на развитие эмоционально-волевой сферы, а, следовательно, и всей личности в целом.

    Дети, посещающие  как логопедическую группу, так и с задержкой психического развития, ощущают трудности в речевом развитии в силу своих физиологических особенностей. Этим детям свойственно следующее: неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности при ориентировке в пространстве, плохая координация движений, недостаточное развитие познавательной деятельности, незрелость развития эмоциональной сферы. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. С помощью театральных игр мы можем решить все эти проблемы, вести коррекционную работу во всех этих направлениях, так как театральные игры включают в себя многоплановость.  Вследствие использования в театральных играх, как вербальных средств выразительности, так и невербальных при создании художественного образа развивается как  речь, так  и моторика ребенка (тонкая и общая).   А в систему коррекционной работы с детьми необходимо включить игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И как, показывает практика, именно театрализованной деятельности принадлежит особая роль в этом.

     Театральная постановка совершенствует представления развивающейся личности о мире и о себе. Особое место в художественных постановках следует уделять пьесам, основанным на стихотворных текстах. Влияние поэтического слова на личность общеизвестно. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов дети, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же неоднократно повторяя свои роли, ребенок тренируется в развитии голосового аппарата. Таким образом, используя средства театральной постановки, воспитатель, окружая, ребенка разнообразным миром слов, музыки, движения и чувства, решает сразу несколько задач.

    Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования и развития речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развивают творчество и фантазию ребенка. Участвуя в театральных играх, дети  знакомятся с окружающим миром, в процессе работы над выразительностью реплик  персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, развивается монологическая и диалогическая речь. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

    Театрализованная деятельность решает также и воспитательные задачи. Она является важнейшим средством развития э м п а т и и – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, развивает коммуникативные способности ребенка.

    Театрализованная игра отличается от других игр тем, что в этих играх ребенок сам создает художественный образ персонажа. А для создания художественного образа с определенным характером и присущими для него эмоциями, педагог учит детей средствам выразительности : вербальным (речевым) и невербальным (пантомимическим). Поэтому театрализованная игра имеет свои типичные признаки:

  • у театрализованной игры должно быть обязательно содержание. Дети должны знать, что они будут играть, имея тот или иной персонаж, а не просто манипулируя им.
  • наличие сюжета. Театральная игра развивается по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание произведения (сказки, рассказа, стихотворения). Сценарий можно редактировать вместе с детьми (изменять конец сказки и т.д.).
  • в любой театральной игре есть персонажи – актеры, которые имеют свои роли.
  • ребенок играет не сам по себе и не один, он вступает в определенные отношения с другими детьми.
  • театральная игра проходит поэтапно:
  • обучение (проходит на уровне восприятия). Это освоение: ребенок, слушает, смотрит на основе показа воспитателем;
  • воспроизведение (исполнение): ребенок исполняет сам с внесением собственных элементов творческого характера.
  • творчество. Ребенок сочиняет сам сценарий или сказку, по которой составляется сценарий.

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА.

    Для развития выразительной художественной речи, с детьми необходимо проводить упражнения по технике речи. Техника речи включает в себя:

  • речевое дыхание;
  • дикцию;
  • голос;
  • интонационную выразительность – самое главное  в театральных играх.

Рассмотрим, что такое речевое дыхание. Существует два вида дыхания: речевое или фонационное и физическое. При речевом дыхании вдох короче выдоха. Говорим на выдохе, поэтому необходимо развивать выдох. Различают следующие вида выдоха:

  • Спокойная речь – плавный выдох;
  • Ярко выраженная эмоциональная речь –воздух с силой выгоняется;
  • Речь ритмичная – воздух выталкивается рывками.

