Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки
методическая разработка по аппликации, лепке

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 Калининского района Санкт- Петербурга

Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки

При знакомстве с техникой пластилинографии педагог использует следующие методы:

• наглядность (воспитатель показывает малышам образцы готовых картин, а также схемы поэтапного выполнения поделки);

• словесные методы работы (в рассказе, беседе взрослый объясняет порядок исполнения того или иного приёма пластилинографии)

• практические методы (дети отрабатывают приёмы различных техник пластилинографии, экспериментируют с сочетанием приёмов и техник, а также придумывают игровые действия с готовыми поделками, например, в подготовительной группе ребята выполняют картину «Клоун» витражной техникой, а затем рассказывают, как этого персонажа зовут, где он работает и какие номера показывает).

В старших группах поделки в нетрадиционной технике лепки из пластилина могут быть основой для составления описания или даже целых рассказов.

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки:

• раскатывание «колбасок» – кусочек пластилина раскатывается между ладонями;

• скатывание «шариков» – бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик кругообразными движениями ладоней;

• отщипывание — от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;

• прищипывание — кусочки соединяются в один элемент;

• оттягивание — кончиками пальцев пластилиновой детали придаётся заострённая форма;

• сплющивание в «блинчики» – пластилиновой детали придаётся форма лепёшки.

Кроме этого, малыши знакомятся с приёмами, используемыми именно в технике пластилинографии:

• размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;

• примазыванием или придавливанием — соединением деталей для получения цельного сюжета;

• налепливанием — нанесением элементов из пластилина на шаблон;

• заглаживанием — приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;

• смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков — в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними. 

Таблица: сравнительная таблица уровня сложности выполнения поделок с детьми разного возраста:

Возраст детей Какие приёмы пластилинографии осваиваются В какой форме проводится работа Способ выполнения поделки

Первая младшая • скатывание;

• раскатывание;

• сплющивание;

• размазывание;

• налепливание (простые картины с крупными деталями, например, солнце). Отдельно с каждым малышом Дети повторяют за педагогом, выкладывающим детали поочерёдно.

Вторая младшая • отработка уже изученных навыков;

• освоение умения работать со стекой и ножницами;

• отщипывание;

• прищипывание;

• оттягивание;

• примазывание;

• налепливание. • отдельно с каждым малышом;

• в мини-группах, парах. Малыши повторяют выполнение рисунка, опираясь на готовый образец, который создавался на глазах малышей.

Средняя • повторение освоенных навыков;

• овладение приёмами смешивания цветов, заглаживания;

• привлечение в работу таких инструментов, как щёточки (например, зубные, кондитерский шприц или капсулы от ручки, фломастера. • индивидуальная;

• в парах. • изготовление поделки по образцу;

• самостоятельное планирование подготовки элементов картины.

Старшая • отработка и комбинация освоенных ранее приёмов;

• заглаживание (для выполнения заглаживающих движений необходимы определённые мышечные усилия);

• использование подручных материалов для выполнения поделок (бисера, пуговиц и пр.). • индивидуальная работа;

• в мини-группах;

• коллективная (всей группой). • самостоятельное придумывание сюжетов и материалов для его воплощения;

• комбинация видов пластилинографии;

• сюжетно-игровая основа выполнения поделки (дети придумывают словесное сопровождение сюжета — описывают, рассказывают сказки и пр.).

Подготовительная • освоение приёмов создания картин в фактурной технике (барельефов, горельефов и контррельефов);

• отработка навыка оформления готовой картины (рамка, паспарту).

Фотогалерея: примеры работ по теме «Транспорт» в разных возрастных группах

Во второй младшей группе дети работают в прямой пластилинографии, а со второго семестра — осваивают контурный вид

В подготовительной группе ребята активно подключают дополнительные материалы для изготовления поделок

В средней группе ребята учатся сочетать более двух контрастных цветов

Подготовка занятий по пластилинографии в детском саду

В детском саду темы уроков по нетрадиционной технике лепки, интегрирующих разные области знаний и виды искусства, очень многообразны. В связи с этим методически грамотный подбор идеи заключается в том, чтобы найти тему, которая отражает реалии окружающего мира и/или соответствует времени года, общественно значимым событиям. Например, создание поделок на тему «Зима» в декабре-феврале, «Флаг России» в канун Дня флага России 22 августа или перед Днём народного единства 4 ноября.

Поделки к праздникам могут быть домашним заданием

Примерная тематика

Для подготовки уроков по пластилинографии педагог составляет рабочую программу, в которую включается перечень целей, задач для каждой группы, расписание занятий, а также календарно-тематическое планирование. При этом занятия планируются в виде тематических блоков, то есть темы уроков разных учебно-образовательных направлений пересекаются. Так, перед Днём матери на занятии по развитию речи дети учат стихотворения про маму, на уроке по ознакомлению с окружающим миром рассматривают историю этого праздника, а на пластилинографии делают поделки, связанные с угощениями.

Воспитатель    Рубцова Татьяна Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми старшего возраста

Некоторые нетрадиционные приемы и методы  работы с детьми старшего возраста для  развития слухового развития и фонематического восприятия.         Работа с ребе...

Использование игровых приёмов в ознакомлении с техникой лепки

СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...

Нетрадиционные методы и приёмы работы с заикающимися детьми.

Нетрадиционные методы и приёмы работы с заикающимися детьми.Цель работы:использование  нетрадиционных методов и приёмов с заикающимися детьми, как средство повышения эффективности коррекционной р...

Развитие фантазии, воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью приёма коллажа и нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность так или иначе тесно связана с развитием фантазии и воображения у человека. В рисовании ребёнок ищет, находит, осуществляет своё эмоциональное отношение к окружающему миру....

Мастер-класс: Методы обучения чтению с помощью нетрадиционных техник и упражнений в работе с детьми ОВЗ.

Обучение чтению детей ОВЗ. Упражнения и нетрадиционные техники  для работы с детьмс ОВЗ. Для развития зрительной, слуховой , наглядно -образной памяти....