ПСИХОСОМАТИКА. МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ РАБОТЫ.
методическая разработка по психологии

Лубинец Оксана - психолог

ПСИХОСОМАТИКА. Методы и техники работы.

В данной статье речь пойдет о специальных методах и техниках, которые помогают в работе с детьми, которые страдают психосоматическими заболеваниями.

Одно из главных и важных условий, которые необходимо ставить перед родителями (законными представителями) — дети должны в обязательном порядке обследоваться, наблюдаться и проходить лечение у врача.

Первый важный метод в работе с психосоматическими заболеваниями — работа с чувствами. Это сквозной метод, который должен быть на протяжении всего курса занятий.

Важно не только отражать чувства ребёнка, но и проводить некое обучение: дети с психосоматическими заболеваниями в буквальном смысле — плохо себя чувствуют. Плохо чувствуют сигналы своего тела, ощущения и почти не распознают чувства и эмоции.

Психолог выступает иногда в роли обучающего наставника — учит распознавать чувства, дифференцировать их, идентифицировать и проявлять в виде эмоций. Многие дети не знают всего спектра названий чувств. Как правило, они умеют только различать знак чувств — приятные и неприятные. И основной орган, в котором скапливаются практически все подавленные чувства — тот самый слабый орган, либо слабая система в организме, которая и является психосоматическим проявлением.

Одна из функций психосоматического заболевания — накапливать подавленные чувства и дать возможность человеку пережить чувства через болезнь. А наша задача — дать возможность ребёнку пережить те же самые чувства в настоящем времени вместе с психологом в безопасной обстановке в отношениях, где есть глубокий контакт, доверие и понимание.

Второй метод — метод арт-терапии (терапия искусством), в котором есть несколько конкретных техник.

Техника «Где живут мои чувства»
Попросите ребёнка нарисовать собственное тело на А3 — можно просто контур своего тела. После этого психолог называет по порядку чувства (радость, печаль, горе, злость, гнев, страх, обида, вина, удивление, нежность, ярость и т.д). Ребёнок  вместе с психологом, прислушиваясь к себе, обозначает чувства цветом и отмечает их на рисунке своего тела.

Работа ведется медленно и пошагово. Психолог должен быть максимально внимателен не только к выполняемым ребёнком шагам, но и к чувствам, возникающим «здесь-и-сейчас».

Помогающие вопросы в ходе этой техники:
• Когда ты ощущал это чувство?
• Какие события сопровождались этим чувством?
• Кто и как в вашей семье выражал это чувство?
• Было ли это чувство запрещенным?

Работа должна быть тщательной и исследовательской. Желательно без всяких интерпретаций. В итоге получается визуальная телесная карта чувств ребёнка. И самое главное — результат — не только сама карта, а скорее процесс вслушивания в себе ребёнка.

Рисунок болезни
Хочу обратить внимание коллег, что в арсенале психолога должны быть разные средства для рисования — акварельные краски, мелки, масло, гуашь. А также обязательно многообразие цветов и оттенков. Ребёнок может рисовать свою болезнь несколько встреч. Чем тщательнее, тем лучше. И беседа ведется в процессе рисования. Психолог вместе с ребёнком погружается в мир болезни и боли. И через краски идет работа по распознаванию и выплеску чувств.

Техника «Прошлое, настоящее и будущее»
Ребёнок рисует сначала на одном листе свое состояние в настоящий момент встречи с психологом. После этого на втором листе он рисует свое прошлое (в каком он был раньше состоянии), возможно, здоровое. И на третьем листе он рисует свое желаемое будущее (желаемое состояние).

После этого важно, чтобы ребёнок сочинил по рисункам сказку. При этом все атрибуты сказки должны быть учтены — сказка начинается «Жила-была», в сказке есть волшебные силы, злые и добрые колдуны, главный герой в конце - победитель.

Техника «Письмо от своего симптома»
Одной из эффективных техник является написание подобного письма. Эта техника не применяется в начале занятий в виду того, что ребёнку пока трудно идентифицировать себя, симптом и чувства. Оптимально применить данную технику в середине курса занятий. Ребёнок от лица своего симптома пишет себе письмо. В письме должны отражаться следующие пункты:
1. сколько лет я с тобой;
2. зачем я (симптом) тебе нужен;
3. кто главный сейчас — ты или я;
4. что будет, когда меня не станет (симптома).

Третий метод в работе с детьми с психосоматическими заболеваниями— трансовые и гипнотические состояния. Если психолог имеет сертифицированные навыки гипноза, то этот метод вполне эффективен в работе с детьми с психосоматическими заболеваниями.

Основное внушение может быть направлено на снижение тревоги, восстановление энергии и жизненных сил, внутренний диалог с интуицией, обострение анализаторов и восприятия в целом.

Психосоматичесие заболевания имеют особенность медленно корректироваться. Недостаток это или, наоборот, достоинство? Важно помнить правило психотерапии — все, что медленно, то надолго и глубоко.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы нетрадиционных техник рисования.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне….»...

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Детское художественное творчество: методы, приемы, виды и техника работы»

Мастер-класс направлен на освоение и последующее применение методов и приемов нетрадиционных техник в изобразительном творчестве....

Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки....

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...