Дыхание вырабатывается в групповых упражнениях, но проверяется каждый ребенок индивидуально. Для освоения техники речи используется речевая гимнастика. Она может проводиться на коррекционном часу, ее длительность 10-12 минут. Задача этой работы – научиться легко, переключать дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи. Необходимо помнить, что дыхание у ребенка неглубокое, поверхностное, диапазон голоса ограничен, низкий регистр дается тяжело, а верхний визгливо, высоко. Поэтому задача и состоит в том, чтобы расширить диапазон голоса, научить ребенка правильно пользоваться голосом. Работа над дикцией и дыханием – начало речевой постановки голоса. При развитии голоса, особенно у детей с ОНР, нужно использовать проговаривание  различных стихотворений с движениями. Эти упражнения помогают снять мышечное напряжение  тела у детей  (Лопухина И « Логопедия. Речь, ритм, движение»,  Нищева Н.В. «Система коррекционной работы»).  В работе над голосом  важна осторожность и постепенность, нельзя спешить с расширением диапазона, перегружать речевой аппарат ребенка, особенно у детей с нарушениями речи. Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции. Чтобы речь была ясной, надо развивать гибкость и подвижность языка, нижней челюсти и заднего неба. Обязательно, на коррекционном часу, используются упражнения по  артикуляционной гимнастики, согласованные с логопедом. Упражнения по дикции проходят в форме хорового и индивидуального произнесения. Они даются в игровой форме. Упражнения по дикции желательно соединять с упражнениями на силу звука (проговаривать тише, громче, шепотом), высоту голоса ( Уликова Н.А. «Словом душа растет»). Для тренировки речи используем скороговорки. Надо помнить, что скороговорку нужно произносить сначала как чистоговорку, медленно, быстрота вырабатывается через медленную четкую речь.

    Одновременно с формированием навыков звучания речи, развиваем тонкую моторику, т.к. управление речевой деятельностью осуществляется из двигательной коры головного мозга. Поэтому уровень развития речи постоянно согласуется со степенью развития движения пальцев рук, при тренировке движений пальцев рук, голосовые реакции ребенка развиваются интенсивнее, становятся более совершенными (Воробьева Т.А. и Крупенчук О.И. « Мяч и речь. Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики»). Поэтому в ежедневные речевые упражнения включаются:

- а р т и к у л я ц и о н н а я  г и м н а с т и к а;

- п а л ь ч и к о в а я   г и м н а с т и к а;

- проговаривание  с т и х о в, где речь координируется  с  движением рук, тела;

- игры с м я ч о м.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

    Развитие эмоциональной сферы ребенка является одним из важнейших направлений в становлении его личности. Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребенка правильного их понимания и соответствующего реагирования на них. Практически непременным компонентом всех видов психических процессов и состояний, всех видов человеческой активности являются эмоции.

Э М О Ц И И – психическое состояние, выражающее отношение к окружающему миру. Это врожденные реакции человека. Это форма выражения потребностей человека. Эмоции носят кратковременный характер, чувства – долговременные. Прежде всего функция эмоций – общение. Они регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребенка, а также его деятельность. В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо развивать. Если эмоциональное развитие ребенка замедлено, как у детей ЗПР, то это приведет к нарушениям коммуникативных качеств. В результате ребенок чувствует себя отверженным, а это может привести к появлению различных патологий у него.

Причины, тормозящие развитие эмоциональной сферы ребенка.

Можно выделить с о ц и а л ь н ы е причины снижения уровня развития эмоционально-волевой сферы:

  1. Т е х н о л о г и з а ц и я   нашей жизни, в которой также непосредственно участвует ребенок, способствует «обесчувствованию» его. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться как со взрослыми, так и со сверстниками, а ведь именно через общение формируется эмоциональная сфера ребенка. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других людей.
  2. У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоции, связанные с

з а п р е т а м и  взрослых людей. Это запрет, например, на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражении страха, агрессии, подчас взрослые ни чем не мотивируют свои запреты. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует н а к а з а н и е , довольно много. Контроль со стороны взрослых в воспитании детей, конечно, необходим, но он не должен преследовать исключительно интересы родителей.

  1. Ф И З И О Л О Г И Ч Е С К И Е причины. У детей с нарушениями психофизического развития (ЗПР), а также у детей с нарушениями речи часто наблюдается незрелость развития эмоциональной сферы. Эти причины базируются на физиологических факторах:  наличие малой мозговой дисфункции (ММД), малой мозговой недостаточности (ММН), полученные в результате родовой травмы (быстрые или замедленные роды, кесарево сечение, любые отклонения от нормальных родов, асфиксия и т.д.). Нервная система у таких детей незрелая, хотя интеллект, может быть, не затронут. У детей  с диагнозом дизартрия и стертая дизартрия наблюдаются помимо дефектов звукопроизношения голоса, нарушения артикуляционной моторики и мимических мышц из-за повышения (понижения) мышечного

тонуса, а также нарушений иннервации мышц языка, губ, лицевой и шейной мускулатуры.

    Эмоции у таких детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения у детей – плаксивость, капризность, смех без причины. Наблюдаются: возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки.

    Эмоциональная сфера складывается уже во внутриутробном развитии, поэтому отрицательные факторы, такие как нежеланная беременность, влияют на становление эмоциональной сферы.

Какие дети страдают нарушениями эмоционально-волевой сферы?

  1. с нарушениями речевого развития;
  2. с задержками психического развития (ЗПР), темпового развития;

3  с ДЦП;

    Один из путей целенаправленного эмоционального развития ребенка лежит через искусство: музыку, изобразительное искусство, художественную литературу.

А театрализованная деятельность как раз и вмещает в себя все это. Театрализованная игра отличается от других игр тем, что в театральных играх ребенок создает художественный образ героя сам, для этого ему необходимо учитывать характер и эмоции, присущее определенному герою. Поэтому в работу с детьми включены следующие разделы: работа над эмоциями, работа над характерами героев.

    Для целенаправленной, системной работы с детьми по развитию эмоциональной сферы необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться.

    Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, является классификация К.Изарда. Она основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.( Калинина Р.Р. «В гостях у золушки»)

    Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике и «вокальной» мимике (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме голоса)

    Выразительными действиями не только определяется, но и формируется эмоциональная сфера. Подтверждением этого служат слова С. Л. Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие)  не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его: так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».

    Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это –конкретный, зримый результат. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

   

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Начинать знакомство с эмоциями можно с младшей группы. Слово «эмоция» не говорится, используется доступное понятие – настроение и глагол «что ты чувствуешь?». Начинать знакомство надо всегда с положительной эмоции и заканчивать тоже положительной. Желательно, у каждого ребенка проверить качество словаря, относящееся к эмоциональной жизни Проверяется, может ли ребенок различать основные эмоции. Сделать это можно с помощью диалога. У детей спрашивают: при каких обстоятельствах проявляется та или иная эмоция. Для этой цели  используются пиктограммы, кубики, на гранях которых изображены схематично лица, выражающее какое-либо эмоциональное состояние; прорисовывание с детьми того или иного эмоционального состояния – игры «Нарисуй облако», «Волшебные шары», «Фоторобот».

Проверяется словарный запас, обозначающий качество характера - по картинкам «Что такое хорошо, плохо?» Используются игры и упражнения, а также этюды для развития эмоциональной сферы ребенка.. Здесь надо работать в определенной последовательности, начинать работу надо обязательно с упражнений – тренингов на эмоциональные состояния, затем игры-упражнения, затем уже этюды. Накопление эмоционально-чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность – длительная работа, которая требует участие родителей. Для привлечения родителей проводятся тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др. Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах, в качестве исполнителей ролей, авторов текстов, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагога с родителями будет способствовать эмоциональному развитию детей. Таким образом, театрализованная деятельность способствует повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей э м п а т и и, творческих способностей, воображения, все это повышает уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Театрально-игровая деятельность идет в двух направлениях, как свободно-развивающаяся игра, где дети получают азы актерского мастерства, получают навыки по технике показа разных видов театра, так и игра –спектакль, как результат достигнутого.

План подготовки и развития театрализованной игры

  1. Рассматривание иллюстраций и беседа о жизни животных;
  2. Отгадывание и придумывание загадок об этих животных (для выявления типичных характерных признаках);
  3. Рассказывание сказки и рассматривание иллюстраций в книге;
  4. Прослушивание сказки на пластинке или с помощью ТСО;
  5. Индивидуальные беседы по сказке;
  6. Разучивание песен, плясок (музыкальное сопровождение  в виде игр-тренингов);
  7. Проведение подводящих упражнений и тренингов для создания образов (речевые, пантомимические средства выразительности);
  8. Обучение приемам работы с различными видами театров;
  9. Инсценировка частей сказки;

10. Инсценировка всей сказки;

11. Импровизация сказки (разные виды театров).

ПРИЕМЫ ПО ЗАПОМИНАНИЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СЮЖЕТА СКАЗКИ

  1. Для детей с нарушениями речи лучше брать пьесы, основанные на с т и х о т в о р н ы х текстах сказок. Сказка сама по себе уже обогащает чувства и мысль ребенка, будет его воображение. Сказка вызывает у детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычностью, неограниченными возможностями для фантазирования. А если использовать стихотворный текст, то детям он более доступен в понимании, он легче для заучивания, так как в нем больше ритма, он мелодичный, поэтому детям легко его слушать, их интерес сохраняется в процессе всей работы по инсценировки сказки. Текст этот не ведет к физической перегрузке мыслительного процесса. Детям, проговаривая  такой текст, легче найти способы невербальной выразительности в создании характера героя одновременно с вербальными средствами выразительности. Ребенок с интересом перевоплощается, меньше уставая, а мы знаем, что детей с нарушениями  в развитии концентрация внимания и память снижены, работоспособность – низкая, а утомляемость высокая.

2. Чтобы помочь детям усвоить последовательность появления персонажей сказки, используются  элементы с и м в о л и ч е с к о й  а н а л о г и и. Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Речь записывается буквами – символами звуков; количество – цифрами. Символическая аналогия может быть словесной и графической. Г р а ф и ч е с к а я  аналогия – это умение обозначить одним символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки. За основу можно брать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. С помощью графической аналогией, мы учим детей выделять в образе самое главное. (модели с характерными признаками героев сказок  За основу модели берем круг, к нему используются съемные детали, которые характеризуют характер персонажа. По этим моделям дети могут уже сразу выяснять характер героя, например, лиса –  хитрая, т.к. разрез глаз может говорить о ее хитрости и т.д.  Эти модели можно использовать на фланелеграфе. Внесение наглядного моделирования в процесс работы со сказкой ведет к пониманию основных событий, к прослеживанию и выстраиванию логики действий. На основе этого наглядного материала можно сочинять разные варианты сказок. Это развивает образное мышление детей. На основе моделирования, с детьми проводятся игры:

«Угадай сказку», « Из какой сказки пришел герой?», «Определи характер героя», «Закончи сказку», «Сочини новую сказку».

3 Особое место в запоминании последовательности сюжета принадлежит м н е м о т е х н и к е. В мнемотаблице схематично можно изобразить персонажей сказки, явления природы, некоторые действия. Таблицы нужно использовать цветные, чтобы в память у ребенка запечатлелись отдельные образы

  1. Использование упражнений с мячом (Воробьева Т.А., Крупенчук О.И., «Мяч и речь»). Игра с мячом отвлекает ребенка от речевого дефекта и побуждает его к общению, развивает тонкую моторику, само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, нормализует эмоционально-волевую сферу, особенно у гипервозбудимых детей.
  2. Очень хорошо брать игровые упражнения, где используются ручные тени. С помощью ручных теней можно заучивать части сказки. Дети здесь сначала выступают в роли зрителей, а потом и непосредственно участвуют  в показе. Кроме того, здесь одновременно идет развитие мелкой моторики руки, причем в игровой форме, что не дает детям уставать.

Создание предметно-развивающей среды по театрализованной деятельности

    Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. При создании театрализованной зоны мы должны учитывать:

  • совместную и индивидуальную деятельность детей;

-   условия для моделирования, поиска, эксперимента;

  • создание зон приватности – специальных мест, где ребенок хранит свое личное имущество (игрушку, костюм и т.д.);
  • наличие «тихого уголка», где ребенок может посидеть один и прорепетировать какую-либо роль ит.д.
  • наличие разнообразного театрального оборудования для разных возрастных групп.

Театрально-игровой материал

  1. Наличие разных видов кукольного театра

ВИДЫ  КУКОЛЬНОГО  ТЕАТРА:

а. Настольный театр:

- игрушек и картинок: на опоре; на подставке;

  • теневой: ручные тени, силуэтные, пальчиковые, живые тени;

б. Ширмовой:

  • пальчиковый;
  • перчаточный = петрушек= бибабо;
  • картинки;
  • театр ложек;
  • театр кукол (тростевой)
  • рукавички

    Каждый вид театра должен включать в себя: универсальный актерский ряд; универсальный декорационный ряд; сцену, ширмы. Желательно, чтобы были комплекты разных видов кукольного театра для одной и той же сказки. Комплекты должны быть для повседневной игры  в группе и для показа спектаклей вне группы;

  1. Наличие масок - для  театра человека;
  2. Создание новых костюмов, декорации;
  3. Наличие ширм: настольной  и в рост ребенка; ширма для теневого театра;
  4. Разнообразные музыкальные детские инструменты для музыкально-шумового оформления театрализованной игры;
  5. Настольно-печатные игры;
  6. Наличие ТСО; магнитофон, диапроектор, аудиозаписи;
  7. Пособия по различению эмоций: пиктограммы, настольные игры.
  8. Разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям.

Организация театрализованных игр в разных возрастных группах

Средняя группа.

Задачи:

  1. Развивать у детей устойчивый интерес к театральному искусству.
  2. Подводить детей к созданию художественного образа.
  3. Развитие речевых средств выразительности: работа над интонационной выразительностью. Учить модулировать голосом: громче, тише, тоненько, грубо.  Передавать интонацию удивления, радости, печали, испуга.
  4. Упражнять в передаче образа через движение, походку, жест, мимику.
  5. Работать над характером и эмоциями  героев. Дать различие между эмоциями и поступками.

Приемы, которым обучаем:

Обучение техническим приемам с пальчиковым и перчаточным театром. Обучение технике показа театра картинок на подставке.

Игровой материал:

  1. Пальчиковый театр.
  2. Перчаточный театр.
  3. Театр картинок на подставке, для фланелеграфа.
  4. Настольные ширмы.
  5. Настольный театр игрушек.
  6. Отдельные элементы костюма к некоторым персонажам.
  7. Уголок ряженья.

Старшая группа.

Задачи:

  1. Развивать самостоятельность, инициативу, способности каждого ребенка.
  2. Учить вносить разнообразие в театрализованные игры (разные виды театра).
  3. Знакомить с кукольным театром.
  4. Учить ребят быть в роли ведущего, режиссера, художника – декоратора.
  5. Совершенствовать исполнительские умения детей, добиваясь соответствия образу.
  6. Продолжать работу по развитию речевых, пантомимических средств выразительности, развивать умение импровизировать.
  7. Продолжаем работать над характерами и эмоциями героев.

Приемы, которым обучаем:

  1. Систематически подводим детей к организации и подготовке, постановке несложных спектаклей.
  2. Дети учатся быть ведущими. Для этого упражняются в составлении рассказов. Учатся говорить, не спеша, с паузами, а во время постановки своевременно регулировать действиями героев.
  3. Дети учатся быть режиссерами. Распределяют роли, помогают актеру найти наиболее выразительные способы передачи образа.

Игровой материал:

Мл. + ср. группы

  1. Куклы, театральные марионетки, стержневые.
  2. Новые костюмы.
  3. Декорации
  4. Ширма ( высота = 1- 1м10см)
  5. Проигрыватель, диафильмы.

Подготовительная группа.

Задачи:

  1. Развивать у детей артистические способности. Умение перевоплощаться.
  2. Развивать умение импровизировать.
  3. Развивать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа.
  4. Совершенствовать все стороны речи. Голосом передавать настроение героя и его характер.
  5. Развивать способность анализировать поступки героев, своих сверстников.
  6. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи (чувство эмпатии).
  7. Формировать речевое творчество детей.

Приемы, которым обучаем:

  1. Для совершенствования умений в передаче образа проводить этюды-темы, этюды-импровизации на поиск более точных средств выразительности.
  2. Упражнять в самостоятельных коллективных действиях: самостоятельно распределяться на группы, выбирать конкретный этюд из знакомого произведения, распределять роли, показывать сценки своим товарищам.
  3. Обучать технике показа теневого театра.

Театрально-игровой материал:

Мл.+ ср. + ст.

  1. Теневой театр.
  2. Занавес или стена – задник для самостоятельной театрально-игровой драматизации.
  3. Афиши, пригласительные билеты.
  4. Новые декорации, костюмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность ребенка как фактор развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

В данной статье приводится анализ динамики развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста в исследованиях психологов. Акцентируется внимание на сложностях развития эмоциональной сферы и кин...

Авторская работа «Музыкально-коммуникативные игры как инновационная форма работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста»

В программе собран комплекс музыкально-коммуникативных игр, указана возможность их использования  в ежедневной деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на детей старшей, подго...

«Театрализованная игра, как средство формирования речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: выявить особенности организации театрализованной деятельности в ДОУ, направленную на формирование в детях творческого начала и личности ребёнка.Форма проведения: педагогическая мас...

Статья. Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста...

Статья.Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста....

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Театр – особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к ис...

Консультация "Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста"

Театр – особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к ис...